Прощай, Азбука!
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Бурдасова Вера Ивановна

Урок праздник. Закрепление пройденного материала. Развитие умения читать слова и предложения со всеми буквами русского алфавита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy_-_kopiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

I Орг. Момент

Родители:                                                          СЛАЙД № 1___

Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложку и закладки нет…

Все взволнованы немножко… в чем секрет?

Учитель.

Дочитали эту книжку школьники вчера,

А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.

Ученик.

Почему мы наш учебник азбукой зовем,

А другие называют книгу Букварем?

Учитель.

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварем назвали встарь                                 СЛАЙД № 2___

В честь славянских «аз» и «буки»

Назван Азбукой букварь.

Ученик.

Смех и слезы, радость и печаль

За полгода довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль –

Книги нам легко теперь читать!

Ученик.

В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

«Азбуку» - для всех подарок –

Старшеклассники внесли.

Ученик

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам – строчкам шли

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Ученик.

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Ученик.

Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет

Дети.

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!.                                       СЛАЙД № _3__

Учитель. Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители. Они пришли посмотреть на вашу работу, узнать, чему вы научились.

Ученики исполняют частушки.

Мы собрали пап и мам,

Но не джля потехи.

Мы сегодня вам расскажем

Про свои успехи.

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид.

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машина, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом проглочу!

Мы простимся с Азбукой

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

II Работа над темой урока.

Ученик.

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен

Буквоград зовется он.

В этом городе живет

Удивительный народ.

Учитель: Что за народ живет в этом городе?

Дети: Буквы.                                                    СЛАЙД № 4___

Учитель: Что мы делаем с помощью букв?

Дети: При помощи букв обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.

Учитель: Как мы воспринимаем звуки?

Дети: Мы их слышим, произносим.

Учитель: Я вам предлагаю выполнить задание «Слушай внимательно». Я вам читаю слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово.                                             СЛАЙД № 5___

  1. крот, ночь, иволга, грач, астра.
  2. бабушка, умница, кран, волк, Анна.

Учитель: Какие слова у вас получились?

Дети: Книга, буква.

Учитель: Что общего у данных слов.

Дети: В этих словах по 5 звуков, по 3 согласных и 2 гласных, 2 слога, ударение падает на первый гласный звук. Оба слова отвечают на вопрос что? Стоят в единственном числе.

Учитель: Молодцы, успешно справились с заданием. Я предлагаю вам новое задание «Узнай букву».

  1. Эта буква широка и похожа на жука
  2. В этой букве нет угла, до того она кругла – укатиться бы могла.
  3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу.
  4. На эту букву посмотри, она совсем как цифра «3».

Учитель: Чего больше в русском языке звуков или букв?

Дети: Букв, ведь «ь» и «ъ» не обозначают звуков. Нет, звуков больше. Есть буквы, которые обозначают два звука.

Учитель: Действительно в русском языке больше звуков (42), чем букв (33). Разделите буквы русского языка на три группы.

Дети: 1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

  1. Буквы, обозначающие согласные звуки.
  1. Буквы, не обозначающие звуков.

Учитель: Ваш выход, гласные! (выходят дети, у которых нарисованы буквы, обозначающие гласные звуки).

Дети: 1. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке боюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

2.Буква «А» сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

3.Буква «Е» есть в слове «ель»

Заметает ель метель

4.Буква «Ё» есть в слове «ёж»

Ты легко её найдёшь!

5.Буква «И»

И – игрушка

И – игра

Любит игры детвора!

6.Буква «О»

О – похожа на колечко,

Словно шерстка на овечке.

7.Буква «У»

Замычит буренка: Му – у

Узнаете букву «У».

8.Буква «Ы»

Буква «Ы» есть в слове «бык»

Травку бык щипать привык!

9.Буква «Э»

Этот дом похож на ваш –

У него один этаж.

10.Буква «Ю»

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

11.Буква «Я»

Ты твердишь все «Я да я!

Всех умнее я друзья!»

Не забудь, что буква «Я» -

Самая последняя!

Учитель: Буквы, разделитесь на две группы!

Дети: Гласные, обозначающие мягкость согласного на письме. Гласные, обозначающие твердость согласных.

Учитель: Попробуйте из данных букв составить слова «А, О, И, У».

Дети: Ау, ау – и все слова. Нужны согласные.

Учитель: Согласные!

Дети: А согласные… Согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Учитель: На какие группы можно  разделить согласные?

Дети: На звонкие и глухие, твердые и мягкие. Если нужно разделить на три группы, то можно так: на непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие.

Учитель: Прошу выйти «буквы», обозначающие звуки, по предложенным группам.

1 группа:  

1.Буква «Й»

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

2.Буква «Л»

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

3.Буква «М»

Букву «М» узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама»

4.Буква «Н»

«Н» - веселый Новый год,

Скоро в гости к нам придет!

5.Буква «Р»

«Р» - рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

2 группа:

1.Буква «Х»

Веселится буква «Х»:

Хи – хи – хи, да ха – ха – ха!

2.Буква «Ц»

Кап – кап – кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква «Ц», как будто цапля,

На одной ноге стоит.

3.Буква «Ч»

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отгадай!

4.Буква «Щ»

Буква «Щ» есть в слове «щит»

От удара он трещит!

3 группа:

1.Буква «Б»

По полю барашек белый

Темной ночью брел несмело.

Блеял он «Боюсь я! Бе – е – е!»

2.Буква «В»

Буква «В» есть в слове «вол»

Я её легко нашел.

3.Буква «Г»

Что за грохот? Что за гром?

Букву «Г» принес нам гром

Зацепился он за гвоздь

И упал наш бедный гость!

4.Буква «Д»

Буква «Д», как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

5.Буква «Ж»

Узнаешь знакомый звук?

Буква «Ж» жужжит, как жук

6.Буква «З»

«З» звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок

7.Буква «К»

Буква «К», как куколка,

Славненькая буковка!

8.Буква «П»

«П» - прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

9.Буква «С»

«С» - свистит, словно свисток

Удирайте со всех ног!

10. Буква «Т»

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву «Т» писать

11. Буква «Ф»

Я в лесу нашла фиалку –

Только рвать фиалку жалко!

12. Буква «Ш»

Я шуршу, как будто шины,

Есть я в слове и «машина»,

И собой я хороша!

Вы узнали букву «Ш»?

Учитель: Согласные, найдите свои пары!

Дети: Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш

Физминутка.

Учитель: Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседайте.                              СЛАЙД № 6___

утюг

стол

книга

апельсин

окно

школа

лошадь

карандаш

мост

урок

ириски

жук

доска

карандаш

эхо

ослик

Учитель: Объявляю конкурс для детей на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова: колуманб

Дети: лук, кол, мак, клуб, кулон, клоун и др.

Учитель: Победителем является тот, кто назвал слова клоун и кулон.

Чем похожи слова: лук, кол, мак, лом, ком?

Дети: В них 3 звука, по 2 согласных, 1 гласный, 1 слог и 3 буквы.

Учитель: Что вы можете сказать о слове клоун?

Дети: В этом слове 2 слога, т.к 2 гласных, ударение падает на первый гласный, слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает одушевленный предмет, стоит в единственном числе.

Учитель: «Найдите лишний слог»

1) хо, ло, мо, ну.  2) ту, чу, ку, ву.

Дети: Ну – другой гласный звук, хо – здесь согласный глухой, а в других слогах – звонкие, чу – мягкий согласный, ву – согласный звонкий.

Учитель: Обо всех ли буквах вспомнили?

Никого не забыли?

Дети: Забыли о буквах, не обозначающих звуков «ъ» и «ь»

Твердый знак

Мягкий знак

Знак я очень твердый,

От того и гордый.

Буквы в слове разделяю

Только жаль меня теряют!

Я – мягкий знак,

Меня найдешь,

И в слове «льет»,

И в слове «дождь».

Учитель: А теперь внимательно прочитаем строки и подумаем, из-за чего произошла ошибка и как её исправить.

Задание: Прочитать, зачеркнуть ошибочную букву и написать сверху ту, которая подходит. Прочитать правильно.

(Напечатаны строки из стихов).                     СЛАЙД № 7___

1.Ехал дядя без жилета. (билета)

Заплатил он штраф за это.

2.Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села

3.Я рубашку сшила шишке (мишке)

Я сошью ему штанишки.

4.Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей  (грачей)

5.Поэт закончил строчку

В конце поставил бочку (точку).

III Подведение итогов.

Учитель: Вы успешно справились со всеми заданиями.

Вот и подошло время расставания с книгой «Азбука». Скажем ей «спасибо»

«Буковок маленьких капли-значки

Дружно сливаются в слов ручейки.

Вот ручейки эти стали рекой,

Что называется Азбукой.                                СЛАЙД № 8___

А впереди простирается море,

Там, на широком и вольном просторе,

Там в мире Знаний, где волны и ветер,

Милую Азбуку помните, дети!»

Исполняется песня «Чему учат в школе».

Литература:

1 Ярлова Е Н, Жиренко О Е,М.:ВАКО 2004 год,

Внеклассные мероприятия .3 класс. 2класс.

2  Персидская И В, Камакин О Н, Бондаренко В Н, Волгоград,Издательство  «Учитель»,2010 год,

Тематические классные часы и мероприятия. 1-4 класс.

3 Перекатьева О В ,Ростов-на-Дону, «Феникс»,2001год,

Первоклашки в гостях у сказки. Сценарии школьных праздников.1 класс.

4 Журналы. «Книжки ,нотки  и игрушки для Андрюшки и Катюшки».

5 Журналы «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....