Урок литературного чтения
материал по чтению (4 класс) по теме

Пущаева Любовь Николаевна

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 «А» классе.

Учитель: Пущаева Л.Н.

Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц». 

Чего не могут взрослые?

Цель:  осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с книгой; развивать речь детей, пополнять словарный запас; воспитывать любовь к чтению книг, доброжелательность, внимательность, чуткость, взаимопонимание, чувство ответственности за тех, кто рядом; развивать организационные и коммуникативные общеучебные умения.

  1. Стадия «Вызова».

Целеполагание. Учить самостоятельно определять тему и цели урока.

Прочитайте первый эпиграф: «Самого главного глазами не увидишь…»

Как вы понимаете данные слова?  (Ответы детей).

Откройте учебник на стр. 97. Какой новый раздел мы будем изучать?

Как вы понимаете такой жанр литературы, как  повесть – сказка?

Повесть –  это цепь ряда связанных между собой событий, объединенных одной ведущей темой, общими персонажанами. Повесть имеет более значительный объем, чем рассказ или сказка.

 Прочитайте второй эпиграф урока: Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее, заменять их нашими. (Жан Жак Руссо). Как вы понимаете данные слова?

Учитель: Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.  

Как вы считаете, над какой темой  мы сегодня будем думать?

  1.  Стадия осмысления.

Подготовка к восприятию. Познакомить с личностью автора, поработать с ключевыми словами.

Чтение имени автора, заглавия, ответы на вопросы.

  1. Кто герой произведения? (Принц.)
  2. Какой он? (Маленький.) Как вы думаете, это о возрасте или о росте?
  3. Кто автор произведения? Можете ли вы по фамилии предположить, где жил автор? (Во Франции.)

Рассматривание иллюстрации.

  1. Расскажите, что вы видите на иллюстрации.
  2. Как могут быть связаны самолёт и Маленький принц?

Чтение ключевых слов.

Лётчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолёта, необыкновенный малыш.

  1. Какие вопросы, предположения у вас возникли?

Рассказ об авторе.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

 Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

  Пророчески звучат строки:

Ищите меня в том, что я пишу…

Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.

И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц .

– Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет? Он  поможет нам усвоить важные уроки жизни.

Первичное восприятие. Создать условия для эмоционального восприятия поступков героя.

Чтение посвящения учителем.

  1. Прочитайте ещё раз сами и отметьте фразу, которая заставила задуматься. («…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».)
  2. Как вы это понимаете?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Чтение 1-й части (диалог с автором, комментированное чтение).
  2. Вопросы после чтения.
  1. От чьего лица ведётся повествование? (От лица героя, возможно, главного.)
  2. Что в рисунке мальчика видели взрослые?
  3. Какой вывод сделал наш герой? («Взрослые никогда ничего не понимают сами!»)
  4. Согласны ли вы с ним?
  5. Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился?
  6. Изменилось ли его мнение о взрослых людях?
  7. Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»?
  8. Как вы думаете, легко ли было нашему герою жить в таком окружении? Почему?
  9. Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет, не принадлежит он к миру взрослых. Для него взрослые – «они». Он – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.)
  10. Одиноко ли лётчику?
  11. Автор не называет героя, от имени которого ведётся повествование, не даёт ему имени. Как вы думаете, почему? (Может быть, потому что герой очень близок самому автору; а может быть, потому что он всё-таки не один такой на свете: есть ещё взрослые, которые в душе остались детьми.) Нам придётся называть его или лётчик, или наш герой. Составим характеристику ролей нашего героя.  Составление кластера.

               художник      Герой     фантазер

               летчик                            Путешественник

  1. А сейчас посмотрим, как наш герой встретился с Маленьким Принцем. Показ сценки. Встреча нашего героя с Маленьким Принцем.
  2. Стадия рефлексии.

Итог урока.

  1. Узнали ли мы что-нибудь о Маленьком принце?
  2. А что узнали из 1-й части?
  3. Почему книга о Маленьком принце начинается размышлениями героя о взрослых людях?
  4. Найдите и прочитайте в посвящении главное для понимания 1-й части предложение. («Ведь все взрослые…»)
  5. Как бы вы ответили на вопрос темы урока?
  6. Закончите предложения:
  7. Я на уроке узнал…
  8. Я на этом уроке понял, что …
  9. Я хочу узнать …
  1. Домашнее задание:

нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое).

 Сочинение  - миниатюра «Моя встреча с маленьким Принцем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...