план- конспект урока по теме "ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПИСЬМО ПРЯМОЙ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВНИЗУ
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Галина Алексеевна Гордиенко

Уроу обучения грамоте и письму по ОС "Школа 2100" Авторы УМК: Р.Н. Бунеев,Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 11
Гласные звуки.
Письмо прямой с ЗАКРУГЛЕНИЕМ внизу
(«Букварь», с. 24–25, Прописи № 1, с. 18–19)

Цели: познакомить учащихся с гласными звуками «а», «о», «у», «э», «ы», «и»; дать понятие «гласный звук», развивать фонематический слух, прививать интерес к слову, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: рисунок – домики для гласных, схемы-человечки, зеркало у каждого ребенка.

Ход урока

I. Организационный момент.

                В мире много интересного,

                Нам порою неизвестного.

                Миру знаний нет предела.

                Так скорей, друзья, за дело!

II. Повторение пройденного.

– Послушайте стихотворение-считалку. Догадайтесь, о каких животных в нем упоминается.

                Кучер сел на облучок.

                Мчит коляска: цок-цок-цок!

                Но в коляске без опаски

                Можно ехать только в сказке.

                Услыхав «ку-ка-ре-ку!»,

                Конь споткнулся на скаку.

                Полетели кувырком

                Тарантайка с седоком.

– Какие звуки помогли догадаться, что в считалке говорится о коне и курице? Запишите слова – названия животных с помощью схем.

– Как называются звуки, которые издают животные? (Неречевые.)

III. Изучение нового материала.

– Можно ли из неречевых звуков  построить слова? Из  каких  можно? (Дети затрудняются ответить.) Нам предстоит сегодня узнать, из каких звуков «строятся» слова.

– Послушайте стихотворение.

                                Ой-да,

                                        ой-да,

                                                ой-да, ух!

                                Я лечу,

                                        лечу,

                                                как пух!

                                Вот сбежалась детвора:

                                – Ты качался – нам пора!

                                Вверх,

                                        вниз!

                                Вверх, вниз!

                Прямо к облаку несись!

                                Ой-да,

                                        ой-да,

                                                ой-да, ух!

                                Аж захватывает дух!

                Л. Квитко. Качели

– Как бы вы назвали стихотворение? Почему?

– Кто любит кататься на качелях?

– Можно ли самому сделать качели? Как? Из чего?

 Работа по учебнику.

– Откройте «Букварь» на с. 24.

– Приходилось ли вам видеть подобную картину? Выразите свое отношение к этому событию.

– Давайте озвучим картинку.

– Какие звуки издает мальчик? (Эге-гей! Ух! Ох!)

– Какие звуки издают девочки? (Ой! Ай-яй-яй!)

– Выделите первый звук в каждом слове. (Э, у, о, а.)

– Эти звуки называются гласными от слова «глас» – голос, то есть они голосовые.

Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь.

Ааааааааааа! Ооооооооооо! Ууууууууууу!

Гласные звуки мы будем изображать с помощью схем-человечков. Найдите их внизу на с. 24.

– Подумайте, почему нарисованы шесть схем-человечков? (6 гласных звуков.)

На доску вывешивается изображение домика:

У учителя заготовлены схемы: человечки, у каждого ученика на парте зеркальце.

Гласные звуки приглашают нас в гости. Они живут в этом домике. На первом этаже живет звук [а]. Произнесите этот звук и посмотрите в зеркальце. Как раскрывается рот при произнесении этого звука? (Чтобы произнести звук [а], надо широко раскрыть рот.)

– Назовите слова, которые начинаются с гласного «а».

На втором этаже живут сразу два звука: [о], [э]. Чтобы произнести звук [о], нужно раздвинуть челюсти, а углы губ сблизить: [о]. Рот принимает форму того самого кружка, посредством которого изображается звук [о]. (Дети смотрят в зеркальце на свою артикуляцию.)

И еще один звук: [э]. Он образуется почти так же, как звук [а], только надо не так широко раскрывать рот.

– Назовите слова с этими звуками.

На третьем этаже живут звуки: [и], [у], [ы]. Чтобы произнести звук [и], надо сблизить челюсти, а уголки губ оттянуть к ушам.

– Придумайте слова с [и].

Чтобы произнести звук [у], нужно приблизить нижние зубы к верхним, не стискивая их, а губы вытянуть и тоже сблизить, но так, чтобы они не были плотно сжаты: [у]. Ваши губы при этом вытягиваются, как будто вы гримасничаете. Вот почему, если вы пожелаете в насмешку над кем-нибудь состроить рожу, вам стоит только сказать [у].

– Придумайте слова с [у].

А если вы хотите глупо ухмыльнуться, скажите [ы].

– Повторите, какие звуки живут на каждом этаже.

 Игра в парах «Узнай звук по губам».

Один ученик как бы произносит звук, вытягивая губы. Другой ученик должен догадаться, что это за звук.

 Работа по таблице «Гласные звуки» (домик).

– Произнесите гласные звуки еще раз. (Учитель показывает указкой на этажи домика. Дети произносят звуки.)

 Работа в Прописи.

– Послушайте стихотворение А. Шибаева:

                        Барашки!

                        Барашки!

                        Барашки на речке!

                        – Какие барашки? –

                        Сказали овечки.

                        – Какие барашки?

                        Ну где они, где?

                        Барашки

                        Не могут

                        Ходить по воде!

                        Но пенятся,

                        Пенятся

                        Волны-кудряшки:

                        На речке

                        Барашки!

                        Барашки!

                        Барашки!

– О каких барашках говорится в стихотворении?

– Почему разные объекты природы названы одним словом? Что у них общего?

– Если знаете, приведите примеры таких слов.

(Подъемный кран, кран для воды; ручка шариковая, ручка ребенка, ручка двери и т. п.)

– Догадайтесь, о ком говорится в загадках. Объясните ответ.

                В тихую погоду

                Нет нас нигде.

                Ветер подует –

                Бежим по воде.

                (Волны.)

                По горам, по долам

                Ходят шуба да кафтан.

                (Овца, баран.)

                На дорожку вышли рожки.

                Вы не будете бодать?

                Я потрогал их немножко –

                Рожки спрятались опять.

        (Улитка.)

– Рассмотрите картинку в Прописи и составьте предложения.

– Составьте предложения по схемам:

 _____ .  (Солнышко светит.)

 _____  _____ .  (Ярко светит солнышко.)

 __  _____  _____ .  (Улитка и овечка рады.)

– Назовите предметы живой природы.

– Сколько гласных звуков в слове? Какие?

– Назовите предметы неживой природы.

– Сколько гласных звуков в слове? Какие?

Посмотрите на плакат «Правильно сиди при письме». Он будет напоминать нам, как нужно сидеть за партой для того, чтобы сохранить здоровье (правильную осанку и зрение).

– Назовите знакомые элементы. (Круг, крючок, овал, прямая.)

– Обведите элементы по контуру на картинке.

– Заштрихуйте рисунки разными цветами. (Самостоятельное письмо, с. 18.)

Физкультминутка

                Солнце глянуло в окно,

                Время отдохнуть пришло.

                Надо всем нам дружно встать.

                Раз присесть, достать до пятки

                И плечами покачать,

                А затем, как на зарядке,

                Прямо и красиво встать.

                Руки вытянуть пошире

                И на месте поскакать.

                На носок, потом на пятку.

                Физминутка как зарядка.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

 Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку.

                На овчарку он похож.

                Что ни зуб – то острый нож!

                Он бежит, оскалив пасть,

                На овцу готов напасть.

                (Волк.)

– Запишите слово – название животного с помощью схемы.

( __________ )

– Назовите гласные в этом слове.

– Сколько их? (Один гласный звук [о].)

– Назовите место звука в слове. (В середине слова.)

– Обозначим на схеме гласный звук красным кружком:  

( __________ )

– Прочитайте слово по схеме. (Волк.)

– Почему так говорят: «Волк в овечьей шкуре»? (Речь идет о нехорошем, лживом человеке, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)

 Игра.

(К доске прикреплены картинки и схемы слов из учебника – в один столбик.)

– Соедините картинку и схему. Объясните. (В этих словах разное количество гласных звуков.)

– Подберите другие слова к предложенным схемам.

Вывод: в словах могут быть один или более гласных звуков.

– Распределите данные слова по группам.

– Сколько групп получилось? (3 группы: слова, в которых один гласный звук; два гласных звука; три гласных звука.)

– Как по-другому можно распределить слова? (Дети предлагают другие группы.)

– Назовите слова первой группы. (Волк, лиса, рыба, рак.)

– Как назовем эту группу слов? (Животные.)

– Назовите слова второй группы. (Книга.)

– Подберите слова, которые дополнили бы эту группу. (Газета, журнал.)

– Как назовем эту группу? (Печатные издания.)

– Назовите слова третьей группы. (Лук, лимон – это растения.)

– Четвертая группа? (Машинка, пирамидка – игрушки.)

 Работа в Прописи.

– Рассмотрите задание.

– Подберите слова в группу, где первое слово «якорь».

– Где можно увидеть якорь? Зачем он нужен?

– Дайте название этой группе слов. (Море.)

– Начинаем писать сверху вниз. Ведем наклонную линию с закруглением внизу вправо.

– Обведите по контуру элемент на первой строчке.

– Посмотрите на вторую строку. Что заметили?

– Выполните самостоятельно.

– Рассмотрите третью и четвертую строки. Чем отличаются элементы? (Закругление внизу влево.)

– Обведите по контуру элементы.

На доске:

– Дорисуйте предмет. (Крючок, зонтик, овал и др.)

– Дорисуйте в Прописи зонтики.

Самостоятельная работа – II половина, с. 19.

(Дети выполняют работу под счет учителя.)

                Облако, облако,

                Шерстка колечками,

                Очень ты, облако,

                Схоже с овечками.

                В. Лунин

– Заштрихуйте облака синим карандашом в разных направлениях.

IV. Итог урока.

– Назовите гласные звуки, с которыми познакомились. Вам поможет домик гласных звуков.

– Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть.)

– Когда образуются гласные звуки, воздух проходит свободно, без препятствий. В этом легко убедиться.

(Учитель кладет на тупой конец карандаша маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку; подносит карандаш ко рту на расстояние 7–10 см и произносит гласные [а], [о]. Бумажка не шелохнется.)

– Проделайте этот опыт дома сами.

                Воздух свободно идет через рот,

                Нет препятствий разных,

                Голос участвует, голос зовет,

                Звук получается гласный.

 Игра «Не ошибись!»

Учитель называет гласный звук, дети придумывают слова, в которых этот гласный звук стоит в начале; в середине; в конце слова.

– Можно ли утверждать, что слова состоят только из гласных звуков?

– Значит, нас ждут новые открытия, новые знания. И если б мы не потрудились, То ничему б не научились, Сегодня очень вы старались, И вот – заданий не осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс «Письмо строчной буквы т»

УМК «Перспектива». Пропись №2 «Мой алфавит» (часть первая)Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов Тема: «Письмо строчной буквы т»(Технологическая карта изучения темы)·       Задачи ...

План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)

План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»...

Конспект урока "Короткая и длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо" (1 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание условий для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: коротких и длинных наклонных линий; обведение по контуру предметов.Планиру...