Конспект урока.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Давыдова Екатерина Николаевна

Конспект урока литературного чтения по рассказу М.М. Пришвина «Недосмотренные грибы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Березники Пермского края

Конспект урока литературного чтения (автор учебника Л. А. Ефросинина, М.; Вентана-Граф, 2 класс).

УМК «Начальная школа XXI века» научный руководитель Н. Ф. Виноградова

 

Составила и провела

Учитель высшей квалификационной категории

Давыдова Екатерина Николаевна

Тема. Уж небо осенью дышало.

Творчество Михаила Михайловича Пришвина (рассказ «Недосмотренные грибы»).

«… Я ведь, друзья мои,  пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М. М. Пришвин

Учебные задачи.

Учить видеть и понимать красоту осенней природы.

Учить выразительному чтению диалогов.

Учебные умения.

Выражать при чтении свое отношение к природе.

Выделять голосом обращения в тексте.

Читать самостоятельно абзацы текстов, отрабатывать правильность и беглость чтения.

Выполнять творческие работы, связанные с содержанием текста.

Оборудование.

Портрет писателя.

Геометрические фигуры, изображающие тему и жанр произведения.

Иллюстрации грибов.

Нитки.

Рисунки учащихся.

Карточки для работы в парах и группах.

Грамзапись «Утро» Э. Грига.

ХОД УРОКА

I Сообщение темы урока:

        Сегодня на уроке продолжаем работать над произведениями Михаила Михайловича Пришвина. Желаю вам, милые дети, интересного урока! Будьте внимательны и вы почувствуете красоту и особенность писателя М.М.Пришвина.

II Работа над тем, как дети поняли материал предыдущего урока. Тема: М.М.Пришвин «Грибы тоже ходят».

Учитель - …Осень глубоко продвинулась. Как вы это понимаете?

Дети – это уже поздняя осень.

Дети – это октябрь месяц.

Учитель - …Грибы тоже ходят. Как вы это выражение можете объяснить?

Дети – грибы растут возле определенных деревьев.

Дети – в разные периоды осени растут разные грибы.

Учитель - …Посмотрите на этот рисунок, который нарисовала ученица нашего класса Даша Радостева и прочитайте слова из текста, которые подходят к нему.

Дети – Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и желтые шляпки грибов.

Учитель - …Какие грибы нашла девочка?

Дети – волнушки, рыжики, маслята.

Учитель - …Увас, ребята, есть на партах ниточки. Пожалуйста, выложите контур грибочка.

Дети – Дети с удовольствием выполняют задание. В это время учитель спрашивает детей почему так назвали грибы: волнушки, рыжики, маслята.

Учитель - …Прочитайте диалог по ролям:

- Есть грибы? – спросил я маленькую дочь лесника.

- Волнушки, рыжики, маслята.

- А белые?

- Есть и белые, только теперь начинает холодеть, и белые переходят под елки.

Под березами и не думайте искать – все под елками.

- Как же они переходят, видела ли когда-нибудь, как грибы ходят?

Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутовскую рожицу, ответила мне:

- Так они же ночью ходят, как их мне ночью увидеть? Этого никто не видал.

Учитель - …Удалось ли прочитать слова девочки с хитринкой?

Учитель - … «Плутовская рожица». Как моно сказать по-другому?

- Хитрая, лукавая.

Учитель - …Посмотрите друг на друга, изобразите хитринку на лице.

Учитель - …Предлагается две игры:

        Первый вариант учащихся выполняет игру «Домино» - умею определять жанр произведений.

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке -    ?      (загадка)

-                  (стихотворение)

-                              (рассказ)

Учащиеся второго варианта выполняют игру «Домино» - умею объяснять значение слов.

 -  

-  

 -  

Учитель- …Спасибо за работу. Я рада вашим ответам. Я вам ничего не рассказывала о писателе, только поработав над содержанием рассказа «Грибы тоже ходят», что вы можете сказать о писателе?

Дети - …Добрый, любит природу, людей.

Учитель - …Физкульт – минутка.

        О скольких грибах говорится в рассказе, сколько раз закройте глазки, поднимите ручки кверху, поднимитесь на носочки, присядьте.

III Новый материал.

        Работа над содержанием рассказа М. Пришвина «Недосмотренные грибы».

Учитель - …По заголовку, не читая произведения, предположите, о чем может быть это произведение?

- Лесники не ухаживали за грибами.

- Грибы стали мариновать и не досмотрели за маринадом.

- Не все грибы собрали в корзинку.

Учитель - …когда прочитаем произведение, посмотрите, кто был прав.

2. Учитель - …Оформим обложку книги, для этого вам, ребята, надо прочитать произведение, засекаю время по песочным часам 2 минуты – кто, сколько успеет прочитать, сделать пометку и определить тему, жанр.

Дети – Рассказ о природе.

Учитель - …Почему рассказ?

Дети – Автор описывает события,

которые могли происходить в жизни,

небольшое произведение в прозе.

3. Учитель - …Сейчас составим кадрики фильма, для этого будем читать рассказ по абзацам, после прочтения абзаца выставляется карточка, каждая разного фона, на котором грибы.

1 абзац

                        - фиолетовый фон

2 абзац         - оранжевый фон

3 абзац        - желтый фон

4 абзац         - сиреневый фон

5 абзац         - голубой фон

(фон – привлечь внимание учащихся и отдых глазкам)

Учитель - …С чем сравнивает М. Пришвин сыроежку?

Дети – с избушкой.

Учитель - …Игра «Кто мог жить в избушке». Выставляется рисунок сыроежки и   предметные картинки, на которых изображены: комар, муха, улитка, бабочка, лягушка, божья коровка, паук, синичка, воробей, белочка.

Учитель - …Прочитаем последний абзац и выясним смысл выражения «недосмотренные грибы», кто из ребят был прав.

Учитель - …Прочитайте слова М Пришвина на доске: «…Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях  думаю».

Как вы понимаете эти слова?

Дети – Жалеет, что грибы так просто пропадут и никому не достанутся, заботится о людях.

4. Работа по формированию (закрепление навыка чтения).

Учитель - …Дети, на столе «шапочки» грибов, вам надо взять «шапочку-корону», надеть и прочитать описание того гриба, который вам нравится (ребята с удовольствием выполняют эту работу).

5. Групповая работа.

а) Задания учащимся первой группы:

                Прочитать загадку и нарисовать отгадку (карточка у всех учащихся этой группы).

                А вот кто-то важный

                На беленькой ножке,

                Он с красною шляпкой,

                На шляпке горошки.

(рисунки дарятся гостям, присутствующим на уроке).

б) Задание учащимся второй группы.

                Разгадать кроссворд:

  1. Гриб, который растет под осиной.
  2. Он любит березки.
  3. Рыжий гриб.
  4. У этого гриба на шляпке волны.
  5. Этот гриб можно есть сырым.

в) Задание учащимся третьей группы:

        Собери грибы в корзинку (рисунок корзинки, на ней клеточки, в клеточки вписываются съедобные грибы (подберезовик, подосиновик, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровик), а несъедобные вписываются под корзинкой, как бы на подставку: мухомор, поганка.

6.Индивидуальная работа:

а) Игра «Кто сколько соберет грибов» - фабричная игра, типа бильярда, шарик запускаешь, он летит к грибочку, а у грибочка написана цифра.

б) Прочитать текст «Это интересно»

    Почему у подберезовиков есть второе название – обабки. Текст написан на карточках «На Руси мужчины и женщины ходили на сенокос. Во время обеда женщины успевали поесть, отдохнуть и еще сбегать в соседний лес, набирали полное ведро грибов. Мужчины встречали женщин возгласом: «О – бабки!».

Итог урока:

7.Главное слово урока вы узнаете, если разгадаете ребус. На листочке нарисованы предметы:

груша, рыбка, иголка, бант, окно, кот (грибок – по первым буквам).

8. Творческая работа учащихся:

Представьте себя писателями – натуралистами и опишите любой грибок, может быть, вы тоже заметите что-то необычное, удивительное, загадочное.

Звучит музыка и дети пишут, некоторые описания зачитываются.

  1. Лисичка – это удивительный гриб. Его шляпка похожа на воронку. Шишкин Максим.
  2. Под елью стоит красавец – мухомор. Нарядился, как можно красивее, загляденье!   Кобелев Саша.
  3. Белый гриб – царь всех грибов. Белый гриб всегда стоит гордо. Поплевко Саша.
  4. Мухомор – шапка красная, рубашка белая, на шапочке крапинки белые, гриб красивый, но опасный. Матлин Максим.
  5. Лисичка, как луч света! Смышляева Катя.
  6. Семья боровиков:

Беленькие ножки,

Зеленые сапожки,

На земле стоят,

Друг с другом говорят. Комаровских Яна.

  1. У масленка коричневая шапочка, желтые рубашки. Жданова Настя.
  2. У мухомора на красной шляпке белые хлопья снега. Сабурова Вика.
  3. У молодого масленка под шляпкой пеночка, когда масленок подрастет, то пленочка рвется. Радостева Даша.
  4. Боровик имеет богатые шляпы. Боровикова Настя.
  5. Опята нежные грибы, растут коллективом. Архипов Андрей.

А мы сегодня говорим спасибо этому кудеснику и чародею за приобщение нас к его берендееву царству. А мы с вами будем расти и узнавать о творчестве М.М. Пришвина все новое и новое.

                

                        

        

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов брода,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Сереже не везло. Вот уже целый час ходил он по лесу, а нашел всего несколько сыроежек. Ничего в этом лесу не было. И только мухоморы так и высовывались, так и выглядывали – из-за гнилого пня, из под вороха сухих листьев, отовсюду.

молоденькие елочки

еловый подрос

золотые монетки берез

желтые листья

красные медали осин

красные листья осин

М. Пришвин

Зеленый цвет

недосмотренные грибы.

волнушки

маслята

рыжики

белые

мухомор

волнушки

масленок

моховичок

сыроежка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...