РПУ по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Новикова Ольга Сергеевна

Рабочая программа учителя по литературному чтению 3класс, УМК  "Школа России",учебник Климановой,Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpu_po_literaturnomu_chteniyu_3kl.docx73.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя

по литературному чтению

Класс 3 «А»

Учитель Новикова О.С.

Всего 68 часов; в неделю 2 часа  

Планирование составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования образовательной программы  « Школа России»

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

Учебник. Родная речь: 3 класс. Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М – М.: Просвещение, 2011.

 Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс С.В.Кутявина. М.: ВАКО,2011

Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое  воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  4. развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений, нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России
  5. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать представление о добре и зле, справедливости и честности, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. Совершенствовать все виды речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический  и познавательный опыт ребенка;
  10. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Основные разделы: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели», «Зарубежная литература».

К концу III класса обучающиеся должны уметь:

  1. осознано читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
  2. описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию и работать со  словарями;
  3. использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса,  логические   и   психологические   паузы,   мелодика);
  4. составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
  5. овладевать способом  осознанного, беглого и выразительного чтения;
  6. делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  7. определять тему и главную мысль произведения;
  8. соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
  9. озаглавливать иллюстрации и тексты;
  10. составлять простой план произведения;
  11. пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
  12. выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
  13. ставить вопросы к прочитанному;
  14. самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
  15. выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
  16. выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка)и лексику, отличать сказку от рассказа;
  17. использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).

Литературное чтение

Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

 задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Виды речевой деятельности

. Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение

Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выразительное чтение

2

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки

1

Комбинированный

Выразительное чтение


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1

Урок

с использованием ТСО

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка,

Учащиеся должны уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана*

4

Иван-царевич

и Серый волк

1

Урок с использованием ТСО

рассказ, повесть, стихотворение, басня

на смысловые части;
– составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок*

5

Сивка-бурка

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста

Учащиеся должны уметь: 

– читать осознанно текст;

– определять тему, главную мысль произведения;

– пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

6

Обобщение. Устное народное творчество

Вн.чт. русские перодные сказки

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы раздела, с. 51–58


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза», «Листья»

1

Изучение нового материала

Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой,
С. А. Есенин); классиков советской детской литературы;

Произведения

 Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью опорных слов.

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
Учащиеся должны
знать\понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение; чтение  наизусть*

8

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

«Зреет рожь над жаркой нивой»

1

Выразительное чтение; чтение  наизусть

9

И. С. Никитин «Полно, степь моя…», «Утро», «Встреча зимы»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок

10

И. З. Суриков «Детство. Зима»

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, чтение наизусть

11

Обобщение. Страницы русской классики

Вн.чт.стихи русских поэтов об осени

1

Комбинированный

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 78–80

12

Великие русские писатели

 А. С. Пушкин Стихи с.84-87

1

Комбинированный

Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный, индивидуальный

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

Выразительное чтение, чтение наизусть*

13

А. С. Пушкин «Зимнее утро»,

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

14

А. С. Пушкин  «Зимний вечер»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, чтение наизусть*

15

16

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

2

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительное чтение, план*

17

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

Урок  

с использованием ТСО

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть*

18

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

Изучение нового материала

по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть

19

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

1

Урок

с использованием ТСО

Чтение наизусть

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть

20

21

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины»,

«На севере диком стоит…»

«Утес», «Осень»

2

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

22

23

24

А. Н. Толстой

Детство

«Акула». «Прыжок»

3

Изучение нового материала

Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нрав-
ственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Фронтальный, индивидуальный

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительное чтение, пересказ

25

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от-

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

26

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Изучение нового материала

ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста

разной тематики по изученному материалу

Фронтальный, индивидуальный

27

Обобщение.

Великие русские писатели

Вн.чт.

Рассказы русских писателей для детей

1

Обобщающий урок

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы,

с. 164-166

28

Говорение

А. Н. Некрасов «Славная осень»

«Дедушка Мазай и зайцы»

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с  опорных слов, выразительно читать

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

Выучить наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

29

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги.»

1

Изучение нового материала

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного.

уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение.

Выучить наизусть.

30

Обобщение. Поэтическая тетрадь № 2

Вн.чт.стихи Русских поэтов о зиме

1

Обобщающий урок

Отзыв о понравившемся произведении

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 178

31

32

Д. И. Мамин-Си-
биряк «Аленушкины сказки»

«сказка про храброго зацца…»

2

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

33

В. М. Гаршин «Лягушка-путешест-венница»

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, составление плана, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Изучение нового материала

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные

– имена, фамилии

их авторов.
Учащиеся должны
уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание

Фронтальный

Выразительное чтение, чтение по ролям

35

Обобщение. ВН.чт. Литературные сказки

1

Обобщающий урок

жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня

с опорой на авторский текст,

– оценивать события, героев произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 209

36

Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение

М. Горький

 «Случай с Евсейкой»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

37

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38

А. И. Куприн «Слон»

1

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительное чтение, составление плана, пересказ

39

Обобщение. Были-небылицы

Вн.чт. Рассказы о природе.

1

Обобщающий урок

Фронтальный

Ответы на вопросы,

с. 42–43

40

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

«Воробей», «Слон»

1

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– читать вслух текст, соблюдая правила произношения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

Выучить наизусть

41

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, рисунок*

42

С. А. Есенин «Черемуха»

Обобщение

«Поэтическая тетрадь № 1»

1

Изучение нового материала

Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы,

с. 56

43

М.Пришвин

 «Моя Родина»

1

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*

44

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Изучение нового материала

Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, творческий пересказ*

45

В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

46

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Изучение нового материала

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Учащиеся должны знать\понимать
основное содержание текста.

Учащиеся должны

уметь пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, краткий план

47

48

Б. С. Житков

«Про обезьянку»

2

Изучение нового материала

Умение кратко пересказывать произведение (эпизод)

Выразительное чтение, творческий пересказ*

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

49

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Изучение нового материала

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания)

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, план (подробный), пересказ

50

В. Ю. Драгунский

 «Он живой и светится»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ

51

Обобщение. «Люби живое»

Вн.чт.Рассказы о животных

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, c. 109 (письменно

№ 3), 110

52

 С. Я. Маршак «Гроза днем»

А. Л. Барто

«Разлука»,

«В театре»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

53

С. В. Михалков «Если»

Е.Благинина

«Кукушка»,

«Котенок»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

54

Обобщение. Поэтическая тетрадь

Вн.чт.Веселые стихи детских поэтов

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 122

55

Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Фронтальный, индивидуальный

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

56

А. П. Платонов «Цветок на земле»

 «Еще мама»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ (творческий)*

57

58

М. М. Зощенко «Золотые слова»,

«Великие путешественники»

2

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания:

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, план, пересказ

59

Н. Н. Носов

«Федина задача»

«Телефон»

1

Изучение нового материала

Умение участвовать в литературных играх (инсценирования). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, творческий пересказ*, инсценирование, чтение по ролям

60

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала)

Учащиеся должны знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

61

Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Вн.чт.Рассказы Носова и Драгунского о детях

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 176.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

62

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

Р. Сеф «Веселые стихи»

1

Комбинированный

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны  уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ.

Создать свой журнал.

63

Обобщение.

Вн.чт. По страницам детских журналов

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 188 (письменно

№ 3)

64

65

Мифы Древней Греции

2

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Учащиеся должны  уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

66

67

Г.Х. Андерсен

«Гадкий утенок»

2

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Учащиеся должны  уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, уметь ставить вопросы

Фронтальный, индивидуальный

Чтение и пересказ сказки

68

Обобщение по разделу.

Задание на лето.

1

Умение обобщать и делать выводы, развивать речь. Прививать любовь к чтению

Учащиеся должны уметь работать с текстом, правильно соотнести отрывок из текста с автором произведения и его названием

Что читать летом?

Список рекомендованной литературы.

Приложение

Тексты для проверки способов чтения, выразительности и осознанности.

10—15 сентября

Яблоко

Смотреть на это яблоко,

Над головой висящее,

Мученье настоящее!

Оно на тонкой ветке

Качается слегка,

И листиков касаются

Румяные бока.

Неслышно тень прозрачная

По яблоку скользит...

Оно такое сочное

И сладкое на вид.

И солнце протянуло

Свои лучи к нему,

А мне не дотянуться

До ветки самому.   (47 слов)

                                            И. Змай

1.  Опиши, какое яблоко видит ребёнок.

2.  Какие чувства он испытывает?

Подорожник

Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?

Подорожник.

Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.

Растёт где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.

Наступишь на него — вытерпит.

Проедет по нему тележное колесо — вытерпит.

Грузовик по листьям прокатит — всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.

Сам себя лечит подорожник.

А недавно я  ногу поцарапал,  и заболела у меня нога.

—  Подорожник, вылечи!

—  Давай вылечу.                                                        

 Сорвал я листок подорожника. Приложил к больному месту.

И   всё зажило.  

 (84 слова)

                                                                                                         Э. Шим

1.  Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?

2.  Чем подорожник полезен людям?

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.

Наклонится   стебелёк   у   клевера,   розовая   головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

—  Трудно тебе, шмель?

—   Ещё бы!

—   А почему на другие цветы не садишься?

—   На других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.

—  А на клевере?

—   На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.

—   Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя,  шмеля,  клевер бы  впустую цвёл.  Семян  не давал.   Без   семян   клевера   не   посеешь.   Без   клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть...

—   Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера!   (117 слов)

                                                                                                                 Э. Шим

1.  Какой   цветок  для  сбора  мёда  облюбовал   шмель?   Почему?

2.  Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе

помогли бы в этом? Прочти их.

Ёж

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

(100 слов)

         

                                                                                           М. Пришвин

1.   Расскажи о встрече писателя с ёжиком.

2.  Что ты узнал о еже?

3.  С какой целью ёжика взяли жить в дом?

Петух и наседка

Во дворе наседка водит за собой цыплят.

Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.

Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.

Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!

А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!

Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи:  «Куа-а-ак!...»

И   стремглав под забор.  (110 слов)                                                                                                            Э. Шим

1.  Когда обычную курицу называют наседкой?

2.  Какой она становится по внешнему виду, по характеру?

3.  Расскажи, как она расправилась с петухом?

I ПОЛУГОДИЕ

Отличные пшеничные

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

 — Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(54слова)

                                          Перевод со шведского И.   Токмаковой

1.  Как  ты   понимаешь  заголовок  стихотворения:   «Отличные пшеничные»?

2.  Вспомни, кто сможет полакомиться вкусным пирогом?

Слон сильный и умный

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.

Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.  (104 слова)

                                                                                                      Г. Снегирёв

1.   Какую работу может выполнять домашний слон?

2.   Как слоны оберегают своих детей?

Отважный пингвиненок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море.   (97 слов)

                                                                                                       Г. Снегирёв

1.   Каким был пингвиненок?

2.  За что пингвиненка назвали отважным?

II ПОЛУГОДИЕ

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

—  Конечно, я, ландыш!

—  Какие же у тебя цветки?

—   Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

—  А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?

—  Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

—  Отчего же?

—  А они ядовитые!

—  Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

—  Чтобы ты, сладкоежка, не съел!   (80 слов)

                                                                                                         (Э. Шим)

1.  Опиши ландыш, когда он цветёт.

2.   Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

Ласточки

Мой сад с каждым днём увядает,                                                                                          

 Помят он, поломан и пуст,                    

 Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст.

Взгляну ль по привычке под крышу —

Пустое гнездо над окном,

В нём ласточек речи не слышу;

Солома обветрилась в нём...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

 Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

И  вот — их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далёко, далёко, далёко...

О,   если бы крылья и мне!

(76 слов)

                                                                                                          А. Майков

1.  Почему у автора грустное настроение?

2.  Подбери слова, близкие по смыслу к словам: хлопотали, ласточки, увядает сад.

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

—   Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

—  Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

—   Правда ведь, пчела?

—   Не трону... Неохота мне нападать.  Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

—   Нет, ты живи! Долго живи!

—   Не дано мне долгой-то жизни...

—   И сколько же тебе жизни отпущено?

—  Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(116 слов)

                                                                                                        (Э. Шим)

1.  Как трудится пчёлка целый день?

2.  Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?

3.  Что интересного ты узнал о пчеле?

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»

Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(135 слов)

                                                                                                       А. Аксёнова

1.  Что напомнила музыка детям?

2.   Как ты думаешь,  как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...