Путешествие по стране Маршака.
классный час по чтению на тему

Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_marshak.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕДУЩИЙ:  Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать побольше об очень хорошем человеке – известном детском писателе. Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, цветы, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь, непременно уж послышится со стороны: «Да, как говориться, дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, корзинку, картину, картонку…» А кто-то добавит: «Еще бы сюда маленькую собачонку».

Оставит нечаянно какой-нибудь гражданин-зевака портфель на прилавке, и мы тотчас же скажем: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшем, подшутят: «Эх, ты, мастер-ломастер».

Может быть и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражданин в летах или малыш, знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.

Они пришли в нашу жизнь из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книги любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком.

КРОССВОРД

1.Бьют его рукой и палкой,

  Никому его не жалко.

 А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (Мяч)

2.Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожи, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

(Сапоги)

3. Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

4.Пучеглазая особа,

Из болота смотрит в оба,

Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,

Вот и все ее слова. (Лягушка)

5.Мы ходим ночью,

Ходим днем, но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.  (Часы)

6. Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу.

И селедка на носу.  (Очки)

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.

ВЕДУЩИЙ: Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 году, в городе Воронеж. Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогожске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми вторами для него стали: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Чехов. С 20 лет Маршак стал  печатать свои стихи. Заручившись поддержкой журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов а его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок «Двенадцать месяцев».  Поэтесса Маргарита Алигер говорила, что сказка, написанная для детского театра, «вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, заведут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»

Сегодня ученики сыграют вам сказку Маршака «Старуха дверь закрой.»

ВЕДУЩИЙ:  чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книги.  О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за нее и придумал стихи про каждую букву- «От А до Я».

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

ВЕДУЩИЙ: Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича «Круглый год». Вот, например, месяц  январь:

Открываем календарь-

Начинается январь,

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Или май:

Распустился ландыш в мае,

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

ВЕДУЩИЙ:  миллионы мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и ро любому адресу вовремя доставит почту:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой пять на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

- Это он,

- Это он,

Ленинградский почтальон.

А кто не помнит ловких храбрых артистов из стихотворения «Цирк».

Жонглеры-медвежата,

Собаки-акробаты,

Канатоходец – слон,

Всемирный чемпион.

Единственные в мире,

Атлеты силачи

Подбрасываеют гири,

Как детские мячи.

Познавательная история о том, как живут «Детки в клетке» - зверята в зоологическом саду.

Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска!

Я страусенок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь – я бью ногой

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь – я бегу,

Вытягивая шею.

А вот летать я не умею.

ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнивший всю жизнь писателя до самого последнего его дня.

ВОПРОСЫ

  1. Вспомните, что принесла девочка-хозяйка своему котенку в стихотворении «Усатый полосатый»?

(Принесла

Кусочек

Мыла

И мочалку

Раздобыла

И водицы

Из котла

В чайной

Чашке

Принесла)

2.Про кого эти стихи?

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть им в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

От копыт до головы

(Зебры)

3.Что велел пес сшить в сказке «Кот-скорняк»?

(Скорняжным теплым ремеслом

Занялся кот когда-то,

Мурлыча песню за столом,

Сидел скорняк усатый,

Как вдруг к нему явился пес

И шкурку мягкую принес.

«Здорово, кот! – промолвил пес,

Протягивая лапу,

Трещит на улице мороз,

Скорее сшей мне шапку!»)

4. А теперь отгадайте, о чем идет речь в книге «Что такое перед нами»?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

5.Какие няньки в «Сказке о глупом мышонке» приходили качать его?

(Утка, жаба, лошадь, свинья, наседка, щука, кошка)

6. Что сдавала дама в багаж?

(Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)

7.А что ловил вместо мышек котенок из стихотворения «Усатый полосатый»?

(Карандаши)

8.Что одел вместо рубашки Человек рассеянный с улицы Бассейной?

(Сел он утром на кровать,

Стал рубашку одевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось – это брюки.)

9.А вместо шляпы?

(Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.)

10.Кого учили вежливости в стихотворении «Урок вежливости»?

(Медведя лет пяти-шести

Учили как себя вести,

- В гостях, медведь, нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать перед ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех…)

11.А скажите мне, ребята, где обедал воробей?

(в зоопарке у зверей)

12.Посмотрите на иллюстрацию, что это за сказки?

(Иллюстрация к сказке «Мельник, мальчик и осел.»)

13.В каком городе жил знаменитый почтальон Маршака?

(Ленинград)

14.Почему рассеянный так и не смог уехать из города?

(Он сел в отцепленный вагон.)

15.Кто важней, солдат или король? Вспомните сказку про короля и солдата.

(Ты проживешь без королей?

Солдат сказал: «Изволь.

А ты без армии своей?»

-«Ну нет», - сказал король.)

16. Что за домик?

Синий домик у ворот.

Угадай: кто в нем живет?

Дверца узкая над крышей

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца

- Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят

- Во все стороны летят! (Почтовый ящик.)

17.Кто такая Вакса-Клякса?

(Это Коля с братом Васей.

Коля в школе в 5 классе.

Вася в третьем, через год

Он в четвертый перейдет.

Есть у них собака такса

По прозванью Вакса-Клякса.)

18. Кто вместе с мистером Твистиром приехал в Ленинград?

(Старуха и дочь)

19. Что за пароход?

В полотняной стране,

На реке-простыне

Плывет параход.

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

20.Собираясь на урок, куда попали лодыри из стихотворения «Кот и лодыри»?

(Каток)

21.Сколько лет было коту, который встретил лодырей на катке?

(Год)

Инсценировка.

Ведущий:

Сегодня мы все вместе будем читать стихотворение Маршака «Вот какой рассеянный». Вы, может быть, даже знаете его наизусть. Однако скорее всего не знаете, что рассеянный – не выдумка. В Ленинграде… Как теперь называется этот город? (Ответы) Правильно, Санкт-Петербург. В Ленинграде жил очень умный, серьезный человек, профессор по фамилии Каблуков. Среди своих знакомых он славился необыкновенной рассеянностью: то шляпу чужую наденет, то придет в гости пальто, а уйдет домой, позабыв его. То на встречу забудет прийти, то возьмет с собой не ту книжку, то поедет не в ту сторону. Маршак написал про него маленькую поэму в стихах «Вот какой рассеянный». Я буду читать, а вы мне помогать отыскивать нужную рифму. (Перед поиском рифмы делается пауза.) В этой поэме у Маршака есть даже «припев», который повторяется:

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Этот «припев» и нужную рифму мы будем читать вместе, хором. Итак…

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел  он утром на кровать, стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это…

Вместе…брюки.

Вот такой рассеянный

С улицы Бассейной!

Ведущий.

Надевать он стал пальто –

Говорят ему..

Вместе…не то.

Ведущий

Стал натягивать гамаши –

Говорят ему…

Вместе..не ваши

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Ведущий

Вместо шапки на ходу

Он надел…

Вместе…сковороду.

Ведущий

Вместо валенок перчатки

Натянул себе…

Вместе…на пятки

Ведущий

Послушайте внимательно, как в следующих куплетах меняется ритм стихотворения:

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

-Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Ваноуважаемый!

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился-

Трамвай остановился.

Вместе

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он отправиля в буфет

Покупать себе….

Вместе….билет.

Ведущий

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку….

Вместе…квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Ведущий

Побежал он на перрон.

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным…

Вместе…сном.

Ведущий

- Это что за полустанок?-

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:

-Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко

И опять взглянул..

Вместе…в окошко,

Ведущий

Увидал большой вокзал,

Удивился и сказал:

-Это что за остановка?-

Бологое иль Поповка?-

А с платформы говорят:

-Это город…

Вместе…Ленинград.

Ведущий

Что за станция такая?

Ведущий.

Он опять поспал немножко

И опять взглянул…

Вместе….в окошко.

Ведущий

Увидал большой вокзал,

Потянулся и…

Вместе…сказал…

Ведущий

-Что за станция такая

Дибуны или Ямская?-

А с платформы говорят:

-Это город Ленинград.

Закричал он: - Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал….

Вместе…в Ленинград!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

 

Ведущий

Правда замечательные стихи? Такие веселые. К тому же вы сумели еще подобрать те слова в рифму, которые задумал Самуил Яковлевич Маршак.

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Маршака. Я хочу закончить его прекрасными стихами:

Желаю вам цвести,расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Важнейшее условие.

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

МОУ ГИМНАЗИЯ №2

Внеклассное мероприятие по теме:

Путешествие по стране Маршака.

Выполнила

Учитель начальных классов

Тимофеева Вера Ивановна

2010-2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Игра-путешествие по архипелагу Маршака.

Игра расчитана на развитие актерских качеств детей, помогает воспитывать доброе отношение к людям. Развивает воображение, мышление.  Знакомит с жизнью и творчеством Маршака....

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...