Урок чтения.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Реализация проектной деятельности на уроке чтения включает несколько уроков,направленных на формирование у учащихся умений и навыков проектирования,способствует умению ставить перед собой задачи ,искать пути их решения.Урок по теме : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» является уроком –отчётом  по проекту: «Народность сказок А. С. Пушкина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._doc.docx38.25 КБ
Файл mavrina.docx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация проектной деятельности на уроке чтения.

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Цели:

1 Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.

2 Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.

3 Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель  между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.

Воспитательные:

Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина ,к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.

Ход урока .

1 Орг.момент.

-Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это- учителя, они пришли посмотреть ,как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.

2 Сообщение темы урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала,  занимались исследованием и поиском доказательств того ,что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным . И сегодня у нас урок- отчёт, мы посмотрим ,что же у нас получилось .

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной  (запись на доске)

« Сказки Пушкина…для меня ,как народные. Более   русского поэта и не сыскать».

Т.Маврина

- Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!

- Ребята, как вы думаете ,какое отношение имела художница к А.С.Пушкину?

- Сейчас вы просмотрите презентацию о  Татьяной Мавриной, будьте внимательны ,найдите ответ на этот вопрос!

3 Просмотр презентации.(Приложение1 )

-Как вы думаете, к какому произведению данные иллюстрации? ( вопрос к последнему слайду).

 ( Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).

-Обратите внимание, что поэт и художница жили в разное время и никогда не встречались. Сказки А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на создание замечательных картин.

-А. С. Пушкин прожил недолгую ,но удивительно яркую  жизнь . Он писал коротко и сжато ,
но каждое его слово полно смысла и поэтичности.

- Сегодня ребята приготовили  небольшое сообщение о жизни поэта ,давайте их послушаем.

4 Сообщение о биографии поэта.

Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Александровна Ганнибал и няня - отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна.

Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам,  французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет - басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет.

Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый,  застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами.

В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов.

По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет "Руслан и Людмила", а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса,  имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это "Сказка о Медведихе", которая так и не была закончена. А "Сказка о царе Салтане" создана в споре.

Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.

Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин,  защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэле. 29 января 1837 года Пушкина не стало.

Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.

По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить.

(4 учащихся  делают заранее подготовленное сообщение).

-Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили.( учитель оценивает учащихся)

- Как вы , думаете, откуда  у поэта такая любовь русским народным сказкам? ( её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал )

5 Словарная работа.

- Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно ,звонко, как прозрачный родник. Поэт  всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь.

- А мы тоже с вами занимались изучением, но уже «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени . Сейчас мы называем их устаревшими.

-А как эти слова называются в русском языке ?  (архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием)

- Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов.(дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение)  Приложение 2

-« Сказка скоро сказывается ,да не скоро   дело делается!»

-Что это за выражение? (присказка)

-У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной  из них для минутного отдыха.

6.Физминутка.

-«Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)

Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)

Мимо острова Буяна (показывают  рукой вправо)

В царство славного  Салтана (разводят  руки перед грудью, кланяясь)

И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)

Вот уж издали видна  (руки сложены в «подзорную трубу»).

7 Чтение отрывков из произведения.

-Мы читали сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане…» и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (учитель показывает указкой на стенд с рисунками).

-Давайте их оживим!

-Для этого ,вспомним как надо читать стихи!

на доске появляются слова:

-интонация

-дикция

-логическое ударение

Учитель показывает  на один из рисунков <Рисунок1>

-Чей  это рисунок ?( и так 5 рисунков)

5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.

-Удалось ли ребятам « оживить свои рисунки»?

8 Инсценировка.

-«Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок.»

-Такие строчки встречаются  практически в каждой сказке.  О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке?  (мысль)

-Что обязательно происходит  в каждой сказке? ( добро побеждает зло)

- Чему учит нас сказка Пушкина? ( сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым)

-В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес.

- «Белка там живёт ручная,

Да, затейница, какая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…»

-«Всё в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты;

А сидит в нём  царь Гвидон…»

- А что происходило далее, нам покажут ребята из группы инсценировки.

Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки .

-Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично справились со своим заданием. Все аплодируют.

9 Подведение итогов проекта.

-Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.

- Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?

-Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?

- Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?

-Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?

10 Рефлексия.

-Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы  узнать :что нового вы открыли для себя  на этом уроке.

- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: «на уроке чтения я …» ,напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?

-Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были вдохновлены сказкой А.С.Пушкина ,и наше  вдохновление  передаём вам!

Дети дарят  сюрпризы, сделанные своими руками(коробочка в виде лебедя).

Урок окончен, всем спасибо.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...