Одари ребёнка словом.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабаданова Марьян Магомедовна

 

Учитель начальных классов - Рабаданова Марьян Магомедовна.

 

Как познакомить учеников третьего класса с типами речи.

 

Тема: « Типы речи».

Цели:                   1. Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи.

           2. Систематизировать знания детей о диких животных.

           3. Отрабатывать типы речи: повествование, рассуждение, описание.

           4. Работать над развитием словарного запаса детей.

Оборудование:    карточки с вопросами; комплекты карточек с текстами разных типов для индивидуальной работы; использование мультимедиа-технологии.

Вспомогательные предметы: мел, телефон, ручка, карандаш, микрофон.

Поощрительные призы: комплекты карточек с изображениями диких животных.

                                

                                                   Ход урока.

 

1. Организационный момент.

    - У нас урок развития речи. Будем стараться говорить четко, правильно отвечать на    

       вопросы. Вы- умницы, многое уже знаете. Я надеюсь, что и сегодняшний урок не

       заставит вас скучать, вы узнаете много  полезного и интересного.

 2. Игра на формирование звуковой структуры речи: «Попугайчик».

     Повторить слоги.

     а) одинаковые: тля-тля-тля;

                                вар-вар-вар;

                                тук-тук-тук;

     б) различающиеся согласным звуком:  тра-пра;

                                                                        про-тро;

                                                                        мку-бку;

 

     в) различающиеся гласными звуками: фа-фу;

                                                                       мак-мук;

                                                                       кас-кис;

 3. Повторение пройденного.

Слайд 1.

     - Ребята, как вы понимаете  высказывание Д.Уэбстера? ( С помощью речи человек                       общается, узнает что-то новое и т.д.)

     - Какая бывает речь? (устная и письменная)

     - Для какой речи нужны телефон, ручка, микрофон, мел, карандаш? ( Дети отвечают хором или с помощью жестов)       

     - Из чего состоит наша речь? ( Из предложений)

     - Что выражает предложение? ( Законченную мысль)

     - Ребята, давайте вместе вспомним что такое «текст». ( Текст- это группа предложений, связанные одной темой. Тема- это о ком или о чем говорится в тексте)

 

Физминутка.

Зайка, зайка, где бывал?    (прыжки на месте)

- На лужайке танцевал.      ( танец в присядку, руки на поясе, ноги в стороны по очереди)

  На лужайке танцевал,

  Даже хвостик мой устал.     ( виляние хвостиком)                                    

  ( дети хором)    

4. Работа по теме урока.

 - Тема сегодняшнего урока « Типы текста» ( тип- это разновидность чего-либо).

    Для того чтобы нам легче было разобраться в сегодняшней теме урока, я предлагаю вам сравнить несколько разных текстов с одинаковыми героями. Для этого мы посетим цирк  и познакомимся с некоторыми артистами.

 - Посмотрите, как наша доска превращается в цирковую арену.

Слайд 2.

- Вместе с нами в цирк пришел корреспондент ( сотрудник средств массовой информации) детского журнала (мальчик- старшеклассник знакомится с детьми)

- Подумайте, зачем он взял с собой блокнот и ручку? (чтобы записать самое интересное из выступлений  артистов)

- Послушайте (раздаются торжественные звуки оркестра)

- Прожектора осветили арену. Сейчас выйти цирковые артисты. Поаплодируем им.

Слайд 3.

- Кто же герои представления? (тигр и лев)

- Посмотрите на них внимательно. Какие эти животные? (большие, сильные и т.д.)

- Какая у льва грива? (огромная, лохматая)

- Какого цвета грива? (золотая, рыжая)

- Есть ли грива у тигра? (у тигра гривы нет)

- Чем еще отличается лев от тигра? (тигр- полосатый; у льва хвост похож на кисточку, а у тигра хвост без кисточки)

- Составим небольшой текст, в котором опишем какие эти, они артисты. (на доске карточка с вопросом: «Какие они?»)

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (лев и тигр- большие звери; у них сильные лапы с когтями; очень страшная пасть; у льва длинная рыжая грива; тело тигра в черную полоску и т.д.)

- Ребята, давайте посмотрим какой текст составил наш корреспондент про льва и тигра.

Слайд 4.

- Прочитайте и объясните, почему эту запись мы называем текстом?(предложения связаны друг с другом, речь идет об одном и том же)

- Озаглавим текст (на доске карточки) « Лев и тигр» или « Красивые звери»? Какой заголовок по вашему мнению больше подходит? (« Красивые звери»). Почему? (отвечает на вопрос: « Какие звери?»)

- В тексте «Красивые звери» описываются животные, перечисляются их признаки. Такой текст называется описанием.

- Итак, какой вывод мы можем сделать? Текст, в котором описывается внешний вид животных, называется описанием.

- А если в тексте описывается внешний вид игрушки? (описание игрушки)

 

Физминутка

Вот идет колючий еж            (топаем, идем по кругу)

Он на елочку похож               (руки вверх, пальчики растопырены)

Все грибочки еж собрал         (наклоняемся, собираем грибочки)

И домой он зашуршал.            (идем, шурша по полу)

 

- Ну вот опять играет  оркестр. Как вы думаете, о чем это говорит? (будет выступление)

- Вот дрессировщик вынес тумбы, лестницу и подвесил кольца.

Слайд 5.

 (на доске вопрос: «Что делают звери?»)

- Что будут делать тигр и лев? (прыгают через горящий обруч, стоят на тумбе и т.д.)

- Прочитайте небольшой текст, в котором юный журналист  рассказывает, повествует о том, как выступают лев и тигр.

Слайд 6.

- Поможем  нашему корреспонденту и озаглавим текст. («Звери выступают», «Лев и тигр»)

- Какой заголовок больше подходит и почему? (заголовок « Звери выступают»  подходит больше, потому что в тексте говорится именно о выступлении животных, о том, что они делают)

- Текст, в котором говорится, повествуется о том, что делают звери, называется повествование.

Слайд 7.

(на доске вопрос: «Почему звери послушные?»)

- Как называется текст, который содержит рассуждение? (текст- рассуждение)

 

5. Первичное обобщение о типах речи.

 - Перечитайте еще раз эти три текста (карточки с текстами), сравните их. Что общего в этих текстах, чем они похожи? (главные герои всех текстов - лев и тигр)

- Информация о тигре и льве в текстах разная или одинаковая? (разная)

- Что именно вы узнали о зверях из каждого текста? (как выглядят животные, что они делают, почему они так послушны)

 

6. Первичное закрепление изученного материала.

   ( Учащиеся должны прочитать тексты и определить их типы)

 

7. Итог урока.

 а) - Дома расскажите своим близким о нашем уроке. Составьте маленькие тексты разного типа (описание, рассуждение, повествование). Нарисуйте рисунки к своим текстам.

б)- Поощрительные призы- карточки с изображениями диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon cirkachi.ppt672 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заберите у меня всё, чем я обладаю, Но оставьте мне мою речь И скоро я обрету, всё, что я имел. Д. Уэбстер

Слайд 3

Лев Тигр

Слайд 4

В цирке я видел льва и тигра. Эти звери большие, гордые и красивые. Лев отличается от тигра длинной, густой золотой гривой. Кончик хвоста похож на кисточку. Тигр весь в чёрных, блестящих полосках. Мне понравились эти звери.

Слайд 6

В цирке лев и тигр показывают интересные номера. Они прыгают с тумбы на тумбу, делают пирамиды, вставая друг другу на спину. Самым зрелищным номером программы был прыжок тигра через огненное кольцо. Цирковым артистам аплодировал весь зал. 04/22/17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 7

Лев и тигр послушно выполняют приказы дрессировщика. Почему послушно? Дрессировщик каждый день с ними занимается. Он не кричит на зверей и не бьёт их. После выполненного упражнения они получают награду – вкусный кусочек мяса. Дрессировщик любит своих зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"

    Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....

Поможем ребёнку избавиться от пропуска букв в словах

В брошюре предложены разнообразные упражнения и речевой материал для занятий родителей с детьми в домашних условиях....

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида Тема: «Корень. Родственные слова»

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида г. СоликамскУчитель: Светлана Борисовна ВеличкоТема: «Корень. Родственные слова»Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний...

Статья "Чем одарить одарённого ребёнка"

В настоящее время остро стоит проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Я уверена, что одарённые дети - это золотой фонд  школы, а в буд...

2.8)Программа по развитию одар.детей. Работа по выявлению и развитию способн

2.8)Программа по развитию одар.детей. Работа по выявлению и развитию способн...

"Как научить ребёнка подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной на начальном этапе образования"

Одно из самых сложных заданий для детей является подбор проверочных слов. Эта статья адресована всем, кто хочет помочь ребёнку научиться подбирать проверочные слова. Мы рассмотрим проверяемые слова с ...

Логопедическая мастерская «Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова».

Логопедическая мастерская «Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова»....