Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

 

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; учить всматриваться в природу; развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор; учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает; прививать любовь к животным, природе родного края; прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам; обобщить знания о поведении в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Кулегашская средняя общеобразовательная школа

        

Открытый урок

по литературному чтению (русское)

на тему: 

«В.П.Астафьев «Капалуха»

                                                                                      Подготовила:

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Изибаева О.А.

Февраль, 2009г.

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; учить всматриваться в природу; развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор; учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает; прививать любовь к животным, природе родного края; прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам; обобщить знания о поведении в лесу.

Тип урока: комбинированный.

 Оборудование: портрет писателя; иллюстрации; ТСО; опорные слова.

        Ход урока.

I. Организационный момент

 Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 II . Речевая разминка

Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 III . Проверка домашнего задания.

- Как детский поступок Владимира Леонидовича Дурова повлиял не его дальнейшую судьбу? (Он стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки животных, основанную на изучении поведения животных, любви к ним.)

  Пересказ по плану.

 Соблюдение при подробном пересказе логической последовательности и точности изложения.

 План

1. Жучка – любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча.

Оценивание ответов учащихся.

Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)

IV . Актуализация опорных знаний

 Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.                                              Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)

 - Обратимся к словам Агнии Барто.

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

 - Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)

  V . Сообщение темы урока

 - Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)

- А помогут нам все это увидеть и услышать рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.

Биография В.П.Астафьева. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, в семье крестьянина. Детство и юность писателя прошли за полярным кругом – в детдоме поселка Игарка. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. Когда ему было 18 лет он ушел на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. До самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден Орденом "Красной Звезды" и медалью "За отвагу"А после войны Виктор Астафьев работал разнорабочим. После  он окончил Литературный институт имени А.М.Горького. В.П. Астафьев является автором многочисленных литературных произведений. За выдающуюся писательскую деятельность награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

- Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

  V I . Изучение нового материала  

- Прослушайте отрывок из произведения Виктора Астафьева и определите, какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)

 - Какие растения встречаются в этой местности?

 - Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? Почему?

 - Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 106. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?

 Чтение про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

- Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.

- Подтвердились ли ваши предположения? Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.

 На доске иллюстрация капалухи.

- Капалуха – это самка глухаря. Глухарь — самая крупная лесная дичь, он почти достигает размера индюка. Вес глухаря-самца обычно колеблется от 2,5 до 6 килограммов, глухарки — значительно меньше и редко достигает 3 килограммов.
В оперении глухаря преобладают бурые, черные и серые тона с белыми пестринами, расположенными главным образом на нижней части туловища. В зависимости от района обитания птицы отличаются окраской даже внутри одного подвида. В оперении глухарки преобладают бурые, рыжие и желтые цвета. Глухарь населяет хвойные и смешанные, а иногда и чисто лиственные леса, почти не встречаясь в молодых и небольших лесах.

 - Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

 - Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

- О какой находке рассказывает автор?

- Каким вы представляете гнездо глухарки?

  Показ иллюстрации гнезда.

  - Как описывает его автор?

  Выборочное чтение.

  - С чем он его сравнивает? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

 Физминутка

V I . Изучение нового материала (продолжение)

 - Что решили сделать мальчики с гнездом?

- Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)

- Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

Выборочное чтение с подбором материала связанного причинно-следственными отношениями, а также требующего сравнения фактов, обобщения.

- Прочитайте следующих 2 абзаца и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

- Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

- Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

- Подберите слова близкие по значению.

- Так какой мы увидели капалуху?

- Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Это доказывает, что капалуха заботливая мать. Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

- Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

VII . Итог урока

- Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства пробудила у вас эта история?

- Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.

 Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.

 Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

- Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?

Определение эмоционального состояния учащихся.

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Обобщить знания детей о поведении в лесу, прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

- Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки. -Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

VIII . Домашнее задание

 Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

  1. Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
  2. Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
  3. Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец». 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...