Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Голубева Оксана Витальевна

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подарок. Урок насыщен разнообразными видами работ, разработан по технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

I.Организационный момент.

Задача этапа: эмоционально настроить детей на учебную деятельность.

Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь!

Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Приятного вам учебного дня. Начинаем наш урок литературного чтения.

II.Стадия вызова.  

Слайд 1.

-Дети, посмотрите на слайд, на нем записаны слова, прочитайте их, пожалуйста. (Нежность, любовь, сострадание, грусть)

–Как можно  назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)  

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Работать  мы будем в парах.

Перед вами лежит технологическая карта урока, возьмите ее из файла, определите, кто из вас будет заполнять ее.

Послушайте 1  задание.

Слайд2.    Вы заполняете кластер.

1 группа –  1 ряд обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа – 2 ряд подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа – 3 ряд скажет – «Какой может быть любовь?»

На работу вам 2 минуты.

  1. Дети в парах обсуждают задания, готовят ответы. Выслушивание ответов каждой группы.

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

III.Составление кластера

Дети составляют кластеры и сообщают свое мнение.

– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

Слайд6.

Любовь – это чувство, которое направлено на… (близких людей, животных…

Любовь – это чувство, которое выражается … (словами, поступками…

Любовь – это чувство, которое может быть… (сильным или слабым

Слайд 7.

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова:

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

- Мы были близки с вами к этому определению, так ведь?

- Оцените свою работу на этом этапе урока – солнышко с лучиками, значит отлично поработали, все получилось, просто солнышко без лучиков, что не совсем получилось, солнышко за тучкой – неудачно поработал.

IV.Определение темы урока.

- Как вы думаете, к кому же  направлена самая сильная любовь. Подумайте.

(Если скажут, что к маме, спросить:  А почему? (без мамы маленький ребенок не может, мама всегда поможет, за это мы и любим ее).

- А когда мы можем выразить свою любовь к маме особым образом? (не только каждый день, но и в день матери, и, конечно же, 8 марта)

- А какой праздник приближается? (8 марта)

- Давайте в подарок маме напишем самые добрые и ласковые слова на лепестках цветочков. Какая ваша мама? ( По два- три слова, небольше)

- Кто желает прочитать,  какая ваша мама? Пожалуйста, не повторяйтесь.

- Как вы думаете, в полной ли мере мы отразили качества наших мам?

- Да нет, конечно, что-то, наверное, и забыли.

- Давайте попробуем, прочитав сегодня новое произведение,  дополнить свои цветочки добрыми словами, а потом их подарить нашим мамам.

-А как вы думаете, если мы мам любим, а они нас? (тоже любят)

- Скажите, пожалуйста, как можно назвать любовь мамы к своему ребенку?

– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая.

V.Постановка учебной цели.

 - Итак, тему величайшей любви матери к своему ребенку мы попробуем рассмотреть через произведение нашего земляка Виктора Петровича Астафьева. Слайд 8.

VI.Постановка проблемы.

Слайд 9.

- Прочитайте название рассказа.

- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятное слово).

- Какая задача стоит перед нами во время чтения рассказа? (определить, что такое капалуха и определить, о какой материнской любви идет речь)

VII. Первичное восприятие произведения.

- Давайте начнем читать текст, во время чтения, отметьте карандашом непонятные слова.

  1. Чтение рассказа.

VIII. Вопросы после чтения.

- Кто же это капалуха? (Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.) слайд 10.

- О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям)

-  А у людей такое бывает? (Да, когда она носит лялечку в животике, она поет ей песенки, рассказывает сказки, оберегает. И неродившиеся еще деточки чувствуют мамину любовь.)

- Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе?

 (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).

- Что  еще  вас поразило, может быть  удивило, что нового для себя вы узнали?  (Выщипывают  перья,  голым животом греет  яйца).

- Ребята, а что вы знаете о глухаре? 

- Посмотрите, я приготовила для вас видеосюжет, пополните свои знания.

IX. Видеосюжет.  Слайд 11.

- В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега.

- А знаете ли вы, почему глухаря назвали глухарём?

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За это и прозван глухарем.

- А теперь давайте снова вернемся к рассказу.

X.Составление таблицы «Линии сравнения»  Слайд 12.

- Как вела себя капалуха при встрече с людьми? (тревожно, гневно)

-А почему? (она боялась за своих птенцов)

Давайте рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа, составим таблицу сравнений. Мы работаем у доски и в технологических картах.

Поведение капалухи

В начале рассказа

В конце рассказа

 

- Найдите и прочитайте в 3 части текста слова (действия), которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Запишите их в техн.карту.

 Приглашаю, помощников к доске.

 (Дети выставляют слова, беря их со стола учителя, в 2 колонки)

  1. металась в стороны
  2. крылья разброшены, мела ими
  3. закостенели от неподвижности
  4. пыжилась
  5. и не могла взлететь

– Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

 ( Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль).

-С кем сравнил автор капалуху-маму? (С нашей мамой)

-А почему? (наша мама также защитит нас в трудную минуту).

Заполняем вторую графу.

- Найдите слова, в 4 части текста, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  1.  сидела на сучке
  1. вытянув шею
  2. целилась на гнездо-
  3. плавно слетела
  4. заползла в гнездо
  5. распустила крылья
  6. замерла
  7.  

- Посмотрите, все ли мы правильно подобрали  или можно, что-нибудь поменять.

- Итак, давайте сравним поведение птицы. Кажется, что внешне глухарка успокоилась, а в душе?

 (Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей, была насторожена).

- Так и ваши родители, дети, беспокоятся за вас каждую минуту, даже если вам кажется, что это не так.

- Не забудьте оценить свою работу при работе по сравнению поведения.

XII.Работа с пословицами.  Слайд13.

- У вас на листе записаны пословицы, какая из них может лучше охарактеризовать глухарку – мать? Она очень подходит к рассказу.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

- Докажите это?

 

 Слайд 14.

- Какой мамой была капалуха? (заботливая, бесстрашная, отважная, смелая, самоотверженная)

- Посмотрите на слайд, все ли качества мы назвали?

- Что такое самоотверженная? (сама себя отвергает, ради чего-то, забывая о своей безопасности, т.е. жертвует собственными интересами во имя интересов других)

Оцените свою работу по выбору пословицы.

XШ. Рефлексия.

1. Подарок маме.

- Посмотрите, ребята, даже животные с такой любовью относятся к своим деткам, а что говорить о наших мамах, они нас тоже очень любят и оберегают.

- В начале урока мы с вами заполняли лепесточки цветка, можем ли мы еще добавить новые слова о маме, прочитав рассказ «Капалуха»?  Какая же еще может быть ваша мама?

Пока вы работаете, послушайте красивую песню про маму.

Слайд 15.

- Кто хочет поделиться тем, что написал?

- Давайте украсим доску нашими цветами. По рядам выходите.

- Посмотрите, каким букетом  украсилась наша доска от ваших добрых слов к маме, это тоже показатель вашей любви к мамам. После урока вы их возьмете и подарите маме.

2. Составление синквейна про маму. Слайд 16.

-Чтобы красиво завершить наш урок, давайте, ребята, составим синквейн про маму. 

- Правила написания синквейна на слайде.

- Кто желает прочитать, что у вас получилось?

- Оцените теперь вашу работу на этом этапе урока и  всю вашу работу на уроке.

– Спасибо, вам ребята, за искренние ответы и отличную работу на уроке.

Ваши технологические карты я соберу, и каждый получит свою оценку за работу.

XIV. Домашнее задание. Слайд 16.

– Домашнее задание запишите в дневник, для всех - выписать из текста в тетрадь непонятные слова и вместе с мамами объяснить их значение, или же воспользоваться толковым словарем. А следующее задание по желанию

 каждый выберет для себя сам:

- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

-Приготовить пересказ сюжета рассказа от имени глухарки.

-Нарисовать рисунок глухаря.

 - Урок закончен. Спасибо за работу..



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Виктор Астафьев «Капалуха»

  1. Составление кластера.

Напишите, к кому может быть направлена любовь?


  1.       Таблица «Линия сравнения».

Поведение мамы

В начале рассказа

В конце рассказа














  1. Работа с пословицами.
  1. Выберите пословицу, которая может лучше охарактеризовать глухарку.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

  1. Составление синквейна.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Спасибо за работу!

Технологическая карта урока литературного чтения

Виктор Астафьев «Капалуха»

1.Составление кластера.

Напишите, как выражают любовь?


2.      Таблица «Линия сравнения».

Поведение мамы

В начале рассказа

В конце рассказа














3.Работа с пословицами.

  1. Выберите пословицу, которая может лучше охарактеризовать глухарку.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

  1. Составление синквейна.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Спасибо за работу!

Технологическая карта урока литературного чтения

Виктор Астафьев «Капалуха»

1.Составление кластера.

Напишите, какой может быть любовь?


2.      Таблица «Линия сравнения».

Поведение мамы

В начале рассказа

В конце рассказа
























3.Работа с пословицами.

  1. Выберите пословицу, которая может лучше охарактеризовать глухарку.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

4.  Составление синквейна.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Спасибо за работу !

Любовь

Любовь

Любовь



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...