Конспект урока литературного чтения для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гуляева Ольга Николаевна

Урок был проведён мною в 1 четверти 2 класса. Тема урока: "О богатстве настоящем и ненастоящем". Рассказы В.Драгунского "Что я люблю", "Что любит Мишка". Использовался учебник Н.А.Чураковой "Литературное чтение" часть 1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: «О богатстве настоящем и ненастоящем».

          Рассказы В.Драгунского «Что я люблю», «Что любит Мишка»

Цели урока:

  1. учить детей ориентироваться в тексте, просматривая его и находить нужное место;
  2. формировать у детей опыт сравнения и самоанализа: школьник должен примерять на себя все обсуждаемые ситуации – это способ социализировать его, используя высокохудожественный, выверенный в ценностном отношении материал;
  3. организовать сравнительный анализ героев двух прозаических текстов;
  4. создать ситуацию сравнения мира материальных вещей (того, что удовлетворяет телесные потребности человека) и того, что питает душу;
  5. отметить, что богатым человека можно считать, если он обладает способностью мечтать, любить многое и увлекаться многим.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

       - Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей?

        (в гости к Барсуку)

       - Какую книгу мы увидели в библиотеке гостеприимного Барсука?

         (книгу В.Драгунского «Денискины Рассказы»)

       - С какими рассказами мы познакомились на прошлом уроке?

         («Что я люблю», «Что любит Мишка»)

       - Откройте учебники и по условным обозначениям определите, чем будем

         заниматься сегодня  

        (Будем читать, думать над  прочитанным, высказывать своё мнение)

     

3. Работа по теме урока.

  3.1 - Как зовут главного героя рассказов Драгунского? (Дениска)

- Что же Дениска любит больше всего?

   (Дети читают строки, выделенные жёлтым цветом)

- Мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя,

  а для того, чтобы завести какое-нибудь животное.

- Любит ли Дениска проводить время с папой?

  Докажите свой ответ строчками из рассказа.

«Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123

«И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац

«Однажды мы с папой пошли в зоопарк…  Я скажу, что ты мой папа!» стр.125

- Есть ли место маме и бабушке в этих Денискиных мечтах-размышлениях?

«Я люблю дышать носом в мамино ушко…» начало 3-го абзаца с.123

«Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» конец стр.124 – 125

- Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе.

- А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?

3.2 Выборочное чтение

    – Найдите и прочитайте слова учителя о том, что любит Дениска

         (выделены жёлтым цветом с.128)

- Найдите подтверждение этим словам

  (с.128 выше жёлтых строк «И я рассказал ему, что я люблю»)

- Что же учитель сказал про Мишку?

  (строчки выделены голубым цветом)

- Найдите в тексте подтверждение этим словам (со с. 129 по с.130)

3.3 Работа по иллюстрациям стр.124, 125, 129

4. Физкультминутка  «Гроза»

Данная физминутка была выбрана потому, что важно было не разрушить воцарившееся в классе лирическое настроение смешными или ритмичными спортивными упражнениями, из которых обычно состоят паузы для отдыха детей на уроке. Обращение к своему опыту общения с природой как нельзя лучше подходило для данного случая, поддерживая положительный эмоциональный настрой; в то же время упражнение давало возможность напрягать и расслаблять разные мышцы: рук, спины, ног, шеи.

- Давайте сейчас немножко отдохнем, а сделаем это …в лесу, да-да, не удивляйтесь, мы попали в лес…(Учитель показывает движения, не называя их). Над лесом встает солнышко (руки плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, лицо улыбается), легкий ветерок колышет листочки на деревьях (руки покачиваются вверху из стороны в сторону), но вот на небе показалась тучка (руки опускаются вниз, лицо хмурится, плечи поднимаются вверх), и постепенно, сначала медленно, а потом все быстрее… (дети легко постукивают пальцами по партам) начинается дождик, он усиливается (стук все сильнее), превращается в ливень (стучат всей ладонью), вдруг слышится раскат грома (не переставая стучать по партам, стучат 3-4 раза ногами по полу), но гроза быстро проходит, и дождь постепенно ослабевает (стучат все тише и реже по партам), падают последние редкие капли (стучат двумя пальцами), вот он совсем закончился (стук прекращается), и снова на небе сияет яркое солнышко (руки снова плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, на лице улыбка).

5. Выполнение заданий после рассказов.

  1)  – Найдите условные обозначения после рассказа.

        - Подумайте над первым заданием.

          (можно в парах обсудить и ответить)

 2) - Прочитаем диалог Маши и Миши по ролям (инсценировка)

    - Может быть Маша права?

    (Да, Маша права, что Мишка, конечно же, тоже привязан к своим  родителям, тоже любит животных, иначе он бы не спохватился и не выпалил про котят и про бабушку)

3)  - Прочитайте слова Барсука про Дениску. (с.132)

     - Почему он назвал его богатым человеком?

    - Что же такое настоящее богатство?

     (Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и   иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.)

     Это и означает быть богатым человеком.

4) - Как вы ответите на последний Мишин вопрос? (с.132)

    - Почему он перечисляет именно этих животных?

     (Это как раз те животные, завести которых так мечтает Дениска)

    - Мечтать о чём-то или о ком-то – это уже очень здорово!

     Жизнь Дениски, который только мечтает о слонёнке, о лани и о собачке, уже не пустая. В его воображении уже живут рядом с ним все те, о ком он мечтает. Вот если человек ничем не интересуется, если ему всё время скучно, если он даже ни о чём не мечтает, тогда он по-настоящему бедный человек – у него пустая душа.

6. Работа с пословицами

(Обсудите в парах, какая пословица ближе подходит к нашим рассказам)

Беден карман, зато сердце богато.

Доброе братство дороже богатства.

Ешь больше - проживёшь дольше.

На вкус и цвет товарищей нет.

7. Итог урока: - Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эти произведения?

-  Кто из героев ранее прочитанных произведений умеет видеть красоту?

(Барсук – любитель стихов, Барсук из рассказа «Луна на ветке», он сам создавал красоту.  Мальчик из рассказа «Зеркало», герой стихотворения В.Берестова «Жуки»)

- Чему учат произведения в разделе «О богатстве настоящем и ненастоящем» (Они учат видеть красоту, замечать её, быть внимательными к окружающему миру, любить, беречь и ценить его.)

- А вы замечаете красоту вокруг себя в повседневной жизни? (например: утром, когда идёте в школу)

- Поделитесь своими впечатлениями, что интересного вы видели сегодня, когда шли утром в школу?

8. Рефлексия.

    Дети пишут на лучиках то, что они любят больше всего и прикрепляют их к солнышку на доске.

9. Д/З  Написать сочинение о том, что любите вы, о чём мечтаете.  

           (Письмо Дениске Кораблёву, герою рассказов В.Драгунского.)

10. Самооценка. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...


 

Комментарии

Гуляева Ольга Николаевна

В ходе урока было видно, что дети очень хорошо ориентируются в учебнике, быстро находят ответы на поставленные вопросы, выделяют главное. Содержание прочитанных рассказов связывают с фактами из своей жизни, а также сопоставляют с ранее прочитанными произведениями, при этом обучающиеся высказывают своё отношение к героям рассказов. Было организовано обсуждение в парах, дети вели диалог, отстаивали свою точку зрения, формулировали выводы. В конце урока ребята дали самооценку своей деятельности по предложенным критериям.