Интегрированный урок обучения грамоте и музыки
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Куликовская Оксана Петровна

Интегрированный урок обучения грамоте и музыке по теме "Обозна чение мягкости согласных" 1 класс УМК под редакцией Н.Ф Виноградовой.

Задачи: обощение и систематизация знаний об обозначении гласными буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки

в 1 классе по теме: «Обозначение мягкости согласных звуков».

(использование информационных и здоровьесберегающих технологий).

Конспект урока

Предмет:      обучение чтению в 1-м классе

Тема урока: Повторение правил обозначения гласных букв после твёрдых и  

                        мягких согласных звуков

Задачи:          обобщение и систематизация знаний об обозначении гласными

                        буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных.

                                          Ход урока

I.

Организационный момент (песня)

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ 

«Добрый день» муз Я.Дубровина , сл. В. Суслова

                  Встало солнце рано-рано:

                  -Добрый день!

                   Плещут волны океана:

                   -Добрый день!

                   Поднимается пшеница,

                   И звенят задорно птицы:

                   -Эй, ребята-малышата,

                    -Добрый день!

II.

Активизация слуха

(слуховые упражнения) (песенка о гласных)

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Вы сейчас пожелали добра друг другу, пропели хорошие слова для учителей. А скажите, пожалуйста, из чего получилась наша песня?

Дети:

- Из звуков.

Учитель:

- Как мы называем человека, сочинившего музыку этой песни?

Дети:

-Композитор

Учитель:

- Вот если представить, что музыка на земле пропала, изменилась бы наша жизнь?

- Какой бы она стала?

Дети:

-Скучной, серой, унылой, однообразной

Учитель:

-Из чего же состоит наша жизнь?

Дети:

-Из чувств, поступков, звуков, запахов, цвета,…

Учитель:

-Вот мы сегодня с вами и продолжим разговор о звуках. Давайте послушаем стихотворение в исполнении ребят и подумаем: о чём в нём говорится?

(ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ФРАГМЕНТ УРОКА)

               То и дело лезут в душу:

              «Эй, ты, уши надеру!

               Ты, приятель, видно уши

               Мыл компотом поутру!»

               Или «вам надули в уши»?

               Или «уши навострил»?

               Или «мишка неуклюжий вам на ухо наступил»?  

              Что за «ушки на макушке»?  

               А «ушастик»? А «лопух»?

               Эти шутки-говорушки

              Услаждать не могут слух!

               Прочь ушей загроможденье!

               Уши очень нам нужны,

               Потому что от рожденья-

               Звуками окружены.

               Каждый звук- кусочек мира,

               В каждом звуке – целый мир!

               В звуках вся моя квартира,

               В звуках – тысячи квартир!

               В звуках – улица большая,

               И огромная страна!

               Звукам нет конца и краю,

               В звуках – он, оно, она!

               Звуки – в радости и в скуке,

               Звуки – свет и звуки- тень,

               День заканчивают звуки,

               Звуки начинают день!      

(ФРАГМЕНТ АУДИО-СПЕКТАКЛЯ  Ю. ГАЛЬЦЕВА

 « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВУКАМ»

( обсуждение главной темы стихотворения, как оно исполнено)

Учитель:

-Какие же звуки нас окружают?

Дети:

-Шумовые и музыкальные

Учитель:

-Давайте послушаем, какие звуки живут сегодня в нашем классе?

(ИГРА НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛУХА. ГЛАЗА ЗАКРЫТЫ - СЛУХ  АКТИВЕН)

Учитель:

-Что вы слышали?

Дети:

 -Шорох, скрип, топот, говор, стук, треск и т.д.

Учитель:

- Это музыкальные звуки или шумовые?

Дети:

-Шумовые

Учитель:

 - Как можно отличить музыкальные звуки?

Дети:

-Они тянутся

Учитель:

- Давайте же сейчас и мы «потянем» эти звуки.

Дети:

-Вокальные упражнения на длинный ровный выдох, певческую позицию

Учитель:

- Те звуки, что мы сейчас исполняли, были одинаковыми? Чем они отличались?

Дети:

-Высотой, громкостью, длиной, характером

Учитель:

-Какими знаками записывает композитор звуки?

Дети:

-Нотами

Учитель:

- Давайте послушаем ноту.

( на доске нарисована нота, но звука нет)

- Почему же мы не слышим эту нотку?

Дети:

-Её надо спеть или сыграть

Учитель:

- Как называется человек, который может сыграть эту нотку на скрипке?                                                                                                        -Трубе?                                                                                                             -Флейте?                                                                                                             -Фортепиано? (ЛЕКСИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ)

Дети:

– Скрипач, трубач, флейтист, пианист….

- Вот сейчас мы и послушаем, как эти инструменты звучат.

(ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ГОЛОСА СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА» ИЗ ПРОГРАММЫ «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ»

Учитель:

 - Каким образом сейчас исполнялись звуки?

Дети:

-Их исполняли на музыкальных инструментах

Учитель:

- А как ещё можно исполнить музыкальные звуки?

Дети:

-Пропеть

Учитель:

- Какие именно звуки поются? Давайте исполним песню                         и ответим на этот вопрос.

(ИСПОЛНЕНИЕ «ПЕСЕНКИ ПРО ГЛАСНЫЕ» муз. Л. Абеляна, ст. В. Степанова)  

         Для пения гласные звуки важны-

         И напевны, и нежны.

         Летят, как птицы, в синеву-

         А-Э-И-О-У.

Учитель:

- Так вот оказывается, какие звуки поются – ГЛАСНЫЕ

III.

Актуализация знаний

Учитель:

1.- Эта песенка поможет нам продолжить путешествие. Из города музыкальных звуков перемещаемся в город речевых звуков.                                                    1 слайд




Но нам надо пройти по волшебному мостику.  

Только ответив на вопросы,  мы можем это сделать:

а) Что помогает нам общаться?

Дети:

- Речь

б) Какая бывает речь?

Дети:

- Устная и письменная

в) Из чего состоит наша речь?

Дети:

- Из предложений

г) Из чего состоят предложения?

Дети:

- Из слов

д) Из чего состоят слова?

 Дети:

- Из звуков

е) На какие две большие группы можно разделить звуки?

Дети:

- Гласные и согласные

ж) Чем отличаются гласные звуки?

Дети:


з) Сколько гласных звуков в русском языке

Дети:

- 6

и) Назовите гласные звуки.

Дети:

- [а], [о], [у], [ы], [и], [э]

к) Как обозначаются звуки в письменной речи?

Дети:

-Буквами

(ВЫДАЮТСЯ ЖЕТОНЫ С БУКВАМИ)

Учитель:

2. -Мы попали на улицу гласных звуков. Надо заселить домики.

В домик с гласным звуком надо заселить буквы, которые обозначают этот звук.

(МАГНИТНЫЕ БУКВЫ)

IV.

Закрепление изученного материала

Учитель:

-Раз у нас волшебный город, пусть ребята, у которых жетоны с буквами превратятся в буквы. А двух ребят мы превратим в домики.

А вместе, используя помощников речи: мимику и жесты, расскажем сказку.

Физкультминутка

-Была прекрасная погода. Ярко светило солнце. Все гласные буквы вышли погулять.

Но вдруг налетел ветер и пошел дождь.

Буквам надо было спрятаться, но обязательно в свой домик.

Буквы, которые обозначают твердость согласного

 в свой домик, а мягкость в свой домик.

-Молодцы! Поаплодируем  актерам-буквам!

-Проверим по волшебному экрану                                       2 слайд  



                                                                             

V.

Повторение изученного материала

Учитель:

1.-Думаю, вы так же хорошо справитесь со следующим заданием, на который указывает этот знак в переулке загадок.

-Что нам нужно сделать?

-А вот слова нам надо угадать                                       3 слайд.  



                                                                       

а) Есть он у всех людей.

    Есть и у кораблей.

Дети:

-Нос

б) Сидит дед, во сто шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Дети:

-Лук

в) Белый камешек растаял,

    На доске свой след оставил.

Дети:

-Мел

Учитель:

-Проверить – правильно ли мы отгадали, поможет

учебник, на странице 58 рисунки – отгадки.

(Изд-во «Вентана-Граф», 2010г.,ч.1, с.58)

Учитель:

2. -Приготовьте все необходимое для работы:

тетрадь, карандаши.

Звуковой анализ слова НОС проведем вместе.

 К доске…

-Произносим, считаем, сколько в слове звуков

- Первый звук [н] –согласный, твердый;

второй звук [о]- гласный;

третий звук [с]-согласный твердый;

в слове 3 звука

Учитель:

-А слова «ЛУК» и «МЕЛ» - в парах, один – «работник», другой – «контролер».

Затем меняемся ролями.

(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)

-Самая быстрая пара к доске.

Проверяем с помощью фишек схемы.

VI.

Работа с интерактивной доской

Чтение слов, получившихся при замене гласной буквы.  

Учитель:                                                              

 - Наши буквы-озорники любят играть в «Менялочки». Попробуем угадать слова, которые у них получились.

Меняем буквы в слове НОС.

                                        НЁС

                                        НАС

  4 слайд




Учитель:

-Как произносим первый звук в слове НОС? НЁС? Почему?

Дети:

- В слове «нос» первый звук [н] произносим твердо потому, что звук [о] дает твердость предыдущего согласного звука;

- В слове «нёс» первый звук  [н'] мягкий – буква ё указывает, что предыдущий согласный нужно читать мягко.                  

Учитель:

-Поиграем с другими словами: «ЛУК», «МЕЛ»

-Назовите слова, где первый звук

-мягкий;

- твердый.

-Проверим. Читаем еще раз.

-Кто такой мул?

Дети:

-Домашнее животное, помесь осла с кобылой

Физкультминутка «Мячик»

-Наши буквы и звуки, как и мы, любят играть.

Любят они игры в мяч. Приготовили свой мячик:

-надуваем

-показываем

-проверьте: какой крепкий ваш мячик

VII.

Речевая гимнастика

Учитель:

-Сейчас мы прочитаем веселое стихотворение.

 Работая четко органами речи – как чеканят «мячиком»,

-«шариком»,

-«диктором»

Физкультминутка для глаз

VIII.

Итог урока. Рефлексия

Учитель:

-Мы хорошо потрудились. Дошли до центра города,

улицы согласных, с которыми мы будем знакомиться на следующих уроках. А сейчас подведем итоги.

-Назовите гласные буквы, которые указывают на мягкость согласного звука,

-на твердость

Дети:

-я, ё, е, ю, и

-а, о, э, у, ы

Учитель:

-Чему еще учились на уроке?

Учитель:

-Звуки приготовили подарок –

цветные колокольчики.

Возьмите на память себе:

желтый – радость (было весело)

зеленый – удивление

синий – спокойствие, комфорт

-Спасибо за урок.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных букв

Слайд 2

я ё ю е и А О У Э Ы

Слайд 3

Переулок «Загадок» Есть всегда он у людей. Есть всегда у кораблей. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Белый камешек растаял, на доске следы оставил.

Слайд 4

Игра « Менялочки » о ё а нос нёс нас

Слайд 5

ю а и у люк лак лик лук

Слайд 6

а я о ё и у мал мял мол мёл мил мул

Слайд 7

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте.

Интегрированный урок чтения и письма в 1 классе. Форма проведения: урок-путешествие....

Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"

Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов....

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"

Данный урок  является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...