Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fokina_l._p._mamin-sibiryak_d._n._priyomysh.zip504.29 КБ

Предварительный просмотр:

Фокина Лидия Петровна                                                        Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»                                        Литературное чтение, 4 класс


         Тема: А.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина - Сибиряка

Задачи:

  1. отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
  2. учить анализировать характер и поступки героев;
  3. прививать любовь к природе, бережное отношение к ней

Ход урока 1

1.Эмоциональный настрой

2.Речевая разминка

СЛАЙД 2

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока ...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой

Он поправдашний, живой.

                                  (Н. Токмакова.)

- Прочитайте птичьим базаром.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно.

3.Введение в тему актуализация знаний

1. Беседа о подарках и о подаренных животных.

Учитель:

Как вы понимаете чувства рассказчика?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом  испытывали?

Учащиеся:

………

Учитель:

Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Учащиеся:

Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное - не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

2. Слово учителя о писателе.

СЛАЙД 3

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни - в Петербурге и Царском Селе.          

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881-1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 1890-х и 1900-х годы писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы «Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты - мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

4.Физкультминутка

5.Знакомство с рассказом «Приемыш»

1. Словарно-лексическая работа.

Учитель:

Объясните значение слов:

СЛАЙД 4

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

СЛАЙД 5

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

СЛАЙД 6

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

Учитель:

СЛАЙД 7

Подберите синонимы к словам:

ОТЧАЯННЫЙ

Учащиеся:

Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

Учитель:

ГОРДЫЙ

Учащиеся:

1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

Учитель:

СЛАЙД 8

Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ

Учащиеся:

 Банальный

Учитель:

ОСОБЕННЫЙ

Учащиеся:

 Обыкновенный

Проектор отключить

2.Чтение рассказа учителем и учащимися.

3.Беседа после чтения.

Учитель:

Ваши впечатления от прочитанного?

Учащиеся:

………

6.Итог урока

Учитель:

Что вы узнали о писателе?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

Учащиеся:

…………

7. Рефлексия

Учитель:

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….

8.Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа и заполнить таблицу.

Учитель:

К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.


п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

2

Умная

3

Лучший друг человека

4

Гуляка

5

Бобыль

6

Князь князем

7

Божья тварь

8

Гордая

9

Настоящая

10

Царская

11

Старый

12

Утомлённый

13

Дряхлый

14

Жалкий

Ход урока 2

1.Эмоциональный настрой

2.Речевая разминка

СЛАЙД 9

Лесничий

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

                         (В. Степанов.)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

- Прочитайте шепотом.         

- Назовите имена существительные.

- Назовите глаголы.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

2. Вводная беседа.

Учитель:

Кто такой лесничий?

Учащиеся:

 Лесничий - специалист лесного хозяйства, непосредственно руководящий всем комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите леса в лесничестве.

Учитель:

Кто такой егерь?

Учащиеся:

1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед-специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. З. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.

Учитель:

Какими качествами должны обладать эти люди?

Учащиеся:

………

Выключить проектор

3.Работа над рассказом

1. Выразительное чтение

2.Проверка  таблицы


п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

+

2

Умная

+

+

3

Лучший друг человека

+

4

Гуляка

+

5

Бобыль

+

6

Князь князем

+

7

Божья тварь

+

8

Гордая

+

9

Настоящая

+

10

Царская

+

11

Старый

+

12

Утомлённый

+

13

Дряхлый

+

14

Жалкий

+

3. Беседа по содержанию:

Учитель:

С чего начинается рассказ?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Что вы узнали о Собольке?

Учащиеся:

….

Учитель:

Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

Учащиеся:

…..

Учитель:

Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?

Учащиеся:

……

Учитель:

Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?

Учащиеся:

……..

Учитель:

Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

Учащиеся:

….

Учитель:

Ответьте на вопрос учебника:

Что было правильнее:

а) поступить так; как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?

4.Пересказ текста          

Учитель:

Приготовьтесь пересказать историю Собольки и Приемыша.

Давайте вспомним, что нужно, чтобы приготовить выборочный пересказ?

Учащиеся:

Выделить те части текста, которые относятся к героям; определить, о чем в них говорится; расположить части попорядку и решить, как их можно объединить; подготовить план, определить, соответствует ли он содержанию текста; рассказать, опираясь на пункты плана.

Дети готовятся, затем пересказывают историю Собольки и Приемыша.

5.Итог урока

Учитель:

Какова главная идея рассказа?

Учащиеся:

….

Учитель:

Чему он научил вас?

Учащиеся:

…..         

6. Рефлексия

Учитель:

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….

7.Домашнее задание: знать хорошо текст.

На следующем уроке дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть,  они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.

       ФИ учащегося: ……………………………………………..

Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день.

+

Встретила героя рыжая собачонка.

-

Собачонку звали Соболько.

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом.

+

В избушке героя встретил хозяин.

-

Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке.

-

Хозяина избушки звали Тарас.

+

Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами.

-

Перед его лодкой плыла дикая утка.

-

Ступай домой, гуляка!

+

                                                                                                    Отметка: ……………………..

Используемые источники:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Интернет источники:

Лесник (определение) http://www.fio.vrn.ru/2007/3/4.html 

Лебедь http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/10/87010808_large_Lebedi_na_prozr_fone__18_.png

Щенок http://asset3.dressed.ru/photos/items/8/8/1/1/8/9/Scrap-kit-Puppy-na-prozrachnom-fone-Kommentarii--Dnevniki-na-KP-mini.png 

Д. Н. Мамин-Сибиряк http://www.ngonb.ru/userfiles/russkii/mamin/ca65325c43c76ed36a2186ab97b1f6a20f2dad39_jpg_800x600_autocrop_upscale_q85.jpg 

Доспехи воина Киевской Руси http://www.zhaba.ru/_pics/gpkq61qzd61jdjlx.jpg 

Протока http://stuffed.ru/uimages/y2011/10-22/10251.jpeg 

Лесничий http://prirodasibiri.ru/images/news/pic/1595_1.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.

Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Урок литературного чтения по Д.Мамину-Сибиряку "Медведко" 3 класс.

3 класс, урок литературного чтения по Д Мамину-Сибиряку "Медведко"....

Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш". 4 класс.

Конспект урока литературного чтения по теме: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс, презентация к уроку....

Урок литературного чтения. Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Постойко» 3 класс

Открытый урок, соответствующий требованиям ФГОС. В разработке представлены разнообразные виды и формы работ....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс

Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...