Сказки А. С. Пушкина
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Могучая Наталья Николаевна

Урок обобщение по сказкам А. С. Пушкина. Анализ фольклорной и литературной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pushkina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сказки  А. С. Пушкина. Особенности фольклорной  и литературной сказок»

Цели урока:  Обобщить  знания учащихся по сказкам  А. С. Пушкина; на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказок.Совершенствовать навыки анализа текста; развивать психические процессы, как память, мышление, воображение, внимание Воспитывать любовь и интерес  к творчеству  А. С. Пушкина.

Оборудование: книга «Русские народные сказки», портрет А. С. Пушкина, выставка рисунков по теме.

                                                              Ход урока

I Организационный момент

II Сообщение  целей урока

Учитель: Ребята, сегодня у на необычный урок. Он посвящён А. С. Пушкину. Мы знаем много сказок Пушкина. Сегодня мы ещё раз поговорим  о его сказках, разберём особенности фольклорной и литературной сказок.

III  Вступительная  беседа

Учитель: Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такоеярчайшее  созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX  века. Но именно  А. С. Пушкина мы  по праву считаем родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились  со сказками Пушкина, назовите их.

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».

              «Сказка о золотом петушке».

               « Сказка о попе и о работнике его Балде…..» и т. д.

Учитель: Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарили Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, - мудрость, заключённую в волшебных образах . Он  создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве. А сейчас посмотрим , как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

Я вам предлагаю викторину. (викторина прилагается)

IV Викторина

1). Где и когда родился А. С. Пушкин? (Указать точно город, дом,  владельца дома)

2). Как звали няню Пушкина? Кем она была по происхождению ?

3). Вспомните строки, посвященные няне. Как называется стихотворение?

(Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

…Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей…)

14.Назовите кличку собаки из «Сказки о мертвой царевне…»

15.Как назвала старуха старика, когда он сказал, что отпустил рыбку.

16.. К исходу какого месяца царь велел царице родить богатыря в «Сказке о царе Салтане»?

17.Что подставил поп для расплаты с Балдой ?

18. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря?

4). Назовите сказки Пушкина. Сколько сказок вы знаете? Какая сказка не была завершена?

V Физминутка

VI Выявление особенностей  литертурной и народной сказок.

Работа по вопросам:

 - кто является создателем народной сказки; литературной?

 - Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.

 - Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?

 - Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?

 - Мы познакомились с жанрами народной сказки.  Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

На доске таблица.

Сказки

Народная

Литературная

  1. Автор – народ


  1. Существует в устной форме.


  1. Каждая сказка существует в нескольких  вариантах. (Создатель может вносить изменения.)


  1. Время создания определить невозможно.


  1. Народная сказка ограничивается определённым жнром:


- волшебная,

- бытовая,

- о животных

1. Автор – конкретное лицо  (он – творец)


2. Создаётся в письменной форме.


3. Внесения изменений недопускается.




4. Время  создания  сказки  известно.


 

5. Не  ограничивается  определённым  жанром;  включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки  оживотных, и даже фантастику.

Работа по вопросам:

 - кто является создателем народной сказки; литературной?

 - Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.

 - Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?

 - Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?

 - Мы познакомились с жанрами народной сказки.  Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

Учитель:  Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

VII Беседа о няне А. С. Пушкина  - Арине Родионовне.

 К своей няне Арине Родионовне  Пушкин испытывал  особую привязанность. Она знала великое множество русских народных  песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вариантом «Сказки о царе Салтане..». Представим , что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далёкие годы,когда поэт был маленьким.  Маленький Саша просит у няни  рассказать сказку на ночь.

   - Итак, ребята  слушаем!

VIII  Знакомство с фольклорным вариантом сказки.

  « Некоторый царь задумал жениться,  но не нашёл по своему  нраву   никого. Подслушал  он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачехаего, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 мальчика, 34 – й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его  и  подменила письмо, в котором написала, что родила царица не мышь. Не лягушку, а неведому зверюшку. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила письмо  и написала повеление, чтоб заготовить две бочки: одну для 33 царевечей, а другую – для царицы с чудесным сыном, и бросить их в море. Так и сделано.

      Долго плавали царица с царевичем в засмолённой бочке, наконец  море выкинуло их на берег.  Сын заметил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на  свет».   «Господь  благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в нём жить да править. Плывёт мимо корабль. Царевич остановил карабельщиков, осмотрел их пропуск и,  узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними.  Мачеха хочет его поймать, он никак не даётся. Гости карабельщики – рассказывают царю о новом  государстве  и о  чудесном отроке -  ноги серебряные. «Ах,  -  говорит царь, - поеду посмотреть на это чудо». «Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря- лукомория стоитдуб, на том дубу золотые цепи, а по ним ходит кот; вверх идёт – сказки  сказывает,  вниз идёт – песни поёт». Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворцом чудный дуб. Новый корабль. То же опять. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото и серебро». Третий корабль так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 33 отрока – точь – в – точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом,  а выходят из моря только на один час».

         Тужит царица об остальных своих детях. Царевич берётся их отыскать: «Нацеди, матушка, своего молока, замеси тесто и испеки 33 лепёшки». Идёт царевич к морю,  море вскалыхалося, и вышли 33 юноши и с ними старик. Царевич спрятался и оставил одну лепёшку. Один из них съел её. «Ах, братцы, - говорит он, - до сих пор не знали мы материнского молока,  а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они и все попробовали лепёшки.  На третий  день вышли без старика, и познали своего брата.  Царевич привёл их к своей матери. Четвёртый корабль. То же самое.  Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, узнаёт  свою жену и детей и возвращается с ними на  домой. А мачеха  умирает.

 IX   Сравнительный анализ фольклорного варианта  и «Сказки  о  царе Салтане…»  А.  С. Пушкина.

- кто является носителем  зла  в первом варианте? Втором варианте?

- Сравните чудеса происходящие в сказках.

- Какого  персонажа не хватает  в фолькл.  вариантте?

- в сказке Пушкина появляется  романтическая любовь, описание природы, а фолькл. вариант   никаких чувств, эмоций, сухо сообщаются события.

X  Итог урока:  Оценка работы детей.

- поэзия Пушкина сродни самой  жизни. Он, как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря  поэт и критик  Аполон Григорьев утверждал: «Пушкин – это наше всё».

Дом. задание: 1.подготовить выразительное чтение произведения А. С. Пушкина

                         2. нарисовать рисунок к сказкам  Пушкина.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....


 

Комментарии

Могучая Наталья Николаевна

Этот урок для учащихся 3-4 классов, я проводила во время недели начальных классов, которая была посвящена теме "Что за прелесть эти сказки!" Этот урок - обобщение по сказкам А. С. Пушкина