Наш театр. Инсценирование веселых стихов.
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Коробейникова Ольга Владимировна

УМК "Перспектива" 2 класс Материалы урока способствуют формированию универсальных учебных действий посредством литературных произведений юмористического и сатирического содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс

Тема урока: «Наш театр»

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504

Коробейникова Ольга Владимировна, 1 категория

Целевой компонент урока

Цели :

         Формирование универсальных учебных действий посредством литературных  произведений юмористического и сатирического  содержания:

  1. познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);
  2. коммуникативных  (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
  3. регулятивных (волевая саморегуляция);
  4. личностных (нравственно – эстетического оценивания).

Задачи:

  1.  Создать проблемную ситуацию для определения темы урока; 

      2. Создать условия для наблюдения, проведения  анализа, сравнения  и выявления особенностей содержания и чтения стихотворений юмористического и сатирического содержания; Организовать проектную деятельность детей в группах – театральных коллективах (самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка  к выступлению, подбор костюмов, создание афиш);

  1. Организовать работу по осмысленному чтению стихотворений с   юмористическим и сатирическим содержанием;
  2. Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой группы;
  3. Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
  4. Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся проводят наблюдение, сравнивают и выявляют особенности  содержания, чтения и использования средств выразительности   при чтении стихотворений юмористического и сатирического содержания.
  2. Учащиеся определяют тему урока через постановку проблемы.
  3. Учащиеся самостоятельно работают в группах: распределяют роли в     театральном коллективе, знают  и правильно выполняют  ролевые обязанности.

4.  Учащиеся слушают мнения других и высказывают своё.

5. Учащиеся осмысленно читают стихотворения с юмористическим и сатирическим содержанием.

6. Учащиеся самостоятельно готовятся к выступлению, подбирают костюмы, создают афиши.

7. Учащиеся выступают, используя выразительные средства и особенности декламирования стихотворений с юмористическим и сатирическим содержанием.  

7. Учащиеся оценивают свою деятельность, высказывают своё отношение к теме урока.

8. Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.  

Используемые технологии: проектная технология.

Метод обучения: частично-поисковый.  

Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оснащение урока:

  1. презентация по теме «Профессии в театре»;
  2. видеозапись мультфильма «Путаница» (1974г.) по стихотворению К.И. Чуковского;
  3. карточки  по теме: «Особенности декламирования и выразительные средства чтения веселых стихов»;
  4. карточки с заданием для групп: стихотворения для индивидуальных и групповых инсценировок.
  5. различные предметы для костюмов героев инсценировок;
  6. листы бумаги формата А3, фломастеры и цветные карандаши;
  7. заготовки масок для проведения рефлексии.

УМК «Перспектива». Учебник «Литературное чтение», авт.: Л.Ф. Климанова, Л.В. Виноградская, В.Г. Горецкий.

                     План урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настрой обучающихся на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

Распределение  детей по группам

Регулятивные: волевая саморегуляция

Поисковый



Мотивация к деятельности.

Организация работы с презентацией «Театральные профессии»


Активизация. Фронтальная беседа с

опорой на жизненный опыт и знания уч- ся.  

Формулирование темы урока.

Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция,

целеполагание;

Познавательные:

логические, общеучебные, действия постановки и решения проблем;


Аналитический













Демонстрация мультфильма с предварительным заданием


Фронтальный беседа









Обсуждение в группах, определение выразительных приемов


Формулирование выразительных средств и особенностей декламирования стихов с дальнейшей демонстрацией на доске на карточках.

Познавательные: 

Общеучебные, логические;

Коммуникативные:

Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли;

Практический

Определение заданий и порядка выступления каждой группы.


Оказание индивидуальной помощи учащимся.

Распределение ролей в группах (режиссер, актеры, костюмеры -гримеры, художники)

Распределение задания.


Самостоятельная подготовка к выступлению каждого участника группы, взаимопомощь.

Познавательные:

Действия постановки и решения проблемы,

Коммуникативные:

Планирование, постановка вопросов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Презентационный 

Презентация  выступлений участников групп.

Регулятивные:

волевая саморегуляция,

Рефлексивный

(анализ новой ситуации)

Фронтальная беседа

Анализ работы на уроке.

Использование оценочных инструментов (маски)

- Что во мне изменилось?

- Что я могу делать, чего раньше не умел?

Регулятивные:

контроль;

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание.

                                   

Сценарий урока

                                                                         Театр поучает так,  

                                                                                                      как этого не сделать толстой книге.

                                                                                                                                                       Вольтер

  1. Организационный этап

Приветствие.  Подготовка к уроку.  Самоорганизация.

Класс заранее разделен на 5 групп. В каждой группе стулья детей  стоят в кружок. Рядом – один стол. Отдельно стоит стол с предметами костюмов.

2.  Поисковый  этап

Учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на слайде. 

Учитель: Назовите предметы, изображенные на слайде.

Ученики: Театральные маски, веер, старинный костюм, театральная сцена с кулисами и занавесом, театральные куклы.

Учитель: К какому виду искусства относятся эти предметы?

Ученики : Театр.

Учитель: Совсем недавно мы с вами были в театре. В качестве кого мы там                 присутствовали?

Ученики: В качестве зрителей.

Учитель: Что мы смотрели?

Ученики: Спектакль «Все мыши любят сыр».

Учитель: Какие бывают спектакли?

Ученики: Грустные, веселые, кукольные, музыкальные, там, где артисты танцуют.

Учитель: Как вы думаете, бывают ли спектакли в стихах?

Ученики: Ученики дают разные ответы.

Учитель: Чем они должны отличаться от других спектаклей?

Ученики:  Артисты должны говорить стихами.

Учитель: А кто помогает актерам подготовить роль, объясняет выразительные средства?

Ученики:  Режиссер.

Учитель:  Какие ещё театральные профессии вы знаете?

Ученики: Актёр, художник, гример, костюмер…

Учитель: Что делают актеры? (слайд с актерами во время спектакля).

Ученики: Они играют в спектакле.

Учитель: Чем занимаются художники? (слайд с художником и его работами).

Ученики:  Создают декорации к спектаклям, рисуют афиши.

Учитель: Кто такие костюмеры? (слайд с костюмером во время работы)

Ученики: Костюмеры подбирают костюмы для спектакля.

Учитель: Расскажите, что вызнаете о работе гримёра? (слайд с гримерами)

Ученики: Гримёр наносит грим актёрам.

Учитель: Кому интересно попробовать побыть в их роли?

                Тогда я приглашаю вас в театр.

                 Как вы думаете, какое интересное дело нам предстоит  выполнить?

Ученики: Поставить спектакль.

        3. Аналитический этап

Учитель: А  почему класс разделен на 5 групп?

Ученики: Каждая группа будет ставить свой спектакль.

Учитель: Верно. Но чтобы получить огромное удовольствие от работы, для  постановки маленьких спектаклей вам понадобятся стихи                  юмористического и сатирического содержания.

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм. Понаблюдайте,                  какие выразительные средства использует актёр при чтении                  стихотворения?

Ученикам предлагается посмотреть  мультфильм «Путаница» по  

стихотворению К.И. Чуковского)

Учитель: Обсудите в группах, какие выразительные средства вы заметили?

Ученики: (один ученик от каждой группы) Артист не спешил, читал громко,                  выделял голосом слова автора и слова героев, читал с немного                  преувеличенной интонацией.

Ученики: (прикрепляют  на доску карточки с написанными на них                  средствами выразительного чтения).

             Темп чтения

          Громкость чтения

                     

             Интонация

Чтение с преувеличенной интонацией

                       

         Костюм и грим

    Жестикуляция и мимика

Учитель: Как вы думаете, на что обращал внимание актёр, когда подбирал                 интонацию для чтения слов героев?

Ученики: На характер, внешний вид героев.

Учитель: Для чего актёр читал с преувеличенной интонацией?

Ученики: Для того, чтобы было выразительнее  и смешнее.

Учитель: Увидели ли вы жестикуляцию и мимику лица актера, его костюм и                 грим? Почему?

Ученики: Нет. Но эти средства заменил мультфильм.

Учитель: Было ли вам смешно? Почему?

Ученики: Смешное содержание. Смешно читал актер.

Учитель: Смеялся ли сам актер? Почему?

Ученики: Нет. Нельзя смеяться, когда читаешь смешные стихи, иначе будет не                  смешно зрителям.

Учитель:  Кто хочет научиться так же выразительно читать веселые стихи и выступить перед зрителями?

4. Практический этап

Учитель: Итак, представьте, что каждая группа – это маленький театр. Вам нужно

выбрать руководителя – режиссера, 3 актеров, одного художника, одного костюмера-гримера. Придумайте название своему театру. На работу отводится 2 мин.

Ученики самостоятельно проводят распределение ролей в группе.

Учитель  по необходимости оказывает помощь.

Учитель: Приглашаю режиссеров подойти к столу и выбрать задание для его                    театра.

Учитель: Сейчас вам дается время на подготовку выступления.  В каком порядке                  будет действовать ваша театральная группа?

Ученики: Режиссер прочтет вслух стихотворения. После этого художник должен                 будет нарисовать афишу. Костюмер-гример подберет костюмы и нарисует грим. В это время режиссер с актерами будут репетировать.

Учитель: На что должны обратить внимание режиссер и актеры?

Ученики: На характер героев и выразительные средства.

Учитель: Что должен нарисовать художник на афише? (Слайд с афишей).

Ученики: Наверху – название театра, ниже – фамилию автора, крупно – название                 произведения, ниже более мелкими буквами – фамилии режиссера, актеров, костюмера и художника. Можно нарисовать главных героев или место действия.

Учитель: Что будет делать костюмер?

Ученики: Подбирать костюмы и рисовать грим.

Костюмы лежат на отдельном столе.

Учитель: Как нужно работать, чтобы не мешать друг другу?

Ученики: Разговаривать в полголоса.

Учитель: На подготовку дается 10 мин. Если ваша группа справится быстрее,              прошу режиссера поднять руку.

Учащиеся в группах готовятся к выступлению. При получении задания группы получают порядковый номер в выступлении. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

5. Презентационный этап

Каждая группа выходит к доске, прикрепляет на доску свою афишу и  выступает перед всем классом.

6. Рефлексивный  этап.

Учитель: Итак, наши театры закрылись.

                 - Кому понравились юмористические стихи? Почему?

                 - Поднимите руку, кто может теперь выразительно читать стихи юмористического  содержания?

                -  Попробуйте дома самостоятельно, используя выразительные средства, прочитать весёлые стихи.

                 - Что было интересно на уроке? Что было необычно?

                 - Кому было трудно работать в группе? Почему?

                 - Кому было легко? Почему?

                 - Кто хотел бы попробовать себя в другой роли? Почему?

                 - Кто получил удовольствие от урока?

                 - Если вы довольны своей работой на уроке, нарисуйте веселую маску, а  

                 если нет – грустную.

Ученики прикрепляют свои маски на афиши своего театра.

  Учитель: Каких масок на ваших афишах больше?

                   Это говорит о том, что вы прекрасно поработали. До новых встреч в нашем театре.    

       Учитель:  Давайте друг другу  поаплодируем.

Используемые источники:

  1. Я иду в школу. стихи для детей /состав и ст. М.Д. Яснова. – СПб.: «ДЕТГИЗ», 2009. – 303 с.
  2. Григорьев О. Прямо по башке. – М.: «Мартин», 1997. – 176 с., ил.
  3. Маршак С. Плывет, плывет кораблик. Английские детские песенки –  Ленинград «Художник РСФСР», 1990. – 50 с.
  4. Веселые стихи /составитель Т. Тутурова – М.: «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 168 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).

     5. Электронный ресурс  http://video.mail.ru  Дата обращения 15.11.12г.

Материалы для выполнения творческого задания в группах

1-я группа                           Театр «Звезда радости»     

О.Григорьев

                  Повар

1-й актёр

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

2-й актёр

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

3-й актёр

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

2-я группа          Театр «Яркие звёзды»

Наталья Хрущёва

           Старая колдунья

«Ох, седа уже как лунь я, -

Шепчет старая колдунья,-

Позабыла

Ремесло,

Перестала

Делать зло,

Лишь где надо 

И не надо

Наколдовываю клады

Эх, былое колдовство

Превратилось в  КЛА-ДОС-ТВО!»  

Игорь Шевчук

Подарок  

   

1-й актёр

Вот это подарок!!!

Я падаю с ног

Щенок называется?

Ну и щенок!!!

Второго такого, наверное, нету.

Да он же проглотит меня,

Как котлету!

2-й актёр

Подарок глядит на меня свысока.

Наверное, он размышляет пока…

Я тоже гляжу…  и никак не пойму:

А может, меня подарили ему?

3-я группа          Театр детского творчества

К. Чуковский

            Котауси и Мауси

Жила – была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые – презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые – презлые зубауси

Так ответила умная Мауси –

И скорее бегом от Котауси.

4-я группа        Театр «Олень»

Вячеслав Лейкин

               Плут

В буфете пышки вкусные дают.

Я очередь пересчитал устало

И крикнул в коридоре:

- Наших бьют!..

И очереди сразу же не стало.

Вячеслав Лейкин

               Хитрый художник

Мне грязная тряпка влетела в альбом.

Другой от обиды об парту бы лбом,

А я подсинил, увеличил пятно…

И  пять  получил за картину «Темно».

Вячеслав Лейкин

                  Где справедливость?

Кричала мама: «Просто безобразие!

Сплошные тройки! Где разнообразие?!»

Когда же я принёс разнообразие,

Она опять кричала: «Безобразие!...»

5-я группа        Театр «Волшебная звезда»

Людмила Фадеева

Только в школу расходилась

        

Только в школу расходилась,

Да за партой рассиделась,

Да в тетрадке расписалась,

Да на доску разгляделась,

В переменку расшумелась,

Всех подруг расслушалась –

Вдруг -

Каникулы

Зачем – то

На меня обрушились!

Людмила Фадеева

На карнавале

Кто – клоун!

Кто – снежинка!

Кто – ковбой!

А у Смирновой Веры –

Хвост трубой!

А я – никто.

Так вышло – нет костюма.

И я, никто, стою в углу угрюмо.

Смирнова Вера тихо подошла.

Сказала:

- Невесёлые дела…

Но не стоять же,

Не грустить весь век!

Давай ты будешь…

Просто человек!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселые стихи про цифры

Всёлые стихи для 1класса.При Цифр и чисел...

Веселые стихи

Веселые стихи о цифрах и числах помогут в подготовке уроков, сделают их более интересными и разнообразными....

презентация "Веселые стихи для детей"

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе...

Конспект урока + презентация по литературному чтению на тему: Р. Сеф «Веселые стихи»,3 кл, УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения Тема: Р. Сеф «Веселые стихи».Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Р. Сефа; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмо...

В.Д.Берестов Веселые стихи для детей

Задачи:Учить составлять план урока;Учитьчитать стихотворения по слогам и целыми словами;Прививать навыки выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:Читать по слогам и целыми словами;Читат...

Самоанализ открытого урока литературное чтение в 1 классе. В.Д. Берестов Веселые стихи детям.

Тип  урока: закрепление и повторение пройденного       Цели урокаОбразовательные:- создать условия для формирования у детей представления о том, как на наш стол прих...

Наш театр. Инсценирование сказки: "Красная Шапочка" ( по мотивам литературной сказки Шарля Перро)

Сценарий познавательной и развлекательной программы для обучающихся начальных классов. Данный материал предназначен для воспитателей и учителей  начальной школы. Мероприятие проводилось с детьми ...