Урок то литературному чтению по теме: Д. Мамин - Сибиряк "Вертел"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок по литературному чтению по теме: Д. Мамин - Сибиряк "Вертел"- 1-я глава

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vertel.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Д. Мамин- Сибиряк: «Вертел»(I глава)

Орг. момент.

Настроились на работу, готовьтесь без  стеснения отвечать на мои вопросы.

Актуализация знаний.

Окунёмся немного в историю.

- В каком веке мы живём? (XXI)

-Какой у нас сейчас год? (2013)

-Молодцы! А мы с вами поговорим о XIX веке.

-Назовите  какие знаменательные даты этого века вы знаете? (1812 год- Война с Наполеоном)

- В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых. Богатые имели всё, а бедные- ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ.

Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах(чистили обувь, побирались);

У тех и других были дети. Их отличало, то что детям , чтобы хоть как-то прожить надо было работать. Как правило дети «бедных» были сиротами.

- Как вы понимаете слово сироты? (дети у которых нет ни папы ни мамы).

-Вы можете предположить почему они остались сиротами? (Родители работали на износ)

Время было очень сложным. Создавались интернаты для сирот. Особенно для тех у кого не было и других родственников.

- А какие ещё могли быть родственники? (бабушки, дедушки, дяди, тёти)

Совсем маленьких – детей прокормить просто. Но ребёнок растёт! Ему надо больше пищи.

Следовательно детей отправляют на работу. И они становятся уже «маленькими взрослыми».

- А почему? (приходилось самим себе зарабатывать на жизнь.)

- Как вы думаете, чем занимаются богатые дети, пока бедные работают? (играют, гуляют, учатся)

Но и те и другие дети. И те и другие любят мечтать.

-Как вы думаете, о чём мечтали бедные дети? (в.о.)

- О чем мечтали богатые? (в.о.)

Рассказов о жизни детей  того времени много.            

- Какие вы знаете? («Янко- музыкант», «Ванька»)

Определение темы урока.

Сегодня мы с вами  познакомимся ещё с одним рассказом. Чтобы узнать автора и название выполните следующее задание. Найди соответствие.

Г. Сенкевич                                   «Ванька»

А. Чехов                                         «Вертел»

Д.Мамин- Сибиряк                    «Янко- музыкант»

- Итак с каким рассказом мы познакомимся сегодня? (Д. Мамин- Сибиряк- Вертел)

- Как вы думаете  что такое вертел? (в.о.)

- От какого слова образовано слово? (т.е. что-то можно вертеть)

-Что можно вертеть? (в.о.)

Речевая разминка.

Прежде чем начинать читать  -давайте с вами разомнём наш речевой аппарат и выполним несколько заданий:

  1. «Укол языком в щёку»
  2. Свести губы в трубочку и развести в улыбку.
  3. Произнести фразу с ускорением.

ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА.

Мы размяли речевой аппарат, теперь давайте «возьмём разгон»

Читай по слогам, потом целыми словами

ЧУвствоВАлось

ТОРЧАВшими

ПО+ЛУ+ДУРАГО+ЦЕННЫ+Е

Проезжающему

Основная часть.

Я вижу вы готовы- начинаем читать.

*Чтение 1-го абзаца*

- Где происходят события рассказа? (в поместье Теребиловка в мастерской)

- У нас появился первый герой. Как его зовут? (Прошка)

- Прочитав первый абзац, что мы можем сказать о нём? (он не высокого роста, сидел в тёмном углу и т.д.)

- Что он там делал? (работал)

- Первое знакомство произошло. Что  же будет дальше…

*чтение 2-го абзаца*

-Удобные ли были условия для работы? Кроме темноты, что еще было не так? (В одной комнате работало 5 человек- очень тесно)

Было очень тесно тем более, что это была баня, а банные помещения делают специально маленькими, чтобы оно быстрее наполнялось влагой. + маленькие окна.

*3-часть*

- С кем мы познакомились в этом отрывке? (со стариком Ермилычем)

- Что вы можете о нём сказать? (полу слепой, один из лучших мастеров, бранил хозяина)

- Кто такой гранильщик? (в.о.)

- Как вы думаете почему он был полуслепой? (много работал; работа связана с напряжением зрения)

- Как можно назвать человека , который много работает? (трудоголик и т.д.)

Как фамилия хозяина? (Ухов)

Пришло время познакомиться с хозяином.

*4-я часть*

-Как зовут Ухова? (Алексей Иванович)

- Каким он был по словам старика? (плут, мучает их работой, мало кормит)

- Каким его ещё можно назвать? (жадный , зажиточный)

Обратите внимание, что Ухов как бы пытается взбодрить своих рабочих.

-Как вы думаете он искренно это делает? (нет)

Он как человек в маске, говорит не то, что думает.

-А старик…со зла ли он ругает своего хозяина? (нет, он просто говорит, то что думает, т.к. он открытый человек)

Двигаемся дальше.

*5-я часть*

- Если Ермилыч так не доволен хозяином, почему же он на самом деле не уйдёт? (идти некуда, возраст не тот, слепота т.д.)

Читаем дальше

*6-я часть*

-Какой новый герой появился? (Игнатий и Спирька)

- Что вы можете сказать об Игнатии? (молчаливый, не любит даром терять слова, угрюмый)

- Что значит: «чахоточный мастер Игнатий»? (больной чахоткой человек)

Чахотка- заболевание лёгких.

- Кто такой Спирька? (помощник мастера, т.е. подмастерий)

- Какие у него черты? (молодой, бойкий, любит подразнить Ермилыча, весёлый, сильный)

- Сильный в каком плане? Может прут железный согнуть? С каких харчей, они же в впроголодь живут? (сила имеется в виду – много энергии)

- Почему он над Ермилычем посмеивается? (в мастерской скучно- хоть какая-то забава)

Найдите фрагмент, где Спирька дразнит Ермилыча .(в.о.)

*7 часть*

- Что нового мы узнали о хозяине? (он обманывает не только своих рабочих , но и покупателей)

- Кто был самым внимательным и скажет нам  с чем они работали в мастерской? (камни)

- Со сколькими рабочими мы уже познакомились? (3-мя+ хозяин)

Продолжаем знакомство.

*8 часть*

-Кто новый герой? (Лёвка)

- что вы можете о нём сказать? (немой от рождения)

Контингент в мастерской разный , разные возраста, поколения. Есть больные, инвалиды. Однако они общаются все вместе.

*9 часть*

- С кем сравнивает автор Ухова? (с лисой)

 -Почему?(в.о.)

- Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)

- Почему Ухов сам не работает в мастерской? (в.о.)

У Ухова  на главном месте выгода.

*10 часть*

-Рабочие посмеивались над хозяином, почему? Найдите в тексте доказательства.

*11 часть*

-Здесь описано «превращение камня». Какие этапы мы можем выделить? (сортируются; околачиваются, обтачиваются на черно, кладутся фасетки, поправляются грани, полируются)

- Почему автор так подробно описывает этот процесс? (чтобы показать всю сложность)

*12 часть*

Работа не только сложная, но и…(опасная для здоровья)

-Для чего опасна? (для лёгких и зрения)

- Давайте вспомним чем была мастерская раньше? (баней)

- Найдите фрагмент доказывающий это (читают)

Сырость задерживала в воздухе частицы пыли. Вот почему у Ермилыча было плохое зрение, а Игнатий болел чахоткой.

*13 часть*

Прочитав последнюю часть мы видим как к хозяину относятся его рабочие (они уважают его, прощают плутовские замашки.)

- Почему они так к нему относятся? (он приютил их, даёт им работу, еду, кров)

Мы познакомились со всеми героями. Теперь вы их знаете и можете охарактеризовать их соотнесите имена и хар-ку.

Ермилыч

Ворчливый, открытый, трудолюбивый, один из лучших гранильщиков

Игнатий

Молчаливый , угрюмый, серьезный

Спирька

Молодой, сильный, весёлый, подстрекатель

Прошка

Сирота, маленького роста, работал с колесом

Лёвка

Немой оптимист

- Какого героя не хватает? (Ухова)

- Какие его черты вы можете назвать? (в.о.)

Работа с иллюстрацией

- Откройте с. 106. Мы прочитали первую главу и теперь вы точно можете назвать тех, кто здесь изображён. (Ухов, Прошка, Ермилыч)

- Как вы догадались? (в.о)

-Что мы видим в окне? (колесо)

Итог урока.

-Хотели бы вы работать в такой мастерской? (в.о.)

- Почему? (в.о)

Всегда хочется работать в светлом, просторном, чистом помещении. А в таких условиях , как в этой мастерской и работоспособность низкая. Рабочее место всегда должно сиять чистотой и быть уютным.

-Из первой главы понятно почему произведение называется  «Вертел»? (в.о)

- Мы можем предположить кто будет в дальнейшем главным героем? (в.о)

Д.З.- прочитать 2-ю главу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...

Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...