Урок внеклссного чтения в 4 классе
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Давтян Людмила Георгиевна

Урок внеклассного чтения в 4 классе по басням И.А.Крылова. Урок- театр, где все мы артисты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_teatr.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                              МБОУ «Мирненская Средняя Общеобразовательная Школа»

                                                                                            Томского района Томской области

Учитель: Давтян  Людмила  Георгиевна.         4 класс.

Урок  -   театр. Урок внеклассного  чтения по басням Ивана Андреевича Крылова, посвящённый 240 –летию со Дня  рождения.

Цель урока. Развитие творческих способностей у учащихся.

Задачи:

Познавательные . Обобщить знания детей о творчестве писателя.

Воспитательные. Воспитывать интерес к творчеству писателя .Учить видеть разные поступки людей на примере поведения героев басен . Учить думать, анализировать, находить выход из сложных жизненных  ситуаций.

Коррекционные Развивать речь. Обеспечить состояние успешности каждого ученика в том или ином виде деятельности.

Оборудование.

Портрет И.А. Крылова .  Эпиграф: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»

Сборники басен И. А. Крылова. Декорации и афиши к постановкам басен. Пригласительные билеты . Рисунки – кадры для диафильма по басне «Стрекоза и муравей» Карнавальные костюмы персонажей из басен Крылова.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Кому – то сказки надоели,

А кто-то баснями пленён.

И самый лучший наш урок

Начнём с знакомых нам имён!

Дети, с каким  настроением вы пришли на наш необычный урок? (показывают)

2.Мотивация урока. Эпиграф: «Люблю ,где случай есть, пороки пощипать».

 В этом году мы отмечаем  240-летие  со  дня рождения великого русского баснописца  И.А. Крылова. Творчество великого Крылова знает и любит каждый образованный читатель. Его басни  вызывают интерес, увлекают, помогают человеку увидеть и свои недостатки. И мы с вами отправляемся в театр, чтобы встретиться с героями басен И.А. Крылова. Попытаемся проанализировать их поведение и ,даже,  дать советы

 Наш урок – урок театр, где все мы артисты.

Мы с вами   готовились к этому уроку. И что из этого получилось, мы увидим.

Весь класс поделился на три группы .Каждой группе было предложено поработать с одной из  басен, очень хорошо подготовиться и представить её зрителям. Предложены  басни: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», « Мартышка и очки». Но прежде прочитаем  цитату И.А.Крылова.

3.Мы в театре. Первая группа представляет басню «Ворона и лисица».

Дети выходят к доске. Вывешивают афишу к постановке басни (готовили все вместе).

Представляют действующих лиц: автор, ворона, лисица.

Инсценирование  басни. Ставятся декорации , одеваются  карнавальные костюмы  вороны и лисицы (Обыгрывается каждая фраза, каждое предложение. Артисты стараются передать характер персонажей: лиса – хитрая , кокетливая, артистичная, ворона – глупая, неуклюжая… ) Аплодисменты зрителей..

Заканчивается басня тем, что лиса убегает с сыром. Но продолжение следует…

Ворона машет взволнованно крыльями, летает и  звонит по телефону: Алло! Алло! Это суд? (из-за двери отвечают  - Да.) –У меня лиса сыр украла-а-а.

Появляются действующие лица, участники процесса: ворона , лиса , заяц, мудрая сова, белочка, судья – медведь (Михайло Потапыч).

Белочка: Встать! Суд идет ! (Входит судья в мантии и с папкой в руках)

Судья. Прошу садиться. Представляю участников процесса. Истец – ворона, ответчица – лиса, свидетель вороны – заяц, адвокат лисы – мудрая сова, секретарь – белочка , суд ведёт –медведь (Михайло Потапыч).

Слово предоставляется вороне.

Ворона. Я летала по  базару и совершенно случайно  нашла там сыр. Взобралась на ель повыше .Только я собралась позавтракать, откуда ни возьмись – лиса. И давай меня уговаривать – спой ,да спой! Я молчала, терпела. И так и этак! И всё – таки не вытерпела – запела. А сыр – то и выпал изо рта. А лиса его быстро схватила и убежала. Она украла мой сыр (плачет) А я так и осталась голодной.

Судья. У Вас всё? Присядьте. Слово предоставляется лисе.

Лиса. (Выходит с корзинкой, кокетливо жестикулируя, говорит)  Я сыр не крала. Пробегала мимо ели. Смотрю, моя добрая знакомая на ней сидит .Ну я и решила с ней пообщаться, сказала ей ласковые слова. А сыр, я думаю, она мне в знак благодарности бросила, Ну я откланялась и побежала дальше по своим лисьим делам. А она меня воровкой назвала. А сама-то, наверное, сыр своровала где – то. Недаром её ВОРоной зовут – от слова воровать.

Судья. У Вас всё? Слово предоставляется свидетелю вороны – зайчику.

Зайчик. Я давно знаю ворону. Она добропорядочная гражданка нашего леса. А слово ВОРОНА не от слова воровать, а от слова ВОРОНОЙ – чёрный. И не какая она не добрая знакомая лисы. Лиса однажды вороне хвост выдрала, что над ней – бедняжкой весь лес смеялся. А лиса обманным путём выманила сыр у вороны, стала её расхваливать, просила спеть. Ворона терпела, терпела, и всё – таки запела .Лиса только этого и ждала. Схватила сыр и убежала. Я сидел в кустах и всё видел своими глазами.

Судья. У Вас всё? Присаживайтесь. Слово предоставляется адвокату лисы – Мудрой Сове.

Сова (Прохаживаясь взад – вперёд рассудительно произносит свою речь).

Лиса сыр не крала. Она пробегала мимо. Увидела ворону и стала с ней разговаривать. Ну и что в том плохого, что она ей хорошие слова  говорила? Да ворона за всю свою воронью жизнь и половины таких ласковых слов не слышала. А сыр ворона ей в знак благодарности дала. Я считаю – лиса   не-ви – но – ва – та.

Судья. У Вас всё? Присаживайтесь. Суд удаляется для принятия решения.

Белочка. Встать! Суд идёт!

Судья. Зачитывается приговор. Лиса признана виновной. Она взяла то, что ей не принадлежало и поэтому  она должна вернуть сыр вороне или возместить его полную стоимость. А вороне совет, впредь не откликаться на лживые, обманчивые слова .Помнить , что  она не соловей .Знать своё место.

 Суд окончен.

Артисты кланяются. Зрители аплодируют.

4.А сейчас мы отправляемся в кинотеатр.

Слово предоставляется второй группе  детей. Басня «Стрекоза и муравей».

Дети подготовили кадры (помогали родители) для диафильма по басне. Вставляют их в самодельный телевизор и выразительно  читают басню по ролям: автор, муравей, стрекоза.

-Дети, а как бы вы повели себя на месте муравья, если бы стрекоза обратилась к вам со своей  бедой?

-Как вы думаете, изменится ли стрекоза после перенесённых невзгод и лишений?

--Есть такое понятие «благотворительность» - это когда помогают кому-то в трудный момент его жизни. Уместна ли она здесь?  (Дети высказывают своё мнение).

-Каким правом, закреплённым Конституцией ,не воспользовалась стрекоза? (Правом на труд).

А затем артисты вышли вперёд и выразили своё несогласие с муравьём, который обрёк стрекозу на неминуемую гибель от голода и холода-  Они предложили изменённый конец басни. т.е. муравей не прогоняет стрекозу –«Ты всё пела - это дело, так пойди и попляши». А предлагает стрекозе и крышу и стол, а она должна исправиться и начать приносить пользу другим. Она должна делать то, что хорошо умеет делать и зарабатывать на этом себе на жизнь. Класс помогает оправдать бедную стрекозу. Их высказывания:

-Она, наверное, слишком молода и ещё  не видела зимы с  её  холодом и голодом. И никто ей не рассказал, не научил, как готовиться к зиме.

-Кто-то должен строить дома, кто-то выращивать хлеб, а стрекоза должна всех радовать  своими песнями и танцами и тем  самым украшать природу.

Спасибо второй группе детей. Аплодисменты.

5.Мы отправляемся в театр-пантомимы. Дети, вы были когда – нибудь в зоопарке? Возле каких клеток животных больше всего собирается людей? Почему?

 Басня «Мартышка и очки». Третья группа детей представила афишу к постановке басни.Вручили зрителям пригласительные билеты.

 Действующие лица: автор, мартышка, группа ЛЮДЕЙ (а у ЛЮДЕЙ она слыхала, что это зло не так большой руки…)Автор выразительно читает басню. Исполнитель мартышки  обыгрывает при помощи пантомимы каждую фразу (Мартышка к старости слаба глазами стала –сидит в кресле и не может почитать книжку – держит её неправильно)

Представление закончено .Аплодисменты.

- Дети, правильно ли вела себя мартышка? И класс даёт советы мартышке:

-Надо сходить к врачу, чтобы он проверил зрение  у мартышки и  выписал очки.

-Одевать их надо на глаза, а не на хвост. И т.д.

-Не надо слушать советы всех подряд. Нужно доверять только знающим людям. А в этом случае это врач –окулист.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в театр, где все мы приняли участие:  кто выступал, кто готовил афиши, кто рисовал кадры для диафильма, кто помогал делать костюмы зверей, кто готовил пригласительные билеты. Все очень старались.

6. А теперь подведём итог. Понравилось  ли  вам.  как  играли наши ученики? Представление  какой басни вам понравилось больше.? Почему?

 А какие же пороки людей  «пощипал» автор в этих баснях? (дети отвечают: невежество, лень, когда льстят ради выгоды , когда лесть принимают за чистую правду ,и т. д.)  Понравился ли вам урок? Будем ли ещё проводить подобные уроки?

Всем спасибо за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...