Урок литературного чтения
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Соболевская Галина Николаевна

Былина «Садко», картина Николая Рериха «Заморские гости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bylina_sadko_kartina_nikolaya_reriha_zamorskie_gosti.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения

Тема: Былина «Садко», картина Николая Рериха «Заморские гости».

Знать: жанр «былина»

Уметь: работать с толковым и фразеологическим словарями, доказывать, сравнивать, объяснять. Читать нараспев, выделять средства выразительности в литературном произведении, анализировать произведения изобразительного искусства

У: Откройте содержание учебника, найдите главу, в которой мы работаем, прочитайте и скажите, что рассматривается в этой главе, напомните тему прошлого урока.

Глава: Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре, обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке интерес к миру чувств.

Д: (Рассматриваем рождение и поведение  сказочного героя, отличия народных сказок от былин, законы построения сказочных историй)

Д: (На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей - разбойник»)

У: Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы?

 Д: (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения)

У: Докажите это примерами из статьи учебника.

Цитаты и выводы:

Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, события.

Преувеличение  – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица.

У: С какой целью используется прием преувеличения?

Д: (С помощью такого приема подчеркивались доброта и смелость положительного героя, сложность испытаний, злая сила отрицательного героя)

У: А легко ли читать былину7

Д: (Трудно, былины это песни, их пели, читать надо распевно, непривычные сочетания слов)

У: В чем отличия  волшебной сказки  от былины?

(Сказка рассказывает о законах общения с волшебным миром или о волшебных предках-животных, былина повествует о храбрости богатырей, об любви к своей земле, о готовности защищать родину)

У: Чем может быть полезно современному человеку чтение былин?

Дополнения учителя:

Былины сочинялись народом и княжескими дружинниками, в них много достоверных описаний, упоминается множество исторических мест. Встречается много новых слов.

У: Узнайте из содержания учебника, с каким произведением вы познакомитесь сегодня на уроке.

Д: Былина «Садко»

У: Учитывая все сказанное, сформулируйте учебные цели и задачи урока.

(Дети высказываются, их ответы корректируются или направляются)

Прочитать былину

Найти ее отличительные черты от других жанров и волшебной сказки

Знакомиться с историей  отечества на примере произведения народного фольклора

Научиться напевно и выразительно читать былину

Пополнить словарный запас

Развивать умения красиво, грамотно говорить

Предлагаются варианты

а) чтение учителем

б) отрывок из фильма «Садко»

в) прослушивание  музыкального произведения «Садко»

Былины в древности сочинялись в двух княжествах. В Киевском военными дружинниками, В Новгородском купцами, торговыми людьми, народом, гуслярами.

Где родилась эта былина? Докажите. Наличие исторических событий подтвердите чтением отрывка из учебника «Окружающий мир» из главы «История отечества»

У:  Найдите доказательства сходства былины с волшебной сказкой.

У: Какие условные обозначения встретились на страницах учебника?

(Работа со словарем, поход в библиотеку, посещение «Музейного дома»)

У: Предлагаю работу со словарем выполнить самостоятельно до чтения былины, поход в библиотеку отнести к домашнему заданию, посетить «Музейный дом» после самостоятельного прочтения былины. Какой прием чтения рациональнее использовать при чтении и почему?

(Читать лучше  «птичьим базаром», так, как читать надо нараспев, такой прием учит и выразительному чтению)

Чтение отрывка из былины детьми.

Учитель индивидуально слушает чтение детей, корректирует работу нуждающихся в этом учащихся.

Поход в Музейный Дом совершается по предложенному плану в учебнике.

1. Найди картину Н.Рериха «Заморские гости»

2. Кого так называет художник? Что помогло тебе об этом догадаться?

3. Определи, что делает лодки нарядными?

4.Как художник создает впечатление движения? А впечатление ясного солнечного утра и речной свежести?

У:  Какими впечатлениями наполнило вас чтение былины? Какие образы вы себе нарисовали?

Итог урока.

Найдите и зачитайте из текста учебника определение изучаемого жанра. Былина – это…

Какие умения отрабатывались на уроке? Где они вам могут пригодиться в жизни?

У: Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.

Домашнее задание:

С 70. Поход в библиотеку.

- Если вы прочитаете былину целиком, вы узнаете еще и про чудесное пребывание Садко в подводном царстве, где и как он женился.

Листок примерных ответов

(Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения)

Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, события.

Преувеличение  – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …

Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица.

(Читать лучше  «птичьим базаром», так, как читать надо нараспев, такой прием учит и выразительному чтению)

(Рассматриваем рождение и поведение  сказочного героя, отличия народных сказок от былин, законы построения сказочных историй)

На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей - разбойник»)

(Сказка рассказывает о законах общения с волшебным миром или о волшебных предках-животных, былина повествует о храбрости богатырей, об любви к своей земле, о готовности защищать родину)

(С помощью такого приема подчеркивались доброта и смелость положительного героя, сложность испытаний, злая сила отрицательного героя)

«Рассматривая карту, заметил ли ты, что город Новгород занимал очень удобное место для торговли? Через Новгород проходили торговые пути в Византию. В город  с окрестных земель шли возы с хлебом, солью, сушеной и соленой рыбой.

К пристани причаливали парусники, груженные строительным лесом, огромными тюками с полотном и сукном, бочками с китовым и моржовым жиром. Ни один город на Руси не вел такой большой торговли, как Новгород. Недаром один из героев русских былин стал новгородский купец – Садко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...