Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Шестоперова Юлия Сергеевна

Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и результат обязательно будет. Желаю успеха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_chteniyu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  родителям и ученикам по формированию навыка чтения

         Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения, осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста, владение  разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям,  должна сформировать начальная школа.   Значение работы по формированию  беглого  и качественного чтения переоценить невозможно. В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность, повышается  качество знаний, повышается мотивация. Эта работа объединяет детей, родителей и учителей.  В помощь учителям,  работающим  с младшими школьниками      (и не только)  предлагаю   эффективные упражнения  по формированию  беглого и качественного  чтения, проверенные  на практике.

  1. Чтение с заданием: найти в тексте заданную букву. (Приучает к внимательному чтению)
  2. Хоровое чтение. (Раскрепощение, отсутствие боязни прочитать хуже других )
  3. Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. (Развивает внимание, зоркость при чтении).
  4. Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. (Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д.)
  5. Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
  6. Чтение слов столбиками, как можно больше за 1 минуту.
  7. Жужжащее чтение. 5 минут в начале каждого урока.
  8. Выбор слов из текста по заданию, например: найти слово в котором 3 слога и т.д.
  9. Чтение за взрослым, в унисон.
  10. Чтение со взрослым развивает орфографическую зоркость. Взрослый читает вслух, дети следят по тексту. Взрослый специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова  и т.д. Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку.
  11. Найти в тексте половину слова, например: лесной, удочка, речушка и т.д.
  12. Найти в тексте нужную строку. (Вертикальное движение глаз по странице)
  13. Постепенное наращивание слов, например: лес, лесник, лесовичок.
  14. Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты, например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д.
  15. Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями: про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.
  16. Чтение с одновременным  счётом слов.
  17. Чтение с помехами, напевание песенки.
  18. Чтение с простукиванием ритма.
  19. Чтение в парах, группах. Взаимопроверка.
  20. Самозамер техники чтения.
  21. Сравнение скорости чтения незнакомого и известного текста.
  22. Чтение «разведка»: найти в тексте слова с сочетаниями чк, чн, жи, ши и т.д.
  23. Чтение слов справа налево по памяти: нафелет (телефон) и т.п.

А также:

  1. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. (Очень эффективный метод. Главное условие – систематичность).
  2. Упражнения с буквенными и цифровыми таблицами А.Т.Степанищева.       По этой методике охотно работают родители с ребенком дома

Обязательные условия успешного формирования навыка беглого чтения:

  1. Задача бегло читать должна быть принята учениками и их родителями.
  2. Ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по формированию беглого  чтения.
  3. Необходим систематический диагностический контроль техники чтения.
  4. Ведение читательского дневника ежедневное
  5. Продолжительность работы над техникой чтения не должна превышать  10-15 минут.
  6. Обязательны дыхательные гимнастика и гимнастика для глаз.
  7. Упражнения на релаксацию.

                               

     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...

Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Практические рекомендации.

Матеииал предназначен для начинающих учителей начальных классов, воспитателей детских садов, родителей, которые призваны или хотят научить детей грамотному осознанному чтению. Рекомендации помогут изб...

Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям

Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого у...

"Рекомендации по формированию навыков чтения родителям 1 класса"

В статье рассказывается о формировании навыков чтения в 1 класса, дан методический и практический материал по формированию навыков чтения у первоклассника...

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения.

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения...