Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям
статья (2, 3 класс)

Акимова Людмила Николаевна

Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. . Именно в начальной школе формируются данные навыки. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям «Приёмы формирования навыков чтения»

Акимова Людмила Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУ «Лицей» г. Щёкино Тульской области

Начальное образование

     Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. В наше время, все своё свободное время дети проводят ни за чтением книг, а у компьютера или телевизора. Понятно, что информация, полученная при помощи современных технических средств, запоминается намного легче, да и усилия требуются минимальные: надо только включить телевизор. А вот саму речь, а именно: построить целостное, связное, грамотно оформленное высказывание, уметь рассуждать, делать выводы – телевизор и компьютер не развивают совсем. Именно в начальной школе формируются данные навыки.                  Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много.

      Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. При формировании навыков чтения родители в первую очередь должны понять, почему чтение важно для ребёнка. Перечислю основные причины:

  • Книга будит эмоции 

Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».

  • Чтение повышает интеллект

По статистики человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.

  • Чтение помогает в учёбе

Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

  • Книги формируют самообразовательные навыки

Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

  • Чтение побуждает к нравственным поступкам

 К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют»               уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок –     невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.

      Таким образом, развитие навыков чтения - необходимый процесс для формирования личности ребёнка. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

        Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют увеличению скорости чтения.

  1. Прыжок – остановка

По команде «Прыжок» ребёнок начинает читать текст до команды «Остановка!». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова даёте команду «Прыжок». Задача ребёнка – быстро найти место, на котором он остановился в прошлый раз, и начал читать с него.

  1. Параллельное чтение

Берётся два одинаковых текста. Удобнее всего распечатать из интернета небольшой рассказ, один лист отдать ребёнку, другой взять самому. Подойдут и две одинаковые книжки. После этого вы начинаете читать вслух текст, а ребёнок присоединяется и читает одновременно с вами, следя пальцем за строкой. Читая, то ускоряйте, то снижайте темп, заставляя ребёнка изменять скорость чтения вслед за вами.

  1. Артикуляционная гимнастика

Сделайте подборку скороговорок, пословиц, поговорок и предложите ребёнку прочитать их с разной скоростью, с разным выражением. Следите за тем, чтобы у ребёнка не сбивалось дыхание, чтобы он четко выговаривал все звуки, в том числе окончание слов.

  1. Поиск заданного слова

Попросите ребёнка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово. Задача – найти загаданное слово как можно быстрее. Делайте это по очереди, превратив поиск слов в увлекательную игру. Время поиска засекайте по часам, а тексты подбирайте в соответствии с уровнем и возрастом ребёнка.

  1. Чтение с закладкой

Предложите ребёнку прочитать текст, используя закладку. При этом он должен прикрывать закладкой не нижнюю строку, а уже почитанные слова. Благодаря этому упражнению ребёнок научится не возвращаться глазами к ранее прочитанному тексту, и скорость чтения возрастёт.

  1. Зрительный диктант

Возьмите текст, состоящий из 5-6 предложений. Прикройте его листом бумаги и покажите ребёнку только первое предложение. Затем закройте его и попросите ребёнка повторить прочитанное по памяти. Чем точнее  он воспроизведёт предложение, тем лучше. После этого откройте второе предложение, затем третье и так до конца текста.

  1. Вверх ногами

Переверните книгу и предложите ребёнку почитать её вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребёнок научится распознавать целостный образ слова даже в таком неожиданном ракурсе.

  1. Складывание слов из частей

Напишите десять – двенадцать слов таким образом, чтобы начало слова приходилось на одну карточку, а окончание осталось на другой. Перемешайте карточки и предложите ребёнку отыскать и сложить из них слова. Постепенно задачу можно усложнить, выбрав более сложные слова и разделив их не на две части, а на три или четыре. Это упражнение помогает «достраивать» слово по первым буквам, ускоряя темп чтения.

Желаю успеха!

   

        Литература

  1. Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать/Л.С. Васильева. – Саратов:  «Лицей», 2005.
  2. Омокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников/М.И. Омокова – М:  «Аркти», 1999.
  3. Уитч Джон Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее/ Уитч Джон – М.: АСТ, 2014.
  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению/О.В. Узорова, В.Е. Нефёдова, – М.: «Астрель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения

Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и резуль...

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...

"Рекомендации по формированию навыков чтения родителям 1 класса"

В статье рассказывается о формировании навыков чтения в 1 класса, дан методический и практический материал по формированию навыков чтения у первоклассника...

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения.

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения...