урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Тим Собакин "Игра в птиц"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Котенко Галина Николаевна

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Тим Собакин "Игра в птиц" (УМК "Перспективная начальная школа")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_3_klasse_tim_sobakin_igra_v_ptic.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                

                                Урок чтения в 3 классе.

Тема: «Тим Собакин «Игра в птиц».

Цель: Продолжить обращать внимание школьников на знакомые по 1-му и  2-му  классам имена писателей и поэтов и напоминать произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.

Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.

При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного  фрагмента, для подтверждения своего ответа.

Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление,  что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (1 часть) Н.А.Чураковой,

                                Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, как называется глава, с которой мы сейчас работаем?

(«Пытаемся понять, почему люди фантазируют»)

- Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют?

(Чтобы сделать скучные и неприметные вещи живыми и одушевленными, чтобы все вокруг становилось живым и радостным.)

- Ребята, вам уже известен поэт Тим Собакин? Помните, в первом классе вы читали «немножко необычное стихотворение» про  бегемота и муху?

- Перед вами на столе лежит лист со стихотворением Т.Собакина. Давайте его прочтем хором. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж-ж-ж-ите немнож-ж-жечко!

(Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной  мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды») учащимися.        

III. Постановка  целей урока.

-Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора.

- Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц»)

-Научимся выразительно читать этот текст по ролям и узнаем, что надо делать для того, чтобы несбыточное сбывалось.

IV. Первичное восприятие нового материала.

1. Чтение рассказа.

- Какой знак вы заметили при чтении рассказа?                                         (Работа со словарем устойчивых выражений)        

- Какое выражение мы должны объяснить?                                                «Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте)

V.Первичное закрепление знаний.

- Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям.

- Какие роли вы заметили в этой части?

Роли автора, Кати и папы.

1. чтение 1 части по ролям.

- Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.

(Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!»)

- Вы согласны с этим высказыванием? ( Да, только упорный человек может достичь  поставленной цели.)

2. Чтение 2 части вполголоса про себя.

- Прочитайте 2 часть вполголоса, про себя.

- По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (да, по- разному)

- Как папа отнесся к своему полету?

(Он растерялся, слегка перепугался)

Прочитайте строчки, где об этом говорится.

( Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками  –  и чуть не свалился в лужу.)

- Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие.

(Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли. )                                                        

--Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)

- Прочитайте строки, где об этом говорится.

( Катя рот раскрыла от восторга:

- Папа!  У тебя же получилось! Ты же летал! )

3. Динамическая пауза.

- Ребята, а вы  сами хотите полетать?

- Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет- стойте на месте.

- Готовы?

-Стрекоза,  парта, лом, вертолет, книга, самолет, мяч, бабочка, белка, лебеди, страус, трактор, воробей.

3. Чтение 3 части по ролям.

- Ребята, я хочу, чтобы вы 3 часть прочитали по ролям.

-Посмотрите третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?

-Назовите роли.

(Папа, автор, старушка)

- Давайте читать, я буду читать за автора.

-Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась  летать? (не очень)

-Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?

- Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка)

- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.

- Прочитайте советы папы.

V. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

-« Игра в птиц»- это рассказ или сказка?

-Давайте обратимся к учебнику и откроем страницы 116-117 и вспомним, в чем же заключается отличие сказки от рассказа.

- Как вы считаете?

( Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, но события в нем развиваются так, как в обычной жизни, т.е. – подчиняются случаю.)

-Несмотря на чудесные события, которые присутствуют в произведении, это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста рассказать случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения. События же в этом тексте развиваются так, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.

-  Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?

- Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий  может произойти чудо:  можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

- А у вас не появилась такая мысль, что каждый человек может научиться летать

- Ребята, а какова же главная мысль этого произведения?

(При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)

- А сейчас  небольшой сюрприз. В ваш адрес пришло письмо от автора этого произведения Тима Собакина. Послушайте его.

VI.Подведение итогов урока.

- Что вы научились делать на этом уроке?

VII. Рефлексия.

- Если вы работали на уроке активно, урок прошел для вас плодотворно, прикрепите к дереву плод.

- Если вы считаете, что работали довольно  неплохо. Прикрепите цветок.

- Ну, а если вам было скучно и неинтересно, прикрепите к дереву зеленый листик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....