Конспект урока внеклассного чтения "Сказы старого мастера"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Честнокова Татьяна Павловна

Урок проводится в рамках краеведческого дня "Сказы старого мастера".  Форма урока - нестандартная: урок-превращение. Конспект данного урока представляет собой оригинальный сценарий. Учащиеся получают возможность познакомиться с многоообразием творчества П.П.Бажова, проявить свои умения творческого пересказа и театральные способности. Материал урока может быть также использован в организации внеурочной деятельности с учащимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение 4 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Программа «Чтение и начальное литературное образование»

 для 4-летней начальной школы /авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В./

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается.

Тема урока: «Сказы старого мастера» (урок-превращение: коллективная драматизация сказов П.Бажова)

Задачи:

  1. познакомить учащихся с многообразием уральских сказов;
  2. дать возможность почувствовать особенность этого жанра литературы;
  3. развивать умение творческого пересказа;
  4. активизировать познавательный интерес учащихся;
  5. формировать личностно-ценностное отношение к истории края, памяти предков.

Творческие задания к уроку:

  1. Самостоятельное чтение сказов П.Бажова, выбор самого одного из них, подготовка творческого пересказа по группам с элементами инсценирования.
  2. Подготовка костюма и приветственной речи Хозяйки Медной горы.
  3. Подготовка костюма и танцевальной композиции «Огневушки-поскакушки».
  4. Выполнение творческих работ декоративно-прикладного характера: «малахитовая шкатулка», «каменный цветок», «ящерки для змеиной горки», «костерок», «панорама уральского старинного поселка».
  5. Иллюстрирование сказов.
  6. Исследовательский проект «Уральский говорок» /архаизмы в уральских сказах, словообразование с использованием суффиксов уменьшительно-ласкательного значения и т.д./

Оформление: в классе устанавливаются декорации старинного уральского поселка, пригорок, «костер», «змеиная горка».

        Учащиеся «превращаются» в деревенских ребятишек и усаживаются вокруг «огня». Роль старого мастера, Хозяйки Медной горы и «мальца» - ведущего могут выполнять заранее подготовленные ученики или  родители.

Сценарий урока

Экспозиция: (под легкую народную мелодию звучат слова уральской сказительницы Серафимы Власовой)

        «Живут еще кое-где на Урале старики – мастера сказы сказывать. Слова у них, точно самоцветы – камешки драгоценные, без пустой породы, то с хитринкой, то с присловицей. Слушаешь, и оживают пред тобой суровые горы, появляется хозяйка их в малахитовом платье, гранильщики и камнерезы – люд мастеровой…»

Завязка: (появляется старик)

Старик: Вы, мальцы, чего тут собрались-то?

Дети: А мы, дедо, к тебе пришли, сказки слушать!

Старик: Эвон что! А я сказок-то и не знаю вовсе… Про старинное житье-бытье, это вот помню…

Дети: Как не знаешь, дедо! А вчерась нам про чугунную бабушку кто рассказывал?

Старик: То не сказка была, а сказ! Разница большая!

Учитель: Ребята, а вы знаете, чем сказ от сказки отличается?

/Учащиеся повторяют особенности данного жанра /

Учитель: Ну, скажи нам сказ-то, дедушка!

Старик: Ну, слушайте… Я еще в бабки играл да змейки пускал, когда этот сказ слыхал. Теперь-то мне годов под сто, а деду, который сказ сказывал, за сто. Вот и посчитайте, когда это было…

/Начинает сказ «Медной горы хозяйка»/

Разработка

Учитель: Дедо, а ты чего замолчал-то?

Старик: Устал, сморился…Вы тут посидите, а я пойду, прилягу…

Учитель: А давайте сами сказы сказывать, кто какие знает!

/учащиеся заканчивают сказ «Медной горы хозяйка»/

- Ребята, а кто еще про Хозяйку Медной горы слыхал?

/творческий пересказ «Каменный цветок»

 с элементами кукольного театра/

Беседа о главном персонаже уральских сказов

- А кому еще  Хозяйка помогла, а кого не жаловала?

/В сказе «Малахитовая шкатулка» помогла Танюшке, дочери Степана. В «Каменном цветке» Данилу-мастера к себе забрала. Таютке зеркало подарила, а жадную баронессу наказала./

- Какие волшебства она может совершить?

- Какие обычаи были у Медной горы Хозяйки? /идти от нее надо не оглядываясь; женщин она в свои владения не допускала/

- Какой же она персонаж, отрицательный или положительный?

/ «Худому с ней встретится горе, да и доброму – радости мало»/

- Кто же все-таки сумел победить чары Хозяйки? /простая русская девушка Катерина, ее земная любовь: сказ «Горный мастер»/

- Много мастеров по малахиту на Урале есть… А про наших-то каслинских умельцев сказы знаете?

/творческий пересказ «Чугунная бабушка»/

- Ой, ребята, что-то я в костер загляделась, аж в глазах зарябило! Блазнит, будто девчонка какая-то из огня платочком машет. Кто это?

/группа девочек исполняет танец «Огневушки-поскакушки»/

- Если Огневушка перед кем спляшет, добро или зло будет?

- А в каких еще сказах про старателей, что золото добывают, речь ведется?

/творческий пересказ «Змеиный след»

с элементами кукольного театра /

- А про ребятишек-то малых сказы слыхали? /Уч-ся вспоминают сказ «Серебряное копытце», который изучали во втором классе. Возле творческой работы «Избушка Даренки» дети «находят» сладкий сюрприз – конфеты «Серебряное копытце»/.

- А про кого Бажов так написал: «Сама наградой прикатит, если заслужишь»?

/творческий пересказ «Голубая змейка»/

- Что помогла понять детям голубая змейка? /мудрые законы справедливости, взаимовыручки, поддержки/

Кульминация

/Из-за «змеиной горки» появляется Хозяйка Медной горы/

- Ой, ребята, гляньте-ка, девка какая-то в зеленом платье! Знать, это и есть Медной горы хозяйка!

Хозяйка Медной горы: Наслушалась я нынче сказов ваших про меня, про камушки мои да про Урал. Любо мне было! За слова мудреные вот вам подарок! /подает «малахитовую шкатулку»/ Пусть у вас все это в памяти останется, крепко-накрепко! Про горы наши да мастерство уральское людям дальше сказывайте! А коли у кого свои мысли про житье-бытье края каменного появятся – записывайте да в шкатулочку эту складывайте. Дороже всех богатств она будет!

Развязка

- Дорогие ребята! Наверняка от сегодняшнего действа у вас осталось много впечатлений. Давайте их сохраним! На этих «камешках» запишите свои мысли, развернув одно из следующих предложений:

  1. «Если бы я встретился с Хозяйкой Медной горы…»
  2. «Вот интересно, сплясала бы передо мной Огневушка-поскакушка?»
  3. «Больше всего меня поразило мастерство…»
  4. «Если бы я увидел Серебряное копытце…»
  5. «А ко мне голубая змейка наградой прикатит?»

- Постарайтесь превратить свой камешек в настоящий самоцвет.

/Дети записывают свои мысли, творчески оформляют работу и опускают ее в подаренную шкатулку/

Финал

/учащиеся читают стихотворение Лидии Преображенской

 «Чудесный клад»/

Вы книгу раскрыли, читая,

Пусть автор еще не знаком,

Он рядом, он сказ начинает

Уральским своим говорком.

Народное меткое слово.

С хитринкой внимательный взгляд.

Хранят они мудрость народа,

Чудесный волнующий клад.

Все в книге любовью согрето.

И если вы сердцем чисты,

В шкатулку камней-самоцветов

Для вас превратятся листы.

Читай, перечитывай снова.

И слово алмазом сверкнет.

В нем, правда. И мудрость. И сила.

В нем сердце поэта живет.

Творческое домашнее задание: написать «Сказ о чудной стреле» в манере П.П.Бажова. /Примерная завязка сюжета: «Есть на Урале чудная стрела. Коли заденешь её наконечник магнитом, а потом камнем драгоценным, стрела тебя к богатству приведет…»/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел. Роль книгопечатания"

Конспект к курсу Окружающий мир, УМК "Школа России", 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока для 4 класса "Мастера печатных дел"+презентация

Цель: создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.Планируемы результаты:предметные:         - формирование представление о появлении первой печа...

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...

Конспект урока по технологии. Тема: «Мастер Бобёр в технике оригами»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о технике оригами; изготовление «бобра» в технике оригами.Планируемые результатыПредметные:• знать из каких элементов состоит изделие &l...