Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел. Роль книгопечатания"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Грецкая Оксана Степановна

Конспект к курсу Окружающий мир, УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ознакомлению с окружающим миром,

 4 класс

Тема: «Мастера печатных дел.

Роль книгопечатания»

Цель  –        создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.

Задачи -        - познакомить с историей книгопечатания на Руси.

                - продолжить формирование умения работать в группе.

                - способствовать развитию самостоятельных творческих способностей.

                - продолжать воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование и материалы -                 Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 2 часть, 4 класс, 2010г.; рабочая тетрадь к учебнику, 2 часть; компьютер, презентация «История книгопечатания», инструкция по выполнению творческого задания.

Карточки с буквами, ватман, газеты, заготовки из бумаги «квиллинг», ножницы, клей, фломастеры

Ход урока:

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Повернитесь все назад.

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь.

Начинаем мы опять по истории шагать.

Чтобы всё понятным стало, потрудились мы немало.

Объявление темы урока.

Герои нашего урока были настоящими мастерами. А что они мастерили вы узнаете отгадав старинную загадку (слайд 1)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

 Так что же они мастерили? (Книги) (слайд 2)

Сегодня на уроке вы:

узнаете о том, как появились первые печатные книги

о том, кто был первым книгопечатником на Руси

 повторим ранее изученное, а это нам поможет в изучении нового материала

обязательно отдохнём

 выполним творческое задание, в ходе которого поговорим о бережном отношении к книге

Актуализация опорных знаний.

 Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)

Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила) (слайд 3)

Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)

Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)

Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит.. (слайд 4)

А зачем нужны были книги? Ведь они были так дороги.

Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота) Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше.

Физминутка.

Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными?

Встаньте те, кто знает, что переписывали рукописные книги монахи?

Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками?

Встаньте те, кто знает, что перочинный ножик был необходим для заточки пера?

Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро?

Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется - летопись?

Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна?

Действительно, для изготовления книг из качественной  бумаги используют древесину хвойных пород. Давайте представим, что мы деревца.(выполнение интенсивных упражнений)

                        Ветер дует нам в лицо.

                        Закачалось деревцо.

                        Ветерок всё тише, тише

                        Деревцо всё выше, выше.

6. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Поисковое чтение.

Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы:

Кто был первым книгопечатником на Руси?

Рассказ учащегося о том, кто и как создавал книгу.

Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке.

        Сообщение об Иване Фёдорове (слайд 5).

За какие заслуги поставлен памятник Ивану Фёдорову?

Книги были произведениями искусства.

Найдите в учебнике на странице 83 ответ на вопрос:

Как украшали текст книги? (слайд 6)

Сообщение учащегося о буквице: «Буквица, или инициал» (слайд 7)

В настоящее время печатные книги изготовлены из хорошей бумаги в твёрдом переплёте из картона. Наша страна уделяет большое внимание экологическим проблемам, заботится о сохранении леса.

Сообщение учащегося «Сохраним леса» (слайд 8)

Вот и мы будем принимать активное участие в ежегодной акции «Бумажный бум», пройдёт она 17 – 18 марта.

Книга – с ней вы облетите нашу страну, весь земной шар, совершите путешествие в прошлое, научитесь понимать и любить людей, их труд.

7. Групповая творческая деятельность. (слайд 9)

Каждой группе учащихся предлагается творческое задание. Идёт совместная творческая работа, далее учащиеся демонстрируют результат своего труда.

1 группа: - оформить плакат на тему «Сохраним леса». Приём – бумагопластика.

2 группа: -  для украшения кабинета к традиционной неделе детской книги «Укрась букву», используя растительный узор.

3 группа:  - «Берегите книгу»

сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Фёдорова о бережном отношении к книге.

Далее творческие группы представляют работы.

8. Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу урок. Закончите, пожалуйста, высказывания. (слайд 10)

Сегодня на уроке я узнал (а) …….

Мне очень понравилось …..

Я особенно запомнил (а) ….

Меня удивило …..

Об этом я расскажу дома ….

9. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике на стр. 82- 85

Выполнить в рабочей тетради задание №  1, 2   на странице 29

10. Выставление отметок за работу.

                                        Учитель – Иванович Оксана Степановна, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастера печатных дел, 4класс, конспект урока по окружающему миру.

Урок "открытия" новых знаний. Программа "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мастера печатных дел» 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия: книгопечатание, первопечатники. Каково ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Мастера печатных дел".

На уроке окружающего мира знакомятся с биографией Ивана Грозного, его участии в организации и развитии книгопечатания на Руси. Использованы технологии целеполагания, сотрудничества, здоровьесбе...