Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Мастера печатных дел".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Липко Ксения Андреевна

  На уроке окружающего мира знакомятся с биографией Ивана Грозного, его участии в организации и развитии книгопечатания на Руси. Использованы технологии целеполагания, сотрудничества, здоровьесберегающие, проблемное обучение. Является авторской разработкой. Соответствует требованиям ФГОС.

  Подготовка к уроку не трудоемкая, при этом достаточно много интересных моментов, которые помогут легко и интересно провести урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okr_mir_lipko.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: «Мастера печатных дел», учителя начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа», Липко Ксении Андреевны.

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель: познакомить с появлением книгопечатания на Руси, ролью Ивана Грозного и Ивана Федорова в его развитии, развивать диалогическую речь, критическое мышление, воспитывать интерес к культуре собственной страны, любовь к чтению литературы.

Задачи:

-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- познакомить с биографией Ивана Грозного и Ивана Федорова;

- дать представление об устройстве первых печатных станков, особенностей их работы;

- повторить особенности оформления старинных книг;

- узнать о первой печатной книге «Апостол», дате ее появления.

Оборудование: портрет Ивана Грозного, фотография книги «Апостол», фотография печатного станка; учебник по окружающему миру 4 класс «Школа России», УМК «Школа России» рабочая тетрадь 4 класс 2 часть, тетрадь для тестирования, смайлики, цветные карандаши, деформированный текст с биографией Ивана Грозного, карточки с цифрами от 2 до 5.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Разложить на столе смайлики, предложить обучающимся нарисовать им улыбку, серьезное настроение или грустное. Попросить объяснить свое настроение.

  1. Этап проверки домашнего задания.

Тестирование по тетради «Тестирование. Окружающий мир» 4 класс.

Взаимопроверка обучающихся.

      3. Этап целеполагания

       1. Постановка проблемного вопроса.

      - Возьмите в руки учебник по окружающему миру. Скажите, она написана от руки или                    напечатана? А как и когда появились первые печатные книги?

- Какая будет тема урока? Цель?

       4. Первичное изучение материала.

1. Игра «Где логика»

 На доске вывешен портрет Ивана Грозного, печатный станок и фотография «Апостола».

- Посмотрите на эти три фотографии. Кто и что изображено на них. Попробуйте рассказать, кто же стал инициатором появления книгопечатания на Руси.

2. Знакомство с биографией Ивана Грозного. Игра «Собери текст». Работа в парах.

 На столах обучающихся деформированный текст с биографией Ивана Грозного. Их задача собрать его и воспроизвести биографию.

    Биография Ивана Грозного:

Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) (1530 – 1584) – великий князь московский и всея Руси, первый русский царь. Провел реформу по централизации Руси, упорядочил военную систему, расширил границы государства.

Детство. Начало царствования

Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой. В 1533 году умер его отец, великий князь Василий III (Рюрикович). В 1538 году из жизни ушла мать Ивана Васильевича, княгиня Елена Глинская (литовская княжна). Детство будущего царя прошло в обстановке дворцовых интриг, борьбы за власть, переворотов между враждующими боярскими родами Бельских и Шуйских.

  В 1547 году была проведена церемония торжественного венчания на царство великого князя Ивана IV в Успенском соборе московского Кремля. На тот момент его титул переводили как «император», что ставило Грозного вровень с императором Священной Римской империи.

Дела внутренней политики царю помогали вести советники Избранной рады, в которую входили митрополит Макарий, А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр.

Внутренняя политика

В 1549 году Иван Васильевич созвал первый Земский собор, на котором присутствовали все слои населения кроме крепостных, и решались политические, административные, экономические вопросы. С конца 40-х годов царь провел ряд реформ: земскую, военную, губную, знаковую.

    В 1565 году Иван Грозный, биография которого уже говорила за него как за великого монарха, ввел особую форму правления – опричнину, направленную на укрепления самодержавия. В 1572 году опричнина была распущена.

Внешняя политика

Во внешней политике Иван IV держал курс на расширение территорий на востоке, овладение берегами Балтийского моря на западе и доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды.

Грозный совершал значимые военные походы, в результате которых в 1547 – 1552 годах к российским территориям было присоединено Казанское ханство, в 1556 году – Астраханское ханство, земли Приуралья и Поволжья. В 1555 – 1557 годах в зависимость Ивана IV попали сибирский хан Едигер и Большая ногайская орда. В 1556 году российские войска разрушили столицу Золотой Орды Сарай-Бату.

В 1554 – 1557 годах войска Грозного одержали победу в войне со Швецией, которую начал шведский король Густав I. В 1558 – 1583 годах войска Грозного потерпели неудачу в Ливонской войне. В этот же время Иван IV с переменным успехом вел войны с Крымским ханством.

Ссылка на использованный интернет-ресурс: https://obrazovaka.ru/alpha/g/groznyj-ivan-grozny-ivan 

  1. Работа с учебником. Чтение статьи «Мастера печатных дел»

5. Первичное закрепление и применение полученных знаний.

1) Беседа по вопросам учебника.

2) Работа в Рабочей тетради.

3) Физкультминутка.

Игра «Создай живые буквы». Попросить обучающихся построиться в те буквы, которые называет учитель.

     6. Обобщение и систематизация знаний.

      А) Игра « Блиц-опрос»:

- Кто приказал открыть первую типографию?

- Где была построена первая типография?

- Имя первопечатника Руси?

- Где находится памятник Ивану Федорову?

 - Как называлась первая печатная книга?

- В каком году ее напечатали?

- Что еще напечатал Иван Федоров?

    7. Итог урока. Рефлексия.

- Оцените себя по пятибалльной шкале за работу на уроке, подняв карточки с оценками. Обоснуйте свои оценки.

- Какая была тема урока?

- Назовите наиболее важные факты, изученные на уроке.

Домашнее задание: пересказать текст  учебника на стр. 82-85, создать мини-проект своей печатной книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....