План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Сливкова Ирина Павловна

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_chistovoy_5.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе:

«Мастера печатных дел»

Цель

- сформировать представление о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.

Формируемые УУД

  1. Познавательные

- выявить известное и неизвестное;

- осознавать познавательную задачу;

- читать, извлекая нужную информацию.

     2. Коммуникативные

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

     3. Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

     4. Личностные

- осознавать свое единство с окружающим миром.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Блицопрос

- Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу.     (Пересвет)

- Один из городов в северо-восточной части русских земель. (Тверь).

- Название монастыря около города Радонежа в середине XIVв.(Троицкий).

- Город, который при Иване Калита стал центром княжества. (Москва).

- Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово).

- В Москву переселялись …….. , ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы).

  1.  Самоопределение к деятельности

- Кого мы можем так назвать – первопечатник? Что вы об этом уже знаете? (Ответы учащихся).

 - Ребята, отгадайте загадку и вставьте пропущенные слова в пословицы.

  1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
  2. Не даром говорится, что дело ….. боится. (Мастера)
  3.  … время, потехе час. (Делу)

- О чем же пойдет сегодня речь на уроке? (Высказывание детей)

- Сегодня на уроке узнаем о первой печатной книге, по каким учебникам учились в XVII веке. Тема урока «Мастера печатных дел».

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, работать в парах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения).

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Записать вопросы на доске)

  1. Открытие нового знания
  1. Беседа «Что мы знаем?»

- Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)

- Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила)

- Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)

- Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

- Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)

- Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит..

- Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445 г.)

- Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Рутенберг).

- Что размещалось в наборной кассе? (Металические буквы – литеры).

- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота)

           V. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы:

- Кто был первым книгопечатником на Руси?

- Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке.

- За какие заслуги поставлен памятник Ивану Фёдорову?

- Найдите в учебнике на странице 83 ответ на вопрос:

- Как украшали текст книги?

2. Работа в парах.

- Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге

      VI. Подведение итогов урока

- Какую цель мы ставили перед собою в начале урока?

- Удалось ли достигнуть поставленной цели? (высказывание детей).

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Обратить внимание учащихся на доску, где записаны вопросы).

       VII. Рефлексия

- Закончите, пожалуйста, высказывания.

Сегодня на уроке я узнал (а) …….

Мне очень понравилось …..

Я особенно запомнил (а) ….

Меня удивило …..

Об этом я расскажу дома ….

- Кого можно поблагодарить за урок?

      VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике на стр. 82- 85