План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_chistovoy_5.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе:
«Мастера печатных дел»
Цель
- сформировать представление о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.
Формируемые УУД
- Познавательные
- выявить известное и неизвестное;
- осознавать познавательную задачу;
- читать, извлекая нужную информацию.
2. Коммуникативные
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
3. Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
4. Личностные
- осознавать свое единство с окружающим миром.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Блицопрос
- Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу. (Пересвет)
- Один из городов в северо-восточной части русских земель. (Тверь).
- Название монастыря около города Радонежа в середине XIVв.(Троицкий).
- Город, который при Иване Калита стал центром княжества. (Москва).
- Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово).
- В Москву переселялись …….. , ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы).
- Самоопределение к деятельности
- Кого мы можем так назвать – первопечатник? Что вы об этом уже знаете? (Ответы учащихся).
- Ребята, отгадайте загадку и вставьте пропущенные слова в пословицы.
- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
- Не даром говорится, что дело ….. боится. (Мастера)
- … время, потехе час. (Делу)
- О чем же пойдет сегодня речь на уроке? (Высказывание детей)
- Сегодня на уроке узнаем о первой печатной книге, по каким учебникам учились в XVII веке. Тема урока «Мастера печатных дел».
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, работать в парах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения).
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Записать вопросы на доске)
- Открытие нового знания
- Беседа «Что мы знаем?»
- Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)
- Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила)
- Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)
- Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)
- Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)
- Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит..
- Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445 г.)
- Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Рутенберг).
- Что размещалось в наборной кассе? (Металические буквы – литеры).
- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота)
V. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы:
- Кто был первым книгопечатником на Руси?
- Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке.
- За какие заслуги поставлен памятник Ивану Фёдорову?
- Найдите в учебнике на странице 83 ответ на вопрос:
- Как украшали текст книги?
2. Работа в парах.
- Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге
VI. Подведение итогов урока
- Какую цель мы ставили перед собою в начале урока?
- Удалось ли достигнуть поставленной цели? (высказывание детей).
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Обратить внимание учащихся на доску, где записаны вопросы).
VII. Рефлексия
- Закончите, пожалуйста, высказывания.
Сегодня на уроке я узнал (а) …….
Мне очень понравилось …..
Я особенно запомнил (а) ….
Меня удивило …..
Об этом я расскажу дома ….
- Кого можно поблагодарить за урок?
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике на стр. 82- 85