«Структура жанра «волшебная сказка»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Гольцова Алла Александровна

Урок литературного чтения по курсу Г.Н. Кудиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

                    (по курсу Кудиной Г. Н.)

учитель:  Гольцова Алла Александровна

Тема «Структура жанра «волшебная сказка»

Цель: выявление особенности структуры жанра «волшебная сказка»

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

     На прошлых уроках мы с вами начали изучать структуру жанра «волшебная сказка».

- Давайте  вспомним, какова задача всех сказок?

  1. раскрыть и оценить характер, мысли, чувства человека (что хорошо, что плохо).

- А в чем особенность задачи волшебной сказки?

  1. вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея.

- Мы уже знаем, как построена картина жизни, т.е. в какой последовательности развиваются действия.

  1. просьба, испытание, награда.

       (завязка)       (вершина)     (развязка)

- О чем же сегодня мы должны поговорить? Какие еще секреты волшебных сказок должны раскрыть?

  1. предложения, слова

- Есть ли какие-то особые слова, предложения, которые встречаются только в сказке? Помните, в считалках были особые предложения: «тебе водить»?

  Давайте вспоминать сказки.

  1. Решение учебной задачи.

 - Какими словами обычно начинается сказка?

  1. жили-были, в некотором царстве…

- Верно. Есть особые словосочетания, которыми может начинаться сказка. Они повторялись из сказки в сказку, так что сказителю легко было сказывать: он знал несколько таких предложений, с них мог начать любую сказку. И эти сочетания слов, которые мы все знаем, как бы «застыли» - стали формулами, и их называют сказочными зачинами. Но, кроме  облегчения работы сказителя и зачинов, есть еще одно назначение. Вдумайтесь: «В некотором царстве, в некотором государстве…»  Это где же?

  1. где-то в волшебном царстве.

- В особом месте. А что вы скажете про зачин «Жили-были…»? Он ведь не только в волшебной сказке бывает. Он такой простой. Подчеркивает ли он что-то необычное?

-  «Жили-были…» Это сейчас происходит?    Рядом с нами?

  1.  Нет, это было давно.

      - Сказителю надо было перенести слушателей в мир сказки, и такие зачины помогали и сказителю, и слушателям: дело-то происходило где-то, когда-то, в особом месте, короче – в сказке. И слушатель, прекрасно знал эти зачины, сразу настраивался именно на сказку.

     -  Но всегда ли сказка начинается с такого зачина, или иногда в сказке еще что-то предшествует зачину?  Например: «Начинается сказка…» чтение стр. 175.

   Что это такое? Где мы можем такие слова слышать?

  1. Это в начале сказок бывает.

Это присказка. Кстати, присказка, которую я вам прочитала, так и заканчивается словами: «Это присказка, сказка будет впереди».

- Или вот ещё присказка, которую использовал А.С. Пушкин в сказочной поэме «Руслан и Людмила»: «Было…» чтение стр. 175.

- Ну, не странно ли? Зачем перед началом волшебной, таинственной сказки такая присказка? Первое предложение самой сказки, зачин, нас настраивает совсем иначе, на необычное место, время, а тут чепуха какая-то…

  1. …..

- Хотя тон присказки и не соответствует настроению волшебной сказки, но всё-таки присказка тоже повествует о чем-то необычном,  и по-своему готовит слушателя к этому необычному, проводя границу между миром реальным и нереальным. Присказка  отличается от зачина. Зачин непосредственно связан с событиями сказки.

- Видите, не успела еще и сказка-то начаться, а мы уже встретились с чем-то необычным.

- Теперь, наверное, вы легко вспомните, что всякие повторяющиеся из сказки в сказку формулы  встречаются не только в начале текста, но рассыпаны по всей сказке. Давайте вместе вспоминать.

- Например, рассказывает сказочник сказку, рассказывает, а потом вдруг говорит: «Скоро сказка…

  1. сказывается, да не скоро дело делается».

- Или ещё: «Долго ли…

  1. коротко ли…»

- За частыми лесами…

  1. за синими морями, за высокими горами».

- И еще: «Катился клубочек по высоким горам, по темным лесам, по зеленым лугам, по топким болотам».

- Есть еще какие-то особые формулы, слова, выражения, которые повторяются из сказки в сказку?

  1. ….

- Давайте посмотрим, как описываются герои сказок.

Например,  молодец?

  1. «и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.»

- Баба-Яга?

  1. баба-яга – костяная нога, нос в потолок врос, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

- Конь?

  1. конь бежит, земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет».

-  В сказках очень много слов – определений, которые употребляются постоянно.

Давайте поиграем: вот у меня волшебный клубочек, пусть он катится по высоким горам и т.д. (по цепочке). Я вам буду называть слово из сказки, а вы мне – определение, тоже из сказки.

Игра:  Молодец – .... добрый;  девица – ....красная; лес – ....темный, дремучий; пески – .....желтые, зыбучие; море – .....синее; чудовище – .....поганое; Кощей – .....Бессмертный; лук – ....тугой;  Змей – ....Горыныч; Елена – .....Прекрасная, Премудрая ; двор – ....широкий; терем –.... высокий;  крыльцо – ....резное; ворон – ....черный; лебедь –.... белая.

- Все эти формулы – зачина, времени, места, внешнего вида героев – помогали сказителю сказывать сказку. Но и это еще не все. Очень важен и разговор героев. Есть ли в разговоре героев еще формулы, которые повторяются из сказки в сказку? Как обычно расспрашивают героя о его беде?

- Как Царевна – лягушка обращается к Ивану – Царевичу, когда он возвращается из дворца с трудным заданием?

  1. «Что, Иван-Царевич, не весел, ниже плеч буйну голову повесил?»

- А что он отвечает?

  1. Как мне не печалиться, приказали мне…

- Какие слова для утешения повторяются из сказки в сказку?

  1. Не горюй, можешь спать, утро вечера мудренее.

- В сказках часто заступник приезжает к избушке Бабы- Яги. Как он обращается к избушке?

  1. Избушка, избушка …

             Встань по-старому, как мать поставила.

- А Баба - Яга его как встречает?

  1. Давно русского духу не слыхала, а тут русский дух сам пришёл. Фу-фу, русским духом пахнет.

- А что отвечает герой?

  1. Что ты, бабушка, неласково гостя встречаешь, выспрашиваешь у холодного да голодного? У нас на Руси дорожного человека сперва    накормят, напоят, в бане выпарят да спать уложат, а потом станут выспрашивать.

- Значит, можно сделать вывод, что и в диалоге героев встречаются формулы, которые переходят из сказки в сказку, что некоторые слова, реплики как бы закреплены за определёнными героями.

А в конце сказки есть какие-то формулы, переходящие из сказки в сказку?

  1. Тут Кощею и конец пришел…
  2. Стали жить – поживать и добра наживать.
  3.  Тут веселым пиром да за свадебку.

- Это формулы  КОНЦОВКИ. Ими обычно заканчивается развитие действий. Но часто после этих слов еще что-то бывает. Про героев уже все кончилось и вдруг…

  1. И я там был, мед - пиво пил, по губам текло, а в рот не попало.

Или еще так:

  1. И я там был, мед - пиво пил, по губам текло, а в рот  не попало, да на окошке оставил ложку, кто легок на ножку, тот сбегает по ложку.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.
  4.  Вот и сказка вся, больше врать нельзя.

- Для чего такие слова? Сравните их с присказкой. Зачем дается присказка?

  1. чтобы настроить на что-то необычное.

- А зачем говорятся особые слова в конце?

  1. чтобы вернуться к обычной жизни.

- В сказке было все не на самом деле:

«больше врать нельзя».

Иногда сказитель напоминает, что не мешало бы его отблагодарить: « а мне бубликов связка». Такова концевая присказка.

- Вот как много разных формул переходит из сказки в сказку, и все они помогают сказителю. Зная, как построены сказки, сказитель не учит их наизусть.

        Главное – знать основные действия героев, т.е. какие события происходят в сказке, а дальше помогут формулы, которые мы сегодня с вами и нашли.

  1. Итог. Домашнее задание.

Мы знаем структуру «волшебной сказки». Вот дома вы и попробуете стать сказителями. Подготовитесь сказывать сказку «Сивка-бурка» (по эпизодам). А завтра мы проведем конкурс на лучшего сказителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Структура жанра "Загадки"

Проект урока курса "Литературное чтение" по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 3 класс...

Конспект по музыке во 2 классе на тему: Музыкальные жанры в сказке.

Конспект по музыке во 2 классе на тему: Музыкальные жанры в сказке....

Структура построения жанра "Бытовая сказка"

Бытовая сказка. Построение жанра....

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...