Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Пуценко Дарья Андреевна

«Стихотворение А.Фета «Это утро…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dashi.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой на тему:  «Стихотворение А.Фета «Это утро…»»

Цель: научится выразительному чтению стихотворения.

Задачи

  1. расширить знания учащихся  о творчестве  А.А.Фета;
  2. научить видеть и замечать прекрасное в природе;
  3. научить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя;
  4. обогащать словарный запас;
  5. развивать речь и воображение учащихся с помощью таких приемов как: словесное рисование, сравнение, рисование иллюстрации к стихотворению.

Оборудование: портрет А. Фета, репродукции картин И. Левитана «Ранняя весна» и Саврасова «Весенний день», музыкальный ряд А.Вивальди «Весна» и Чайковский «Март».

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Здравствуйте, садитесь. Проверьте, все ли готово к уроку.

2. Проверка д/з

Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Напомните, что вам было задано?

Спрашиваю 3-4-х желающих.


Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимняя дорога».



3. Подготовка к восприятию

Внимание на доску… если вы правильно закроете все графы таблицы, получится слово, которое поможет узнать тему нашего урока.

На доске таблица.


Рифма

Поэзия

Хокку

Четверостишие

Строфа

Поэт


Слушаем вопросы (по мере ответов детей закрываю окошки)

  1. Человек, умеющий писать стихи?
  2. Созвучие, окончаний слов, завершающих стихотворную строку?
  3. Повторяющиеся в стихотворении соединения нескольких слов (двух и более), составляющих по интонации одно целое?
  4. Трехстишие, лирическое стихотворение в японской поэзии?
  5. Отдельное стихотворение или строфа в четыре строки?

Какое слово осталось?

Молодцы.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэзией А.Фета














Поэт


Рифма




Строфа



Хокку



Четверостишие



Поэзия

4. Сообщение цели урока.

Но перед началом нашего знакомства, давайте вспомним произведения Фета, которые вы уже изучали ранее.  Дополняю ответы детей  - (А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»;(2кл) «Печальная берёза...»;(3 кл) «Ещё светло перед окном...»; (3 кл),  «Я пришёл к тебе с приветом...»; (3кл )

Сегодня мы не будем останавливаться на биографии поэта, а лишь приведем некоторые интересные факты из его биографии. Ребята вашего класса подготовили интересные сведения из жизни поэта, с которыми вы еще не были знакомы. Давайте их послушаем. Выступления учащихся.

Молодцы, спасибо!

Дополняю ответы  учащихся : (А знаете ли вы, что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков.  А знаете ли вы, что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их аккордом. А знаете ли вы, что творчество Фета оказало огромное влияние на творчество таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков, К. Ваншенкин и др.)


А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.

В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…» Красота для Фета — мера всех вещей и истинная ценность. Идеальное время года поэта — весна.

Именно весне, а точнее тем чувствам, которые рождает в душе человека это время года посвящено стихотворения «Это утро, радость эта…» (предположительно 1881 г.)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться, выразительно читать стихотворение Фета «Это утро…».




Ответы детей.













Выступления учащихся.

5. Первичное чтение учителем

Откройте учебники на стр. 124 Послушайте стихотворение. Я прочитаю стихотворение, а вы попытайтесь себе представить картину природы, описанную поэтом. Выразительное чтение стихотворения учителем.

* * * 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

        Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

        Этот говор вод,


Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

        Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

        Этот зык и свист,


Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

        Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

        Это всё - весна.

О каком времени года говорится в стихотворении?

 Какое настроение появляется у вас с приходом весны?

Может быть, вы ждете чего-то  нового, необыкновенного с приходом весны?

Как действует на вас капель, весеннее солнце, голубое, высокое небо, весенняя гроза?

Ежегодно в природе все повторяется, казалось бы, одно и то же, а ждем чего-то необычного. Людей творческих весна вдохновляет на создание художественных произведений, а многие создают настоящие шедевры. И так было во все времена...


От чьего имени ведется повествование?

Какое настроение у лирического героя этого стихотворения? Сравните свое настроение с настроением лирического героя из этого стихотворения?

Каким вы представляете этого героя? Какой он?































О Весне



Радостное







Рассуждения детей















От Автора









Герой рассказывает о том, какой он видит весну. Рассказывает нам, что такое весна в его представлении

6.Эвристическая беседа, выявляющая функции изобразительно-выразительных средств, использованных автором

Подготовка к выразительному чтению.

Повторное чтение стихотворения учителем.

 Из скольких предложений  состоит стихотворение?

 Правильно. Мы Читаем это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху.

Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной.

Посмотрите внимательно, какая часть речи отсутствует в стихотворении?

В стихотворении нет ни одного глагола и почти нет прилагательных, но, тем не менее,  стихотворение необыкновенно выразительно.

Такая выразительность достигается благодаря большому количеству анафор - одному из излюбленных приёмов Фета

АНАФО́РА - особый стилистический прием, придающий литературному языку особую языковую и смысловую выразительность,  которая состоит в повторении самостоятельных отрезков речи, к которым относятся слова, полустишья, строки, строфы, фразы и т.д.

Каждая новая строка начинается с местоимений – это и будет анафорой в стихотворении Фета. Найдите эти местоимения в стихотворении.

 Повторяясь в начале каждой строки местоимения это, этот, эти- получают значительную эмоциональную нагрузку и усиливают строения каждого предложения и его выразительность, в результате чего получается, что каждое выражение — картина.

Давайте посмотрим, какую картину рисует поэт в стихотворении? О каком времени суток говорится в этих строках? Найдите подтверждение в тексте.

Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна". Между первой и последней строками - образы, "рисующие" начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение "вмещает" целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья.

А теперь, давайте обратим внимание на рифмы в стихотворении.

Как зарифмованы первые две строчки строфы?

Какой ритм задает такая рифма?

Возьмите карандаш и в учебнике отметьте рифмы в следующем четверостишие. Назовите их?

Как зарифмовано четверостишие?

Такая рифма называется охватной. Охватная рифма создает завершенность картины

Какой ритм в этих строчках?

Давайте посмотрим на следующие две строфы стихотворения? Как они построены? Видим ли мы сходство?


Автор придумал очень интересное построение строфы, тем самым он показывает, как лирический герой восторженно воспринимает весну.

А как вы понимаете значение слов Дробь и Трели?

Дробь – частые прерывистые звуки

Трель – переливчатый, дрожащий звук.


С каким настроением вы будете читать стихотворение? (Каждый обосновывает свой выбор)

 Какой выберете темп чтения?  Почему?

При выразительном чтении, не стоит забывать о знаках препинания.

На доске вывешивается таблица –памятка (Приложение 1)

Давайте прочитаем памятку




Из 1














Глагол















На доске вывешивается термин АНАФОРА









Это, Эта, Эти, Этот













В начале – утро, в конце – ночь
























Парной рифмой


Энергичный, быстрый, динамичный.


Свод-вод, вереницы-птицы




На доске термин




Более спокойный



Дети находят сходство в построении строф









Рассуждения детей
























Один ученик читает

7. Выразительное чтение

А сейчас давайте потренируемся в выразительном чтении. 2-3 ученика читают стихотворение.

Стихотворение « Это утро, радость эта…», как и многие другие стихотворения Фета очень музыкально, в этом тоже отразилось мастерство поэта как тонкого лирика, недаром П.И. Чайковский сказал, что Фету « дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова…»

8. Весна в живописи и музыке. Творческая работа.

А сейчас посмотрите на репродукции с картин художников. (Репродукции картин Саврасова и Левитана.)

Какие же основные цвета в пейзажах?

Каким чувством наполнены картины?

Какое настроение передают нам авторы? (Вопросы к каждой картине)

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке. Многие композиторы изображали настроение весны в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах “Времена года”, Шопен и другие.

А какую бы вы подобрали музыку  к стихотворению Фета?

Почему?

Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картинку.

Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. (Чайковский Времена года (Весна) и Вивальди (Весна))

- Какое настроение вызывает музыка Вивальди? Почему?  А Чайковского? Почему?

А сейчас мы с вами попробуем нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Что мы можем изобразить?

Какие цвета будем использовать? Почему?






Рассуждения детей

9. Итог урока

Ребята, какое стихотворение мы сегодня на уроке изучали?

С каким новым приемом мы сегодня познакомились? Какой новый вид рифмы узнали?

Фет  «Это утро»



Анафора

10. Задание на дом

Подготовить выразительное чтение стихотворения, при желании выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс (1-4). Учебник под редакцией Р. Бунеева

Конспект урока по литературному чтению 4 класс (1-4). Учебник под редакцией Р. Бунеева...

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Конспект урока по литературному чтению, 4 классАвторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...