Конспект урока по литературному чтению
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Фролова Татьяна Борисовна

Конспект  урока и презентация  по  литературному чтению 4 класс («Школа 2100»)  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26    

Конспект  урока по  литературному чтению

4 класс («Школа 2100»)

А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

 богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной Царевне Лебеди»

 

Подготовила учитель

 начальных классов

Фролова Т.Б.

Г. Комсомольск – на - Амуре

2013 год

Цели урока: 1.  углубление  знаний  учащихся по творчеству А.С.Пушкина;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

 2. развитие  монологической речи учащихся;

-обогащение словарного запаса;

-умение сопереживать героям литературного произведения;

-наблюдательности и внимания, логического мышления;

3. пробуждение интереса и любви детей к творчеству писателя; воспитывать любовь к родному языку и к художественному слову.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина,

 презентация А.С. Пушкин, запись отрывка сказки (аудиозапись), запись отрывка из мультфильма,  музыкальный отрывок «Живая природа».                                      

Ход урока:

Слайд 1.  

           I Организационный момент.  - Начинается урок литературного чтения. Садитесь!  Ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы  продолжим  путешествовать вместе с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

        1). Настрой на работу  (Живая природа).

                 - Оценивать свои  знания на уроке вы будете самостоятельно – от 0 до 2 баллов. Если за урок вы заработаете от 10 до 12 б. – «5», от 7 до 9 б. – «4»,

от 4 до 6 б. – «3».

         2).  Речевая разминка. – Начнём же наше путешествие.

Слайд  2.

- Прочитайте отрывок из стихотворения «жужжащим»  чтением.

- Прочитайте медленно.

                 - Прочитайте  шепотом.

                 - Прочитайте выразительно.

     -Ребята, кто узнал,  кто написал это стихотворение?                

                 Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

   - Вы ответили правильно, это стихотворение написал А.С.Пушкин.

Оцените этот этап.

Слайд 3.

II. Проверка домашнего задания. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина (портрет).

Слайд 4.

1).   - Рассмотрите книги, которые вы читали и принесли на наш урок.  Сколько произведений написал А.С.Пушкин. Хотя со дня рождения поэта прошло больше 210 лет, но его стихотворения, сказки, поэмы до сих пор оставляют в наших сердцах неизгладимый след. Его произведения переводят на все языки мира, их любят и взрослые, и дети, хотя специально для детворы он не писал.

Слайд  5, 6, 7, 8, 9.

        Беседа.

         – На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с биографией А. С.Пушкина.

Давайте вспомним, что вы узнали из биографии поэта на прошлом уроке?        

        -  Ребята, а какие сказки написал А.С.Пушкин? Узнайте по картинке, как – эта сказка?

Оцените этот этап работы.

 2).  Выполнение задания 1 (тетрадь, стр. 42)

       - Вспомните, пожалуйста, какие бывают сказки? (народные и литературные).

       - Чем они отличаются друг от друга?

      - Давайте попробуем,  сравнить названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.

       - Откройте тетрадь на стр. 42. Прочитайте названия сказок А.Пушкина  и названия фольклорных сказок. В чем разница?

      - Почему А.С.Пушкин каждый раз подчеркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!)

     - Что еще необычного в названиях  сказок Пушкина? ( Герои не просто называются, но и дается характеристика, фиксируется отношение к ним автора).

     - Какой вывод можно сделать?

Д!!!  Писатель  Максим Горький говорил, что Пушкин «украсил свою сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним. А поэт С.Я Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».

Оцените этот этап работы.

III. Введение в тему.

Слайд 10.

     - Прочитайте название сказки, по  которой сегодня мы с вами  будем путешествовать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

IV. Знакомство со сказкой по частям.

        А сейчас приготовьтесь слушать и читать эту необыкновенную сказку.

1).    Слушанье начала сказки в аудиозаписи. (Ученики следят по учебникам.)

2).    Чтение хорошо читающими учениками. (Ученики следят по учебникам.)

3).   Просмотр отрывка из мультфильма и чтение учителем.

4).    Вопросы после чтения всей сказки.

             - Понравился ли вам отрывок, который мы с вами прочитали?

            - Какой эпизод особенно взволновал?

            -Какие чувства остались у вас после слушанья  отрывка из сказки?

(Ответы учеников).

            -Можно ли сказать, что в сказке существует острый конфликт добра и зла?

           - Из чего это видно?

5).     Комментирование непонятных слов.

        - Ребята, а были ли какие-то  слова вам непонятны?

        - Какие из этих слов являются устаревшими?

       - Как называются такие  слова? ( Архаизмы – устаревшие слова, которые в современной речи не используются или заменены словами - синонимами).

         Правильно такие слова – АРХАИЗМЫ, в современной речи мы их не используем, а некоторые заменены словами – синонимами.    

    Слайд 11, 12.   

    Светлица        грамота             указ                      

    Гонец                 пир                  аршин                                            

Оцените этот этап работы.

V.  Слайд 13.Физкультминутка (для глаз). – А сейчас внимательно наблюдаем за доской.

VI. Продолжение изучения нового материала

1).   Деление текста на смысловые части (составление плана).

          Ребята, мы  прослушали отрывок из сказки.

        - Скажите,  на какие три смысловые части можно разбить  данный отрывок?       Эту работу вы будете выполнять в парах. Вспомните основные правила работы

в парах. (Работать дружно,  вместе, помогать друг другу).

           Я вижу, что многие  уже справились с этой работой. Проверим, что же у вас получилось.

 - О чем речь шла в первой части?  Как вы озаглавили?

Слайд   14.                 1 часть  - Выбор невесты.

    - О чем речь шла во второй части?  Как вы озаглавили?

Слайд 15.                  2 часть  - Обман царя.

- О чем речь шла в третьей части?  Как вы озаглавили?

Слайд 16.                   3 часть  - Чудесное спасение.

Оцените этот этап работы.

     2).   Беседа.

          -  Все сказки, как  правило, начинаются с зачина. Приведите пример зачина. («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).

           -  А,   как начинается сказка  А.С. Пушкина? ( «Три девицы под окном…»).

           - Есть ли здесь зачин?

           - О чем говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в  тридевятом царстве, а здесь,  рядом с нами, на Русской земле).

           - Что еще необычного в начале сказки?

          - С  чего начинается действие? (Три девицы ведут между собой своеобразный торг).

          - С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Примеры (Балда с попом на базаре; старуха с золотой рыбкой).

          Русский народ всегда любил торговаться, эту национальную особенность А.С. любил обыгрывать в своих  сказках.

     3). Выборочное чтение.

          Ну, что ж наше  путешествие продолжается.

           - Ребята, а каков царь Салтан? Подтвердите  отрывками из текста. ( В гневе начал он чудесить…)

           - Таким ли вы его представляли себе? (Он ведёт себя необычно; подслушивает  

             под окном; ходит  один, без свиты; жену выбирает и сразу женится.)

          - А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный:  добрый,

            доверчивый, любит жену, царь - отец, но бывает и несправедливый,

            гневный.)

           - Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. (В синем море…)

          - Что в этих строках реальность, а что сказочное?

          -  Найдите и зачитайте,  как растет ребенок в бочке? (Не по дням, а по часам…)

         - А   что в этих строках реальность, а что сказочное?

        - Как же спасаются герои сказки? (Сын на ножки…)

        - Что здесь реальность, а что вымысел?

Оцените свою работу на этом этапе.

VII. Итог урока

 Слайд 17.

Вот и подходит на сегодня наше  путешествие  к  концу.

         - Докажите, пожалуйста, что мы с вами познакомились со сказкой. (Волшебство, троекратный повтор, добро и зло)

             - Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

             - Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?

             - Почему?

            -  Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

VIII. Домашнее задание

 Слайд 18.

           Дома вы продолжите знакомство со сказкой о царе Салтане, выполнив следующие задание.

  1. Самостоятельное чтение стр.122-127.
  2. Тетрадь стр. 42, № 2    
  3. По желанию стр. 42, № 3

        А на сегодня я прощаюсь с вами и говорю всем спасибо за активную работу на уроке. Посчитайте количество баллов, которыми вы оценили свою  работу на уроке. Сравните с таблицей и поставьте оценку, которую вы заработали. Встаньте, кто получил «5» - Молодцы, «4» - Хорошо и  «3»-  Вы постараетесь на следующем уроке.

          Песня «Сказки гуляют по свету».

Слайд 19, 20. 

Список используемой литературы:

  1. Р.Н. Бунеев  и др. Книга для чтения в 4 классе. Часть 1. «В океане света», М.: Баласс, 2007г.
  2. Р.Н. Бунеев  и др. Тетрадь по чтению к учебнику  «В океане света», 4 класс, М.: Баласс, 2007г.
  3. Е.В. Бунеева и др. «Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя, М.: Баласс, 2007г.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы:

  1. Отрывок из  мультфильма «Сказка о царе Салтане…».
  2. Презентация к уроку литературного чтения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

3 класс Русский язык. Календарно-тематическое планирование политературному чтению ("Школа России").

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, разработано с учетом ФГОС. "Школа России"....

Адаптированная программа для детей с ОВЗ политературному чтению

По типовой программе на изучение курса "Литературное чтение" отводится 2 часа в неделю...

Тематическое планирование политературному чтению 3 класс

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...