урок по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Никонова Наталия Владимировна

урок литературного чтения по учебнику Чураковой (система Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ponyatie_malaya_rodina.doc607 КБ

Предварительный просмотр:

Никонова Наталия Владимировна

Учитель ВКК ГОУ СОШ № 981

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС , СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

ПОНЯТИЕ «МАЛАЯ РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ РЫЛЕНКОВА И ВОЗНЕСЕНСКОГО, В КАРТИНЕ РУБЛЁВА «ТРОИЦА»

Цели: познакомить детей с произведениями Вознесенского и Рыленкова, знакомить с понятие «малая Родина», учить выразительному, осознанному чтению, воспитывать патриотизм, учить умению сопоставлять старославянские слова и слова современного русского языка.

1 Знакомство с новой темой.

Учитель: Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новой главой, с. 69. Как она называется?

-«Родная сторона».

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе?

- О Родине,

- О богатырях.

-О жизни древних славян.

- О японцах.

- О коротышках в Цветочном городе.

-А что для них является Родиной?

- Для древних славян Родиной является Древняя Русь.

- Для коротышек из произведения Носова – Цветочный город.

- Для японцев родиной является Япония.

- Для богатырей – земля русская.

-А для вас что является родной стороной?

- Россия.

- Москва.

- Чечня.

- Турция.

-Вот видите, каждый из вас дорожит тем местом, где он родился и вырос. Для большинства из вас это Москва, ваша малая Родина. Переверните страницу, и мы с вами видим эпиграф к нашей главе. Прочтите вполголоса эпиграф.

Сколько же их –

Тропинок, ведущих в родные края?

                                                Ёса Бусон.  

2.Работа с эпиграфом к главе.

Эпиграфом к нашей главе авторы учебника взяли хокку Есы Буссона.

Что хотел сказать поэт?

- Мне кажется, что поэт хотел сказать, что куда бы ты не поехал, всё равно потом ты вернёшься домой.

 -Что за тропинки он имел в виду?

- Это дороги, по которым ездят машины.

- Это реки, по ним тоже можно домой добраться.

-Это воздушный транспорт.

- Это лесные тропы.

- Ребята, вы, конечно, все правы.А если человек далеко от дома и не может приехать, что ему помогает вспомнить о Родине?

-Книги,

-Произведения искусства

-Письма

-Мысли о доме.

3.Анализ стихотворения Вознесенского.

- Мне кажется, что стихотворение Вознесенского, с которым мы сейчас познакомимся, покажет вам, как скучает поэт о родном крае.

 Прочитайте стихотворение Вознесенского вполголоса.

Увижу ли, как лес сквозит

Или осоку с озерцами, -

Не созерцанье – сосердцанье

Меня к природе пригвоздит…

- Поднимите руку, кто почувствовал грусть поэта?

- В каких словах вы это услышали?

- Поэт не уверен, что сможет увидеть снова родные края, он пишет: «Увижу ли, как лес сквозит…»

- Наверное, он далеко уехал и скучает.

- Конечно, вы совершенно правильно поняли, а теперь помогите всем вчитаться в стихотворение.

-Что значит, лес сквозит?

-Это означает -прозрачен.

-Почему озера поэт называет озерцами?

-Они небольшие, неприметные.

-То есть поэт создает образ неяркой, неприметной красоты, радующей сердце.

-А как вы понимаете слово «созерцать»?

-Наблюдать.

-Рассматривать.

 -От какого старославянского слова происходит слово «созерцать?»

-«Зерцало» – зеркало.

-Каким свойством обладает зеркало?

-Просто отражает все, что попадается в поле зрения.

-То есть делает это холодно, безучастно, равнодушно. Теперь подумайте и скажите, можно ли с помощью глагола «созерцать» выразить все чувства, которые поэт испытывает к родному краю?

-Нет, нельзя.

-Какое слово придумал для этого поэт?

-Сосердцать.

-«Сосердцание» - от какого слова образовано?

- От слова «сердце».

-Тогда почему поэт, говоря о сильных чувствах, пользуется словом «пригвоздит»?

- Поэт хочет показать, как крепко он привязан к своей Родине.

- А мне кажется, что поэт жить не может в чужом краю и скучает.

-Что-нибудь в мире природы вызывали у вас такие сильные чувства?

- У меня такие чувства вызывала радуга.

- А у меня лес у нас на даче. Он осенью такой красивый!

- Я нашла гриб в лесу. Он тоже был красивый.

Какие впечатления вас «пригвоздили»?

- Я наблюдала на юге за штормом. Страшно и красиво!

- А я в Венгрии на озере видел закат. Солнце красное, небо и облака красные.

- Когда мы с мамой сплавлялись по реке на плотах, видели пороги на реке, вода бурлила, пена на воде…

- Я видел в лесу дятла: глазки маленькие, чёрные, макушка красная, только он быстро улетел.

Выразительное чтение этого стих-я (3-4 учащихся)

4.Анализ стихотворения Рыленкова «Всё в тающей дымке…»

А теперь послушайте стихотворение русского поэта Рыленкова.

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Перечитайте вполголоса 1 часть стихотворения.

- А представляете ли вы себе другую природу: с яркими красками, резкими звуками, сильными запахами?

- Я видел такое. Это в джунглях.

- А я видел в фильме такую природу.

-Так какой же образ природы создаёт поэт?

- Лес, туман, речка.

-А я представил озеро, от него туман поднимается, камыш шумит….

-Что это значит – ускользнуть от взора?

- Это значит сразу очень трудно рассмотреть что-то в природе.

Прочитайте 2 часть стихотворения.

-Чем отличаются действия: смотреть и всмотреться, слушать и вслушаться?

- Смотреть – это просто смотреть на что-то, а всмотреться – значит, внимательно рассматривать, различать какие-то детали.

- Слушать – это просто слушать, не обязательно внимательно, а вслушаться – значит послушать как следует и всё запомнить.

-Почему же необходимо всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы?

-Так как такая красота очень медленно проникает в душу, постепенно наполняет наше сердце.

Демонстрация на мультимедийном проекторе фотографии.

- Попробуйте всмотреться в эту фотографию и рассказать, что вы заметили.

- Берёзовый лес. Он и правда прозрачный.

-Солнце очень красиво сквозит, оставляет тени на снегу.

- Трава из-под снега вылезает, сухие травинки торчат, это тоже красиво.

-Что нужно уметь человеку, чтобы понять красоту русской природы?

-Вглядываться и вслушиваться в мир природы.

Выразительное чтение стихотворения (3-4 уч-ся)

5.Рассматривание картины А.Рублёва

 Вот и сегодня нам предстоит тоже стать исследователями, мы должны всмотреться в одну замечательную икону и мне бы очень хотелось, чтобы она затронула самое главное в вашей душе.

- только сначала мне хотелось бы узнать, что такое икона?

- Изображение святых.

- Это такая специальная картина, которая висит в церкви или дома, и на которую молятся, на ней изображён Иисус Христос.

- Раньше в каждом доме в красном углу висела икона.

Рассуждения ваши верны, подытожим:

- Икона – в переводе с греческого языка обозначает образ. Икона – это встреча между человеком и Богом, окно в духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком и  призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображён.
Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних иконах – образ самого

господа Иисуса Христа. На других – образы Богоматери или святых. Люди,

природа и вещи выглядят на  иконах необычно. Взор и душу греет

таинственный золотистый свет. Перед образами непременно возжигаются

свечи, надолго замирают в молитве верующие люди.
Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда языком символов, и

каждая деталь на ней имеет свой смысл. С помощью языка символов и

красок икона даёт человеку представление о духовном мире, а также

рассказывает библейские сюжеты.

 «Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками», – говорил преподобный Иоанн Дамаскин.

Откройте в картинной галерее икону А. Рублева «Троица».

Андрей Рублев написал эту икону более 500 лет назад. В это сложное для Руси время русские князья воевали друг с другом, с монгольскими ханами. Чтобы прекратить эти войны, князья должны были объединиться. Русский святой, Сергий Радонежский, согласно легенде, показывал воюющим князьям икону А. Рублева. 3 ангела, парящие на ней, воплощали собой такую безмятежную красоту и согласие, что должны были убедить князей жить в мире и защищать свою Родину.

-Ребята, а как вы понимаете слово «ангел»?

-В энциклопедии «кругосвет» даётся такое определение:

АНГЕЛ, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.

А в словаре Даля даётся такое определение:

АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит.

- Вот и на своей иконе Рублёв изображает ангелов. Посмотрите, как сидят ангелы – они как бы присели отдохнуть, от их фигур веет спокойствием.

Художник, чтобы достичь впечатления гармонии, равно удаляет фигуры ангелов от центральной фигуры. Т.е. 3 фигуры ангелов образуют круг.

-Где ещё на иконе мы видим изображение круга?

-В изображении нимба, в очертании чаши.

- А раньше не помните, какому богу поклонялись древние славяне?

- Славяне поклонялись богу солнца.

- Теперь понимаете, что изображение круга часто присутствует и на иконах, символизируя спокойствие, умиротворение.

В христианском религиозном искусстве, которое противопоставляло два мира – мир Бога и мир человека, все используемые иконописцами цвета подчинялись этому противопоставлению.

Рассмотрите внимательно ангелов. Какого цвета нижние одежды у них?

- У Бога-Отца и Бога – Святого Духа нижние одежды – синие.

-Синий цвет символизировал принадлежность к небесному, божественному миру.

- У Бога –Сына цвет нижней одежды – красный.

- Красный цвет символизировал принадлежность к земному миру. Поэтому Бога- Сына (он же сын земной женщины Марии) и изображали в одежде красного цвета.

-А какого цвета верхние одежды у ангелов?

-У Бога – Отца одежда розовая, она символизирует основание божественного мира

-у Бога – Сына – синяя, символизирует принадлежность к небесному, божественному миру.

-У Бога- Святого Духа – зеленая, показывает, что самое молодое у человека – его дух.

-О чем же рассказывает нам эта икона?

-Бог един в 3-х лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Бог- создатель,

-Бог – воплощение совести, возможности пожертвовать собой ради других и Бог – сила духа, которая есть в каждом из  нас. -То есть «Троица» - это духовное начало которое есть в каждом человеке, называть его можно по-разному, но сущность останется – это человеческая совесть.

6. Исполнение песни «Ангел».Мы с вами говорили, что во всех религиях есть ангелы – Аза нам рассказывала об ангелах в мусульманской религии, а мы с вами говорили, что у каждого есть ангел-хранитель.

-Какова его роль в жизни человека?

- Ангелы – хранители помогают нам преодолеть трудности в жизни.

- Ангелы – хранители защищают нас от опасности.

- Ангелы-хранители уберегают нас от совершения плохих поступков.

Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле-хранителе. (Читает ученик.)

Ангела Бог при крещении мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!

На уроке музыки вы пели песню об этом ангеле, давайте ее споем.

Исполнение песни «Ангел прилетел»

7.Изготовление ангела из белой бумаги.

- А вам бы хотелось, чтобы у вас дома появился символ Рождества – ангел-хранитель?

-Очень хотелось бы!

- Давайте сделаем такого ангела. Наш ангел будет белого цвета, что будет означать безгрешность жизни.

Изготовление ангела, украшение, прикрепление к молдингу.

8. Близится Рождество, а в канун этого светлого праздника мне хотелось бы, чтобы каждому из вас помогал ваш ангел-хранитель. Но все вы знаете, что человек не должен сидеть сложа руки и ждать помощи, он сам должен приложить усилия. Мы сегодня читали такие замечательные стихи, которые не только оставили в нашем сердце тропинки, а научили нас сосердцать  природу, вслушиваться и всматриваться в окружающий мир, любить и уважать свою малую Родину.

Скажите, ребята, а какой город является для нас малой родиной?

- Москва.

Чем мы можем помочь своей Родине сейчас?

-Хорошей учебой,

-Слушаться родителей,

-Не засорять улицы города

7. Домашнее задание. с.70-71 одно из стихотворений наизусть, найти и выразительно прочитать стихотворение, которое вас заставило сосердцать природу.

                        Литература

  1. Чуракова «Литературное чтение»
  2. Методическое пособие «Основы православной культуры» I год обучения. Смоленск, 2004 г., с.29
  3. Энциклопедия «Кругосвет», Википедия, 2007
  4. Ожегов, «Словарь русского языка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....