Конспект урока
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

       Поет зима,

                          аукает...

Т. А. Суворина,

учитель МОУ СОШ № 21,

г. Волгоград.

Литературное чтение,

2 класс.                                        

Тема:  «С. Есенин.  “Зима”» 

Цели

Формировать умение анализировать художественное произведение, находить в авторском поэтическом тексте литературные приемы, при помощи которых поэт создает образы; формировать навык выразительного чтения.

Учебные материалы

Учебник  « Литературное  чтение.  2  класс »  ( авт. В. Ю. Свиридова ); компьютер, мультимедийный  проектор,  экран,  презентация к уроку;  таблицы для сравнения художественных образов;  карточки  для соотнесения текста и литературных приемов.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель.

За окном зима, снежок,                                                                                                                                     Он летает и кружится.                                                                                                                                   Школьный прозвенел звонок –                                                                                                                   Нам, дружок, пора учиться.

II. ПОДГОТОВКА  К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СЛАЙД 2

У. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, как обычно, не захотели оставаться на страничках  учебника литературы. Они приготовили для вас задание. Выполнив его, вы узнаете тему нашего   урока.

СЛАЙД 3 – РАБОТА С  КРОССВОРДОМ.

– Послушайте и отгадайте загадки.

Он пушистый, серебристый,                                                                                                                                               Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,                                                                                                                                            Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

Нет колес у меня –                                                                                                                                                                Я крылата и легка.                                                                                                                                                     Громче всех постовых                                                                                                                                                            Я свищу без свистка.                                                                                                                                                             На лету, на лету, на  лету - у                                                                                                                                                 Все кругом замету. (Вьюга.)

Рассыпала Лукерья                                                                                                                                                         Серебряные перья,                                                                                                                                                   Закрутила, замела –                                                                                                                                                      Стала улица бела. (Метель.)

Я тепла не потерплю:                                                                                                                                                            Закручу метели,                                                                                                                                                                    Все поляны побелю,                                                                                                                                                            Разукрашу ели,                                                                                                                                                              Замету снежком дома,                                                                                                                                                        Потому что я ... (зима).

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

У. Белая береза под моим окном                                                                                                                Принакрылась снегом, точно серебром…

Все вы знаете строчки этого стихотворения. Их написал Сергей Александрович Есенин. Это его первое напечатанное стихотворение. Он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало…                    Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима». Но сначала мне хотелось бы немного вам рассказать об авторе.

СЛАЙД 4 – ПОРТРЕТ И КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Работая над стихотворением «Зима», нам необходимо понять, как Сергею Есенину  удалось создать ее образ. Посмотрите на экран. Представленные картинки помогут вам в этом.

СЛАЙДЫ 5, 6, 7

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Первичное восприятие произведения. Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.

У. Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Выслушиваются ответы детей.

– А сейчас вы не только услышите, но и увидите то, о чем рассказал нам Есенин в своем стихотворении.

Просмотр видеоролика.

– Что вам особенно понравилось? Расскажите.

Выслушиваются ответы детей. Словарная работа.

У. Просмотрите текст  стихотворения в учебнике и скажите, какие слова отмечены «звездочкой».

Какие еще слова вам непонятны?

СЛАЙД 8 – ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ, ТРУДНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ.

V. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ученики читают стихотворение.

У. Подумайте, какие картины-образы нарисовал в нем Сергей Есенин?

Дети. Зима в лесу, метелица во дворе, воробышки, зимняя вьюга, сон воробышков – весна.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (СЛАЙД 9).

У. У вас на столах лежат таблицы. Заполните их. Для этого из текста выберите признаки и действия

указанных предметов.

Проверка самостоятельной работы.

У. Прочитайте, какие слова вы выбрали для создания образа зимы, метелицы, воробышков, вьюги, весны.

СЛАЙД 10

Выявление литературных приемов, используемых поэтом.

У. Вы уже знаете ряд литературных приемов. Попробуйте догадаться, о каком из них идет речь: белый, как снег (сравнение); зима нарядила деревья в теплые шубы и шапки (олицетворение);снег белый, а уголь черный; зима холодная, а лето теплое (контраст).

                   

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

руки вверх и вниз,

По ночам трещит мороз.

руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

дети показывают нос

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

прыжки на месте

Вьюга злится,

Снег кружится,

дети кружатся

Заметая все кругом

Белоснежным серебром.

круговые движения руками

А теперь возьмите вторую карточку

и соедините карандашом отрывок из

стихотворения Сергея Александровича

Есенина с литературным приемом.

СЛАЙД 11

VI. РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ

Определение выразительных средств.

У. Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно.

Д. Интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса.

У. Как вы думаете, как автор относится к воробышкам? Как нужно читать строки о них? а о вьюге?                                                                                                                                                              Выслушиваются ответы детей.

– Какими строчками из стихотворения можно подписать иллюстрации в учебнике?

Выразительное чтение стихотворения.

VII. ИТОГ УРОКА

У. Как вы думаете, ребята, удалось ли нам раскрыть образы, которые нарисовал в своем стихотворении Сергей Есенин?

Почему стихотворение называется «Зима», а не «Воробышки»?

Дети отвечают.

– Вы сегодня замечательно работали. Вы молодцы! (Слайд 12.)

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...