Прощание с Азбукой
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Константинова Венера Анатольевна

Методическая разработка Праздника Прощания с Азбукой, проведённого в 1 классе малокомплектной школы с малым количеством учащихся. Роли Азбуки, Буратино, Почтальона исполняли ученики 2 и 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прощание с Азбукой86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник "Прощание с Азбукой"


       Цель: в игровой форме повторить и закрепить  знания по курсу   «Обучение грамоте»; воспитывать умение общаться, помогать друг   другу;

                  создавать условия для формирования доверительных   отношений между родителями, учителями и детьми;

                  способствовать раскрытию талантов у учащихся.

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей,        аудиокассеты с записью песен, презентация.

Ход праздника

Под песню «Чему учат в школе» дети входят в класс.

Ведущий:

Вы в школе почти год уже проучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложения и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые учителя,  родители и гости! Мы закончили наше весёлое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека  - … 

Дети. Это азбука! 

Учитель. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.

Смех и слёзы, радость и печаль

Вместе  довелось нам испытать,

Но стараний наших нам не жаль,

Книги нам теперь легко читать.

     

           Ещё совсем недавно вы были малышами-неумейками, а сейчас даже ваши родители стали об этом забывать.

Мама.     Вчера лишь тебе говорили «малыш».

                Порой называли «проказник».

                Сегодня уже ты за партой сидишь,

                Зовут тебя все «первоклассник».

                Серьёзен, старателен, впрямь ученик!

                Прилежно листаешь страницы.

                А сколько вокруг замечательных книг…

                Великое счастье – учиться.

Учитель. Итак, праздник начинается!   Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем почти все их секреты. Сейчас мы расскажем, чему мы научились за это время в школе.

Дети:

1.  Мы сегодня очень рады,
    Всем ребятам, папам, мамам. 
    Мы приветствуем гостей, 
   Дорогих учителей.

2. Всех знакомых, незнакомых -
   И серьёзных, и весёлых.
   Первый класс, первый класс,
   Пригласил на праздник вас.

3. Букв сначала мы не знали,
   Мамы сказки нам читали.
   А теперь читаем сами, 
  Подружились сказки с нами.

4. Пусть зовут нас «шестилетки»,


5.   Пусть не ставят нам отметки.


6.  Не ведём мы дневники,


7.  Всё же мы…

Все (хором) Ученики!

8. Любим светлый, чистый класс!


  Все (хором) Это раз! 

9. Здесь читаем мы слова. 


   Все (хором) Это два!

 

10.  Ну, а в третьих, я уже
       Сам могу писать записки. 
       И бабуля говорит:
       «Мой внучок вундеркинд!»

11. День погожий, день весёлый,

     Небо – золото и синь!

     Белокаменная школа

     Среди ёлок и осин.

12. Рядом – роща, рядом – поле,

     Знают заяц и сурок:

     Если тихо в нашей школе,

     Значит, там идёт…

Дети (хором) Урок!

Ведущий. Тому, кто хочет много знать,
                 Кто хочет книги прочитать
                 Про горы и долины,
                 Про водные глубины, 
                 Про звёзды, ивы вдоль реки,
                 Не обойтись…

Дети (хором) Без «Азбуки»!

13. Я с этой книжкой первый раз 
    Пришёл в свой первый светлый класс.

     Я эту книжку полюбил,

     Я в ней все буквы изучил, 
    И как мне радостно сказать:
    «Умею я теперь читать!»

Слайд «Вдоль картинок мы шагали…»

14. Как хорошо уметь читать!

      Не надо к маме приставать,

      Не надо бабушку просить:

      "Прочти, пожалуйста! Прочти!"

      Не надо умолять сестрицу:

      "Ну прочитай еще страницу!"

      Не надо звать,

     Не надо ждать,

     А можно взять и прочитать!

Слайд «Алфавит»

15. Ты эти буквы заучи.

      Их три десятка слишком,

      А для тебя они – ключи

      Ко всем хорошим книжкам.

 16.  В дорогу взять не позабудь

        Ключей волшебных связку.

       В любой рассказ найдёшь ты путь,

       Войдёшь в любую сказку.

 17.  Прочтёшь ты книги о зверях,

        Растеньях и машинах.

        Ты побываешь на морях

        И на седых вершинах.

 Хором: Тебе чудесные края

              Откроет путь от «А» до «Я».

Ведущий. Апрель месяц за окном стоит,
                Весна  в воздухе кружится.
                А вам сегодня предстоит
                С Азбукой проститься!

Песня «Праздник букваря».

За окном весна танцует,

День приветливый такой,

 А у нас сегодня праздник,

День прощанья с Азбукой.


Ведущий. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Азбуки - нет. Давайте, ребята, позовём её.


Все. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!

Стук в дверь

Слайд»Печкин»

Вед.  Кто стучится в дверь ко мне? С толстой сумкой на ремне,

          С «АБВ» на медной бляшке, в новой форменной фуражке?

          Это он, это он! Букваринский … (почтальон)

Входит почтальон

Почтальон. Получите! Вам письмо!

                     Очень срочное оно!

К вам я прибыл издалёка

Из волшебной стороны.

Ни минуты не теряя,

Вы в путь отправиться должны.

Вед.  В чем же дело? Объясните.

Почтальон.  Азбуке помогите!

Вед. читает письмо

                    Злой волшебник Звукомор

                    Налетел на нас, как гром!

                    Азбуку он украл,

                   Буквы все заколдовал.

Сказки все перемешал,

Сам куда-то убежал.

Расшифруйте названия сказок.

 «Жёлтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Илья–царевич и серый волк» – «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыплёнок» - «Гадкий утёнок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» - «Стойкий оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» - «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Снежная принцесса» - «Снежная королева»

Почтальон. Нам на помощь поспешите, Азбуке помогите.

Вед. Ладно – ладно! Побегу! Азбуке помогу.

          Только справлюсь ли – не знаю…

          В путь отправлюсь я с друзьями.

- Ребята, вы поможете мне справиться со злым волшебником и освободить нашу Азбуку?   Печкин, а ты нас проводишь?

Почтальон.  Конечно, друзья,

                     С вами в путь отправлюсь я.

Вам нужно в волшебной стране найти Буратино и взять у него волшебный ключ. Этот ключ поможет освободить Азбуку.

Вед.  Тогда отправляемся в волшебную страну.

Слайд

Дети исполняют песню «Маленькая страна»

Слайд

Ведущий. Путешествовать по волшебной стране могут только литературные герои и те, кто хорошо их знает. Вот и первое испытание: доскажите имя литературного героя.

Кот …(в сапогах), дед … (мороз), баба …(яга), почтальон …(Печкин), доктор… (Айболит), Крокодил… (Гена), Винни… (пух), Красная… (шапочка), Кощей (Бессмертный).

Почтальон. Молодцы, с этим заданием справились.

Вед.  Впереди пропасть. Чтобы через неё перебраться нужно вспомнить музыкальные ноты и отыскать их в словах.

Дорога, помидор, фасоль, лягушка, река

Вед.      Ноты нашли, но этого не достаточно, нужно их услышать.

Музыкальный номер (частушки)

1. Мы частушки запоём,

Запоём мы звонко,

Затыкайте ваши уши –

Лопнут перепонки.

2. Форма новая надета,

Белая рубашечка,

 Полюбуйтесь на меня –

Какой я первоклашечка!

3. Мы собрали пап и мам,                                       
   Но не для потехи. 
   Мы сегодня рапортуем 
   Про свои успехи.

4. Разбудите меня ночью, 
   В самой серединочке. 
   Расскажу вам алфавит 
   Без одной запиночки.

5. Тыщу слов в минуту нынче
   Как машинка я строчу.
   Я любую вашу книжку,
   Одним махом проглочу.

Хором: Мы простимся с Азбукой
             И рукой помашем.
             И спасибо десять раз
             Дружно хором скажем.

Ведущий. Пропасть позади, можно двигаться дальше.

Слайд

Почтальон. А вот и болото. Здесь живёт лягушка, злой волшебник заколдовал царевну и теперь она ждёт кто её расколдует. Для этого нужно разгадать её кроссворд – вписать в клеточки подходящие названия рыб.

(Лещ, язь, сёмга, щука, ёрш, окунь, карась. По горизонтали слово – лягушка.)

Слайд

Почтальон.  Вот и лягушка стала царевной.

Слайд

Вед.  Посмотрите, на какую красивую поляну мы вышли. Здесь живут весёлые утята. Они знают много стихов, но злой Звукомор запутал их и теперь в стихах много ошибок. Давайте их исправим.

1).Уронили Зайку (мишку) на пол,

    Оторвали зайке (мишке ) лапу,

    Всё равно его не брошу-

    Потому что он хороший.

                  2). Наша Лена (Таня) громко плачет:

                       Уронила в печку (речку) мячик.

3). Зайку бросила лентяйка (хозяйка),

      Под дождём остался зайка.

      Со скамейки слезть не мог,

      Весь до ниточки промок.

4).    Задание для зрителей:                  Врач напомнил дяде Мите:

                                                            Не  забудьте об одном:

                                                             Обязательно примите

                                                             10 цапель (капель) перед сном.

Молодцы, стихи исправили, но только весёлые утята никого не отпускают без танца. Давайте вместе с ними исполним танец.

Танец маленьких утят.

Слайд

Ведущий. Буратино сочинил стихотворение для Мальвины, но Звукомор убрал последние слова в строчках и перепутал. И сейчас Буратино не знает как поставить их на место.

Я нос уткнул в оконное….

Осенним утром муху…

Она снаружи на окне…

И на меня внимательно…

Я думаю, сто мухе …

И интересно, и ногам….

            Глядит, повезло, стекло, тепло, принесло, сидит

Фонограмма песни Бу-ра-ти-но

Вед.  Ребята, мы помогли Буратино, а он  вам дарит золотой ключ от страны знаний, который поможет освободить нашу Азбуку.

Одному из детей вручают золотой ключ, он уходит и возвращается ведя за  руку Азбуку.

Азбука: Спасибо, ребята! Вы развеяли чары Звукомора, расколдовали меня и спасли нашу маленькую страну.

Чтоб умным быть и много знать

Нужно много книг читать.

Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок –

Просит книжку показать.

Ученики:  Азбуке я говорю: «Благодарю, благодарю!

                Ты книга первая моя, теперь читать умею я». 

 Азбука. За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы научить других ребят. А какой сказочный герой не научился читать, хоть и пошёл в школу с азбукой под мышкой.

Дети: Буратино!

 Он передал вам свой золотой ключик и наверно где-то поблизости. Думаю, что ему общение со мной не помешает. 

    Звучит музыка, появляется Буратино. 

Буратино. Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу)  Я ведь в цирк собирался!


Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино.  Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку). 
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!

Азбука. Буратино, мне кажется, ты слишком торопишься со мной расстаться, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…
Буратино. Тётенька, да вы чего? Я его ни разу ещё не открывал, я до школы ещё не дошёл, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…
Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, хотя  обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?
Буратино. Ну, всё, я влип! Ну ладно, я пошёл, мне пора…(пытается уйти, Азбука его удерживает)
Азбука. Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдём с тобой вместе. Пока не выучим все  буквы, не научишься читать, я тебя от себя никуда не отпущу. Зато как обрадуется 
этому бедный папа Карло! 
(Буратино в ужасе смотрит на Азбуку)
Буратино. (шёпотом спрашивает детей)  Ребята, а кто это?
Ой, мамочки мои! Всё, я пропал!
(К Буратино подходят 3 детей и утешают его)
Дети:
- Не бойся, миленький Буратино, это совсем не страшно!
- Даже наоборот – очень интересно!
- Не бойся, мы тебе поможем!

Ведущий. А сейчас мы поиграем.

1. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. 
А О Б Я    ( Буква Б – согласная, а остальные – гласные.)

Ведущий:А чем  гласные отличаются от согласных?

                                                                                       

     Дети: Гласные тянутся в песенке звонкой,
     Могут заплакать и закричать.
     Могут в кроватке баюкать ребёнка,
     Но не желают свистеть и ворчать.

                  А согласные согласны 
                  Шелестеть, шептать, скрипеть, 
                  Даже фыркать и шипеть, 
                  Но не хочется им петь.

И Е Я Ю (Лишняя буква И. Она обозначает один звук, а остальные – хитрые буквы, могут обозначать и два звука, и один звук.)


2. Составьте из букв слова. 
Р А Ж И Ф (жираф)                                                                                                                  

     Б Е Р З А (зебра)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Е Д М Е Д В Ь (медведь) 

3.Узнайте, кто вам прислал телеграммы:

1)   Поздравляю всех с праздником ТЧК  Не ссорьтесь ТЧК   Давайте жить дружно ТЧК (Кот Леопольд).

2. Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку. (“Золушка” Ш.Перро)

3. Я круглый и румяный,
Я ловкий и упрямый,
В лесу я задержался,
С лисою разбирался.
 (“Колобок” русская народная сказка) 

      4.Дорогие ребята. Приехать не могу, так как моего братца украли птицы и унесли к старой, злой женщине. (Гуси-лебеди)

4. А теперь угадайте названия сказок:

Серый волк за братьями гонялся.                                                                                                                                                                                                                                                                                           В лапы ни один ему не дался!                                                                                                                                                                                                                                                                                  Весело живут, смеются звонко                                                                                                                                                                                                                                                                     В домиках своих (три поросенка)

Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Знает сказку каждый из ребят:
Это …(семеро козлят)

Он от дедушки ушёл,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Он от бабушки ушёл.                                                                                                                                                                                                                                                                       Круглый сам, румяный бок,                                                                                                                                                                                                                                                                          А зовётся …(колобок)

На печи лежал Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё …(по щучьему веленью)

Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле …(теремок)

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это …(репка)

Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала …(курочка ряба)

Он обманул колдуна – людоеда,                                                                                                                                                                                                                                                                     Мчался быстрей королевской кареты,                                                                                                                                                                                                                                                     Верному другу служил не за страх                                                                                                                                                                                                                                                     Хитрый – прехитрый …(кот   в сапогах)

Не послушал брат сестрёнку,
Превратился он в козлёнка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?(Аленушка и Иванушка)

К бабушке внучка по лесу бежала.                                                                                                                                                                                                                                                                      Серого волка она повстречала.                                                                                                                                                                                                                                                                             Очень знакомая старая сказочка,                                                                                                                                                                                                                                                                    А называется?..(Красная Шапочка)

5. Игра «Да», «Нет»

Друга выручим всегда? Да

Врать не будем никогда? Да

В классе списывать ответ? Нет

Кинуть камень кошки вслед? Нет

Брать в автобусе билет? Нет

Ай-яй-яй! Как это нет?

Надо брать билет всегда? Да

Не робеть, когда беда? Да

Не жалеть для дел труда? Да

Рук не мыть когда обед? Нет

Как же это не мыть? Мыть обязательно

Грязь смывать без следа? Да

Солнце, воздух и вода? Да

Мы лентяем шлем привет? Нет

А тем, кто трудится всегда? Да

6.  Прочитаем ребусы:

забор  восемь  семья  коза  бабочка


7. «Одна буква – новая пословица».


Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?


  Машу маслом не испортишь.


  Лес рубят - кепки летят.

Знает мошка, чьё мясо съела.

Ведущий. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

А сейчас слово предоставляется Эльвире Абдулхаковне.

Учитель. На нашем празднике присутствует наш библиотекарь Людмила Александровна.

 Азбука. Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
 

  Я вам желаю быть дружными, весёлыми и грамотными.  На память о нашем празднике я хочу вам вручить подарки. Лучший подарок и друг – это книга.

Вручение книг. Музыка.

Дети:  Мы хотим сказать тебе спасибо!
            Мы тебя за всё благодарим!
            Говорим тебе мы  до свидания!
            Здравствуй! – новой книге говорим!

Учитель.  Уважаемые родители, я хочу вас поблагодарить за помощь в обучении ваших детей грамоте. Без вашей поддержки наши результаты были бы не так хороши. Хочу пожелать вам терпения в дальнейшем путешествии по стране «Грамоте» вместе с детьми. Не бросайте их в этом океане одних, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.

- Слово предоставляем родителям.

Песня о дружбе

Учитель.

Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошёл.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!

Спасибо всем за внимание!

И в заключении хочется выразить благодарность нашей замечательной ведущей Айгуль, Коле, Лене и Свете за помощь и участие в нашем празднике!

 Большое вам спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...