Конспект урока литературного чтения для 3 класса
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Римарчук Анна Анатольевна

Тема:А.С. Пушкин «Няне»

 

Система (УМК): «Школа XXI века», учебник «Литературное чтение,ч.1, автор: Л.А. Ефросинина, стр. 39 .

 

Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Няне»

Задачи:

1)обучение выразительному чтению

2) развитие артикуляции

3) развитие речи.

 

 

Оборудование:

ученики: рабочая тетрадь, учебник;

учитель: скороговорка, тексты стихотворения для составления партитуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения для 3 класса.

Тема:А.С. Пушкин «Няне»

Система (УМК): «Школа XXI века», учебник «Литературное чтение,ч.1, автор: Л.А. Ефросинина, стр. 39 .

Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Няне»

Задачи:

1)обучение выразительному чтению

2) развитие артикуляции

3) развитие речи.

Оборудование:

ученики: рабочая тетрадь, учебник;

учитель: скороговорка, тексты стихотворения для составления партитуры.

Продолжительность урока:   45 минут.

Ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

(1 мин)

Настраивает учеников на работу

  1. Проверка домашнего задания

(5 мин)

Зачитывают свои варианты ответов в рабочих тетрадях. Обсуждают, дополняют ответы в результате обсуждения.

  1. Речевая разминка

(3 мин)

Вывешивает на доску скороговорку:

У Валеры вареник,

А у Валюшки ватрушка.

Первый раз читает учитель.

Весь класс читает хором, девочки читают хором, мальчики читают хором, хоровое чтение по рядам какой ряд прочтёт правильнее и быстрее, далее по желанию индивидуальное чтение скороговорки на скорость.

  1. Подготовка к чтению

(7 мин)

Учитель читает несколько отрывков из жизни поэта, которые связаны с его няней. Предлагается ответить на вопрос, почему Пушкин посвятил няне ряд произведений и в том числе то произведение, о котором говорим сегодня.

На доску вывешивается:

Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

После прочтения текста (см. приложение) на доску вывешиваются качества человека и детям предлагается выбрать те, которыми обладала няня поэта (любящая, чужая, сердитая, понимающая, родная, равнодушная, добрая, отзывчивая, холодная, преданная,  умная, строгая, внимательная)

Слушают чтение учителя (текст см. в приложении)

Объясняют своими словами, почему этого человека Александр Сергеевич очень любил.

Определяются с выбором, выходят к доске вешают выбранные варианты под именем няни, объясняют свой выбор.

  1. Первичное восприятие текста (5 мин)

Учитель читает стихотворение наизусть и просит детей определить непонятные, новые для них слова.

Слушают. Задают возникшие вопросы.

  1. Вторичное восприятие  текста (анализ текста)

( 9 мин)

Учитель просит прочитать стихотворение молча.

1) Работа с вопросами учебника стр. 39 (поисковое чтение)

- Как поэт называет няню?

- Какие слова подтверждают любовь к няне?

- Какие слова передают тревогу няни?

-Найдите сравнения

2) Работа с тетрадью.

учитель уточняет, что означает строчка «то чудится тебе…»

Ученики молча  читают текст в учебнике(стр. 9). Отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы словами из текста.

Ученики высказывают своё мнение, наиболее дачное  дети записывают в рабочую тетрадь (стр.54 упр. 2)

  1. Физ-мин

(1 мин)

  1. Работа над выразительным чтением

(10 мин)

Учитель раздаёт листочки  с напечатанным стихотворением (большой пробел меду строк).

Учитель выразительно читает каждую строку, предлагает детям подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, и обозначить в нужных местах паузы.

1)Учащиеся выполняют разметку на листочках, комментируя выбор слова или места, где необходимо поставить паузу.

2) разметив всё стихотворение, читают текст с учётом партитуры.

  1. Итог урока

 (2 мин)

Что нового вы узнали сегодня на роке?

Высказываются.

  1. Оценивание

 (1 мин)

Выставляет отметки

  1. Домашнее задание (1 мин)

выучить стихотворение наизусть

ПРИЛОЖЕНИЕ

Арина Родионовна Яковлева – няня Пушкина. Она рассказывала сказки и пела народные песни великому поэту.

Нелюбимый
Маленький Саша, «большой увалень и дикарь», не смог вызвать любви в родителях. Зато когда родился брат Лев - кудрявый, веселый и круглый - его полюбили сразу, вдруг и без памяти.
- Сашка, поди вон, - приказывал Сергей Львович. Александр вставал из-за стола и выходил. Глядя жалостливо, Арина мимоходом прижимала его к широкой, теплой груди.

Жалость
...Арина входила в комнату бесшумно и садилась у постели Саши в ногах. Не глядя на него, медленно покрехтывая, позевывая и покачивая головой, рассказывала о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича... Исследователь Ю.Тынянов так описывает день отъезда поэта в лицей: мать, отец, тетки сидели чинные, притихшие и смотрели на отъезжающего посторонним взглядом. Арина же стояла бледная, ни кровинки...

Материнский гнев
Надежда Осиповна бесилась. В девичьей в углу она заметила Александра, схватила его за ворот и почти понесла в комнаты...
У порога своей спальни она толкнула Арину плечом:
- Тварь! - сказала Надежда Осиповна, - розог!
Арина перекрестилась и пошла. В людской она села на скамью, побелела и взялась рукой за сердце.
Надежда Осиповна била сына долго, пока не устала. Сын молчал. Потом, отдышавшись, она бросилась в подушки и заснула, усталая. Арина долго еще сидела в темной людской. Потом она пошарила в своем сундучке, нашла пузырек, отпила; полегчало немного. И только тогда, уже пьяная, качаясь из стороны в сторону, заплакала скупыми, мелкими слезами.

Вместо завещания
Из письма няни Пушкину 6 марта 1827 года: «Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши в Петербурге летом не будут: они все едут непременно в Ревель - я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....