Главные вкладки

    Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» урок литературного чтения во 2 классе. Образовательная система «Школа 2100».
    план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

    Парамонова Любовь Владимировна

     

    Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

    Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами;

    - развивать речь обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте;

    - воспитывать интерес к чтению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

    пгт. Промышленная Промышленновского района

    Кемеровской области

    Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон,

    который живет на крыше»

    урок литературного чтения во 2 классе

    образовательная система «Школа 2100»

                                                   Составитель: Парамонова Любовь Владимировна,

                                                                              учитель начальных классов

    Промышленная

    2013

    Тема: Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

    Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

    Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами;

    - развивать речь обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте;

    - воспитывать интерес к чтению.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение.

    - Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. («Сказочные человечки»)

    - А вот вспомнить сказочных человечков, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках, нам поможет кроссворд. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, таким образом, мы определим самого внимательного читателя.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Жанр литературы, в котором происходят волшебные превращения. Может быть волшебной, о доме или о животных. (сказка)
    2. Деревянный мальчик, который больше всего на свете любил страшные приключения. (Буратино)

    - Из какой страны эта сказка? (Россия)

    - Кто автор этой сказки? (Алексей Толстой)

    1. Главный герой повести – сказки, в которой яичная скорлупа превращается в тучки для путешествий. (Муми - тролль)

    - Из какой страны эта сказка? (Финляндия)

    - Кто автор этой сказки? (Туве Янсон)

    1. При встрече с этим героем все тут же начинали плакать. (Чиполлино)

    - Из какой страны эта сказка? (Италия)

    - Кто автор этой сказки? (Джани Родари)

    1. Имя детской писательницы, которая придумала самого упитанного и воспитанного героя в полном расцвете сил. (Астрид)

    - В какой стране жила Астрид Линдгрен? (Швеция)

    1. Сказочный герой – обладатель волшебного кольца, исполнявший не слишком складные дразнилки. (Хоббит)

    - Из какой страны эта сказка? (Англия)

    - Кто автор этой сказки? (Джон Толкин)

    1. Угадай, кто из сказочных героев исполнял эту песенку:

    Если я чешу в затылке – не беда!

    В голове моей опилки, да – да – да! (Винни - Пух)

    - Из какой страны эта сказка? (Англия)

    - Кто автор этой сказки? (Алан Милн)

                               сКазка

                          бурАтино

                  муми – тРолль

                      чиполЛино

                               аСтрид

                              хОббит

                          винНи – пух

    - Итак, самым внимательным читателем (по количеству набранных жетонов) оказался…… (вручается памятная медалька «Лучший читатель»)

    - Что объединяет эти сказки? (авторские, о сказочных человечках)

    - Имя, какого героя можно прочесть из составленных ответов кроссворда? (Карлсон)

    3. Постановка цели и задач урока.

    4. Основная часть.

    - Итак, мы уже читали о гномах, о хоббите, куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни – Пух, как катались на облаках муми – тролли. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!

    К уроку я попросила вас нарисовать полюбившегося героя повести – сказки Астрид Линдрен и практически все нарисовали Карлсона.

    Почему же он так нравится многим из вас? – к этому вопросу мы вернемся в конце урока.

    (на доске появляется вопрос: почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится большому количеству читателей?)

    - Итак, какой же он, Карлсон?

    Качества характера Карлсона

    положительные:

    отрицательные:

    - Лучше понять характер Карлсона нам поможет сама автор, давайте обратимся к тексту.

    - стр.159, 3 абзац. Что мы узнаем о характере Карлсона из 1 главы? (самоуверенный и смелый)

    - Где жил Карлсон? Стр. 159, последний абзац 1 главы.

    - Какая черта характера героя проявляется в этом отрывке? (сообразительный)

    - А сейчас давайте вспомним, как произошло знакомство Малыша и Карлсона. Стр. 160 – 161. В какой форме написан этот отрывок? (диалог)

    - Что такое диалог?

    - Договоритесь о распределении ролей с соседом по парте. Перечитайте данный диалог и ответьте на вопрос, о какой черте характера Карлсона мы узнаем из этой части? (хвастливый, общительный)

    - А какие еще слова доказывают, что Карлсон – хвастунишка? (стр. 162, 3, 6 абзацы)

    Физминутка:

    Карлсон вдруг быстро встал,

    Упражнения начал:

    Раз – присел, потом – привстал,

    На носочках потоптался,

    Он моторчик свой завел –

    И вокруг себя пошел.

    - Действительно ли Карлсон был лучшим в мире специалистом по паровым машинам? О какой черте характера мы узнаем далее? Стр. 163, 1 абзац (неуклюжий)

    - К чему привела неуклюжесть Карлсона? «И в итоге….. машина взорвалась». Как отреагировал на это герой повести – сказки? Стр. 165, последний абзац 3 части. (озорной)

    - «Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез». Перечитайте в парах диалог, где описывается, как Карлсон успокаивает Малыша. Какая черта характера Карлсона здесь проявляется? Стр. 165. (врунишка)

    - Кого больше всего в этой ситуации боялся Малыш?

    - Найдите в тексте, что ответил Карлсон малышу. Стр. 166, 3 абзац снизу. Какая черта характера Карлсона проявляется в этом отрывке? (трусливость)

    - Мы с вами прочитали одно из большинства приключений Карлсона. А вы бы хотели прочитать еще о проделках этого удивительного героя?

    - Работаем в группах по  рядам. Каждая группа познакомится с еще 1 приключением Малыша и Карлсона. Ваша задача выяснить, о какой черте характера главного героя мы еще не узнали.

    1 ряд – стр. 128 (сладкоежка)

    2 ряд – стр. 142 (выдумщик)

    3 ряд – стр. 244 (веселый)

    - Давайте вернемся к таблице                      

    Качества характера Карлсона

    положительные: смелый, сообразительный, общительный, выдумщик, веселый

    отрицательные: самоуверенный, хвастливый, неуклюжий, озорной, врунишка, трусливый, сладкоежка

    - Что же получается? У Карлсона гораздо больше таких качеств, которые нам не очень нравятся, однако Карлсона любит Малыш и большинству из вас он тоже нравится. Почему?

    - Астрид Линдгрен придумала сказочного человечка Карлсона и наделила его самыми разными чертами характера. Стр. 162, первое предложение. Что подумал Малыш о Карлсоне? (что ведет себя он ребячливо)

    - И действительно, Карлсон похож сразу на многих детей. Какие черты характера Карлсона вы найдете в себе?

    - Но даже если вы не очень любите умываться, обожаете сладости, иногда озорничаете, все равно вас любят ваши родители, бабушки и дедушки, с вами хотят дружить ваши одноклассники. Карлсон – мечтатель, фантазер, выдумщик, он как ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что – то не так, это не со зла, со временем все эти недостатки можно исправить.

    - А вам бы хотелось отправиться в мир увлекательных и веселых приключений в обществе Карлсона?

    - Как вы считаете, почему никто, кроме Малыша не видел Карлсона?

    5. Домашнее задание.

    – Дома я предлагаю вам составить рассказ о своем выдуманном герое в форме его письма о себе:

    Здравствуйте, ребята!

    Давайте познакомимся. Меня зовут…..

    Я живу……….

    Я люблю………….

    Со мной произошло следующее приключение………….

    Вот мой портрет……..

    6. Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

    После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

    Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

            развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

    Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

    Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

    "Лучший в мире волшебник" Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"

    Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"...

    Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).

    Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать св...

    Урок по литературному чтению во 2 классе по системе " Школа 2100" тема: "Современные с казки о животных"

    Данный урок можно применить как открытый во 2 классе. Урок можно проводить как с тспользованием электронного диска  "Литературное чтение" 2 класс (по УМК " Школа 2100") электронное интерактивное ...