Главные вкладки

    Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Пименова Татьяна Владимировна

    Цели:

    – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

    – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

    – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsp_lit_2kl_ur45.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение

    Урок 45.

    Тема раздела: «Сказочные человечки».

    Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).

    Цели:

    – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

    – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

    – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД,

    ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)


    Ι. Актуализация знаний.




    2  2  3

    Проверка домашнего задания.

    1. Советы-рекомендации ребят прочитать книгу Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

    2. Совет-рекомендация учителя.

    – Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела «Сказочные человечки», которую я очень советую вам прочитать целиком. Почему? Причин две.

    Во-первых, её героев многие из вас уже знают и любят, но чаще не по книге, а по мультфильмам.

    Во-вторых, автор этой книги шведская писательница Астрид Линдгрен – настоящая фантазёрка и выдумщица, поэтому её книги увлекательны и необычны.

    – Итак, хотите познакомиться с новой сказочной повестью?

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    3. Ориентироваться на развороте учебника.

    4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


    II. Развитие умений.


























































    2  4  3  1  1  2  3

     Работа с текстом. Чтение отрывка из повести-сказки.

    1. Работа с текстом до чтения.

    – Передо мною лежит интересная сказочная повесть. Вы все хорошо знаете её главных героев. Начинается она с таких строк:

    «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон».

    – Кто узнал эту книгу? Кто её автор?

    – Откройте с. 159. Прочитайте правильный ответ.

    Дети читают имя автора и название.

    – Мы будем читать книгу целиком? (Отрывки.)

    Работа с иллюстрацией.

    – Кто это изображён на иллюстрации?

    – Почему он над домами, над улицей?

    – Где же он живёт? Откуда вы об этом узнали?

    – О каких его проделках вы знаете? Откуда?

    – О каком его приключении вы бы хотели прочитать?

    – Мы уже читали о гномах, о хоббите, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли? Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!

    2. Работа с текстом во время чтения.

    Чтение по частям. Первую часть учащиеся читают про себя самостоятельно. Вопросы после чтения:

    – В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.)

    – Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (Он самый обыкновенный мальчик, не важно, как его зовут.)

    – Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш.

    – Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен.

    Расскажите о нём.

    – С кем сравнивает автор летящего Карлсона?

    – Как вы понимаете слова самоуверенный, хитроумный?

    – Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают. Вот как это объясняет писательница:


    Видимо, жильцы дома просто не догадываются поселиться на крыше.

    Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот

    спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

    Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе:

    – Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?

    Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нём не вспоминал.


    – Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша.

    – Чем же взрослые, по мнению автора, отличаются от детей?

    – Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон. Давайте читать дальше. Но прежде чем мы начнём читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случится это знакомство.


    Чтение текста учителем:

    Их знакомство произошло в один из тех неудачных дней, когда быть малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть малышом чудесно. Ведь Малыш – любимец всей семьи, и каждый балует его, как только может. Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, Бетан крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился потому, что Малыш поздно пришёл из школы.

    – По улицам слоняешься! – сказал папа.

    «По улицам слоняешься!» Но ведь папа не знал, что по дороге домой

    Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом с таким видом, словно хотел стать его щенком.

    Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка тут же осуществилось бы. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то

    тётка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» – и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком.

    – Похоже, что всю жизнь проживёшь вот так, без собаки, – с горечью

    сказал Малыш, когда всё обернулось так скверно. – Вот у тебя, мама, есть

    папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет!..

    – Дорогой Малыш, ведь у тебя все мы! – сказала мама.

    – Не знаю... – с ещё большей горечью произнёс Малыш, потому что ему

    вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете.

    Впрочем, у него была своя комната, и он туда отправился.

    – Что же расстроило Малыша в тот день?

    – Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.)

    – Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.)


    Чтение 2-й части. Диалог с автором, комментированное чтение.

    Образец чтения:

    Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно.

    Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня.

    Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь

    мальчик – не Малыш, а другой мальчик – сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пёс!»

    Малыш тяжело вздохнул. (Он очень страдает оттого, что у него нет щенка.)

    Вдруг он услышал какое-то слабое жужжанье. (В. Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.)

    Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется

    странным, мимо окна пролетел толстый человечек. (П.) Это и был Карлсон, который живёт на крыше. Но ведь в то время Малыш ещё не знал его.

    Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. (В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.) Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.) Затем он набавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом он сделал второй круг. Потом третий... (В. Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.)

    Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний) и по спине пробежали мурашки (В. Отчего?) – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки (П.).


    3. Работа с текстом после чтения.

    Обобщающая беседа.

    – Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон.

    – Что вы узнали о Карлсоне из прочитанных частей?

    – Что вам показалось смешным?

    – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

    – Какое умение формировали?


    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

    2. Выразительно читать и пересказывать текст.

    3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.


    Регулятивные УУД

    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

    3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.






    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


    Духовно-нравственное развитие и воспитание

    1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

    2. Гражданско-патриотическое воспитание.

    3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

    4. Воспитание здорового образа жизни.

    5. Экологическое воспитание.

    6. Эстетическое воспитание.



    ΙΙΙ. Итог.

    – Прочитайте слова Астрид Линдгрен: «Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека».

    – Как вы понимаете эти слова?

    – Что же свершилось однажды в фантазии Малыша? (В момент, когда ему было плохо и одиноко, он придумал себе воображаемого друга Карлсона.)

    – Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша?

    (Когда Малыш почувствовал себя лишним, обиженным, иными словами, когда мальчику стало жалко себя. Здесь и появляется во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который поможет Малышу забыть о неприятностях.)


    – С каким настроением уходите с урока?

    – Как бы вы сами оценили свою работу?


    ΙV. Домашнее задание.


    Выполнить в тетради задание 5 (с. 23), задание 2 (с. 22).

    Деятельность учащихся:

    – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

    – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

                                                                                                                                                                                                                                                       © ООО «Баласс», 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

    После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

    Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

            развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

    Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

    Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» урок литературного чтения во 2 классе. Образовательная система «Школа 2100».

    Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика л...

    "Лучший в мире волшебник" Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"

    Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"...

    Конспект урока «Карлсон – воплощение детской мечты. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

    Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классеФорма урока – закрепление и обобщение знаний по произведению.     В ходе урока используются различные методы и форм...