Конспект урока «Карлсон – воплощение детской мечты. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Неумоина Елена Николаевна

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе

Форма урока – закрепление и обобщение знаний по произведению. 

    В ходе урока используются различные методы и формы работы, которые направлены на развитие воображения и фантазии у ребят, способствуют развитию креативности мышления, воспитывают доброту, желание и умение совершать добрые поступки; учат взаимовыручке, умению дружить и заботиться о других.

    На уроке использовались интерактивные методы обучения. Применение интерактивной технологии обучения позволило максимально вовлечь всех учащихся в воспитательный  процесс, эффективно управлять групповой учебно-познавательной деятельностью  учащихся, поддерживать высокий уровень познавательной активности детей на протяжении всего мероприятия, эффективно содействовать качественному усвоению учащимися содержания мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неумоина Елена Николаевна

МБОУ «СОШ № 2 г.Калининска Саратовской области»,

г. Калининск, ул. Советская, д. 9, 412481, 21-5-55, peremena9@yandex.ru;

учитель начальных классов;

8-927-116-62-38, neumo-elena@yandex.ru;

Тема урока: «Карлсон – воплощение детской мечты.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

/методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе/

Форма урока – закрепление и обобщение знаний по произведению.  

    В ходе урока используются различные методы и формы работы, которые направлены на развитие воображения и фантазии у ребят, способствуют развитию креативности мышления, воспитывают доброту, желание и умение совершать добрые поступки; учат взаимовыручке, умению дружить и заботиться о других.

     На уроке использовались интерактивные методы обучения. Применение интерактивной технологии позволило максимально вовлечь всех учащихся в воспитательный  процесс, эффективно управлять групповой учебно-познавательной деятельностью  учащихся, поддерживать высокий уровень познавательной активности детей на протяжении всего мероприятия, эффективно содействовать качественному усвоению учащимися содержания мероприятия.

Урок 45.

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», часть 4.)

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– формируем навык составлять устный рассказ по плану.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

I. Организационный момент

АМО «Шляпа Волшебника»

Учитель показывает шляпу Волшебника.

-Ребята, вы помните, откуда этот предмет? Интересно, какое волшебство нам сегодня сотворит эта шляпа?

Учитель достаёт из шляпы Волшебника смайлик-улыбку.

-Ребята, вы знаете, что это такое? Давайте и мы подарим друг другу свои улыбки, чтобы на протяжении всего урока у нас было прекрасное настроение и мы чувствовали всегда поддержку друга.

I I. Актуализация знаний

1. «Цитатная викторина»

-Ребята, вспомните, что такое цитата? (точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания).

- Сейчас мы проведем «Цитатную викторину». Каждая группа получает цитаты из произведений. Нужно определить название произведения и автора.

2. «Моя биография»

А одна из групп получает задание у доски.

- Соедините между собой фамилию автора, название произведения и название страны.

Туве Янссон

«Шляпа волшебника»

Финляндия

Алан Милн

«Винни-Пух»

Англия

Джон Р.Р. Толкин

«Хоббит»

Англия

Алексей Толстой

«Золотой ключик, или приключения Буратино»

Россия

Джанни Родари

«Приключения Чиполлино»

Италия

Астрид Линдгрен

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Швеция

-Самостоятельная работа по группам.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Формулирование темы и цели урока

  1. АМО «Шляпа Волшебника»

 Учитель достаёт из шляпы Волшебника карточку со словом ВЕРНИСАЖ.

- Кто мне объяснит значение слова «вернисаж»?  Слайд 2

  • Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.

- Итак, ребята, приглашаю вас на открытие вернисажа. Обратите внимание, у входа в залы выставки висит плакат, содержание его загадочно и необычно. Возможно, оно и подскажет нам тему выставки. Слайд 3

Пусть всё кругом

Горит огнём,

А мы с тобой споём:

Ути, боссе, буссе, бассе,

Биссе – и отдохнём.

Пусть тыщу булочек несут

На день рожденья к нам.

А мы с тобой устроим тут

Ути,  боссе, буссе, капут,

Биссе и тарарам.

Подпись: Герой сказки с круглыми боками.

- Чья же эта песенка? Почему вы так думаете?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо запомнили содержание сказки А. Линдгрен. Слайд 4

- Мне сегодня представился случай быть на открытии вернисажа «Карлсон – воплощение детской мечты» вашим конферансье. А вы хотите быть моими помощниками?

2. Пройдем в первый зал. Слайд 5

- Однажды наша волшебница из Швеции, которая создала известных детям всего мира Малыша и Карлсона, в своём выступлении сказала:

 «Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно в начале в фантазии какого-нибудь человека».

Как вы, ребята, понимаете слова автора? Давайте подумаем, посовещаемся в группах. Чья группа готова к ответу?

В душе каждого человека живёт мечта. А мечта это и есть наша фантазия. Надо верить в мечту, и она обязательно сбудется. Пусть фантазии ваши будут всегда добрые. Жизнь дана человеку на добрые дела. Если бы не было мечты, не было бы и первого человека в космосе, не было бы великих открытий в мире. А значит, не было бы развития. Жизнь стояла бы на месте. Надо мечтать, ребята. Пусть фантазия ваша и подскажет вам, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. (Ответы детей).

III. Развитие умений.

  1. Проходим во второй зал. Слайд 6

- Ребята, мы находимся у картины «Карлсон – взрослый ребёнок».

- Почему же картине дали такое название? (Ответы детей).

Предлагаю  поработать в рабочей тетради с.22 з.3. Соедините стрелочками, какие черты характера у Карлсона от взрослых, а какие от детей. Работаем в группах.

Оцените свои ответы. Слайд 7

Ребёнок

Сластёна, выдумщик, ребячливость, любознательность, любовь к шалостям, боязнь ответственности, самоуверенность

Взрослый

Важность,  житейская мудрость, уверенность в себе

  • Карлсон – взрослый мальчуган, но также как ребёнок, хвастун и выдумщик, проказник, сластёна. Всё к чему прикасается Карлсон, портится и взрывается. Он по-детски любознателен, весел и остроумен, изобретателен и по-своему добр. Карлсон чуток и жалеет Малыша.
  1. Проверка домашнего задания

   - Дома вы должны были подготовить по плану устный рассказ о Карлсоне. Прежде, чем вы расскажете нам его, мне хотелось бы дать вам возможность проверить все ли детали, из которых складывается портрет Карлсона, вы нашли.

АМО «СТЁ-ЗЕ-КЛАСС» (перемешай класс) учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше деталей портрета сказочного героя к своему списку.

Под музыку начинаем движение. На паузе находим пару, обмениваемся словами и дописываем себе новые слова.

Повторяем 3 раза.

- А теперь хочется услышать ваши устные рассказы.(Приложение2)

Вывод:

– Как и у людей у Карлсона были свои недостатки.

- Есть ли у Карлсона отрицательные стороны характера, и какие?

– Каким был Карлсон? (ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый)

– Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует.)

– А что же вас все-таки привлекает в Карлсоне? (работа в тетрадях)

  1. Синквейн

-Давайте поиграем в французскую игру «Синквейн». И составим синквейн про нашего героя.

  1. Сопоставление героев

- Прошу следовать за мной в следующий зал. Слайд 8

- Посмотрите на эту картину. Вы догадались, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша?

- Верно, Малыш чувствует себя обиженным. Ему скучно, одиноко. И в эти грустные минуты, когда мальчику стало жалко себя, в мечтах и появляется во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который поможет Малышу забыть о неприятностях.

– Каким стал Малыш?– Человеку плохо быть одному, обязательно человеку нужен друг. И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества.

– Почему они стали друзьями? Ведь они такие разные? А почему Карлсон именно Малышу доверил тайну о своём существовании?

Фантазировать любят дети. Их душа открытая, они верят в сказку, чудо, волшебство. Верят, что обязательно произойдёт то, чего хотят и ждут они. А вы, ребята, верите в волшебство? Я счастлива тем, что в ваших сердцах живёт воображение.

ФИЗМИНУТКА:

Но сначала отдохнем.

Карлсон всех зовет на крышу.

Игра «Что любит Карлсон?»

Вспомнить только всем нам нужно, Что любит Карлсон на обед.

Отвечайте громко, дружно Только «да» иль только «нет».

Любит Карлсон на обед. Съесть большой кулек конфет? (Да. )

Любит Карлсон или нет. Вкусный тортик на обед? (Да. )

Будет Карлсон на обед. Есть свой собственный берет? (Нет. )

Любит Карлсон на обед. Кушать тефтели иль нет? (Да. )

Может, Карлсон на обед. Будет соус без котлет? (Нет. )

Любит Карлсон на обед. Пироги без свечек? (Да. )

Любит Карлсон для леченая. Кушать банками варенье? (Да. )

Любит Карлсон на обед. Отведать чипсиков пакет? (Нет. )

Карлсону для настроения надо. Смесь печенья с шоколадом? (Да. )

Будет Карлсон или нет. «Фантой» запивать обед? (Нет. )

Любит Карлсон на обед. Гору плюшек или нет? (Да. ).

Игра закончилась моя, И есть, за что вас похвалить.

5. Озвучивание мультфильма Слайд 9

- Давайте вспомним, как познакомились Малыш и Карлсон. А поможет в этом нам шляпа Волшебника. Учитель достаёт из шляпы Волшебника карточку со словом МУЛЬТФИЛЬМ.

- Только мы не просто будем смотреть мульфильм, а будем его озвучивать.

6. Работа в парах

– Карлсон научил Малыша нескольким фразам.  Перед вами карточки. Прочитайте и найдите слова, которым научился Малыш у Карлсона.

7. Работа с иллюстрацией и текстом Слайд 10

- Перейдём в следующий зал. Иллюстрация со стр. 168 учебника.

- Найдите в тексте слова к этой иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

3. Воспитание здорового образа жизни.

4. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

Слайд 11 -12 Посмотрите на наш зал. Он стал необычным. Здесь поселилась ночь с множеством ярко-мерцающих звёзд на небе. Почему у Астрид Линдгрен тоже звёздное небо в повести?

  • Верно. Смотришь на ночное небо, и кажется, ты далеко-далеко где-то, там, где тебе ничего не известно, но хочется верить, что там прекрасно, рождается что-то новое, поэтому небо весеннее рисует автор в повести. Весна несёт тепло, новую жизнь. Карлсон улетает к звёздам ближе, его нет среди нас. Это мечта обыкновенного Малыша. Вот почему много раз повторяла Астрид Линдгрен:

«Я не хочу писать для взрослых. Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса».

А чудеса творят дети. Они мечтают, фантазируют, придумывают истории.

Ребята, я открою вам тайну, чем больше мы будем мечтать о светлом, добром, тем больше будет добра на земле. Зло навсегда уйдёт с нашей планеты. В Космосе наша земля будет светиться ярко, и радовать всех своей красотой.

Рефлексия.

- Наша прогулка по вернисажу, впрочем, как и наш урок подходят к концу. А что же нам предложит шляпа Волшебника. Учитель достаёт из шляпы Волшебника карточку со словами СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН.

АМО «Свободный микрофон»

- Продолжите, пожалуйста, предложения.

Я учился…. , Я научился…. ,Мне было интересно…. ,Мне было трудно….. , Я узнал…

- Сделаем поярче свет в нашем зале. Посмотрите, ребята, на стены. Что вы видите?

  • Это автографы  в виде зарисовок смешного фантазёра Карлсона, которые оставлены теми, кто был здесь. Подарите и вы свой автограф.

– Посмотрите на Карлсона. Какой из них вам больше нравиться, тот и соответствует вашему настроению. Раскрасьте его. (Приложение 2)

(звучит песня «Есть герой в мире сказочном….») Слайд 13

ΙV. Домашнее задание.

 учебник с. 169, подготовиться к обобщающему уроку по разделу

Список использованных источников

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение.- Ч. 1, 2 класс. – М.: Баласс, 2006.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение.- Ч. 1, 2 класс. – М.: Баласс, 2013.
  3. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2003.
  4. Романюк А.В. Методическая разработка урока. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон» Кто же он – Карлсон?»
  5. Султанкулова Г.И. Методическая разработка урока по литературному чтению http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689642
  6. Мурзина Галина Георгиевна,  фрагмент урока по сказочной повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». http://www.openclass.ru/node/131929-
  7. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/03/26/karlson_-_voploshchenie__detskoy_mechty_a._lindgren_malysh_i__karlson..._chast_4.rra - конспект урока
  8. http://mp3ostrov.com/?string=%C0%ED%E4%F0%E5%E9+%C2%E5%F1%E5%ED%E8%ED Музыкальный остров А. Весенин песня смешной человечек
  9. http://mp3-pesnja.com/song/песня+карлсона+я+спешил+к+вам+друзья – Иванов Андрей Песня Карлсона
  10. http://www.youtube.com/watch?v=DyVNUDBHxx4 – мультфильм «Малыш и Карлсон»
  11. Картинка  -http://hnet.ru/news/PHPSESnumpage/5181/numpage/6457/
  12. Картинка - http://lizmult.ru/load/karlson_vernulsja/2-1-0-159
  13. Картинки-  http://www.torrentshunt.ru/torrent1283453_hd_karlson_v1.1_knigi_ios_3.2_rushttp://muzhand.livejournal.com/50936.html http://22.vashdosug.ru/spb/children/news/page5/?o=latest&od=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» урок литературного чтения во 2 классе. Образовательная система «Школа 2100».

Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика л...

Презентация к уроку литературного чтения "А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"

Презентация к уроку литературного чтения "А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".(УМК "Школа 2100")...

Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).

Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать св...