Урок литературного чтения в 1 классе "Е.Пермяк Первая рыбка" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 Ковальчук Елена Юрьевна

Урок разработан в технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Перспектива»

ТЕМА УРОКА: Е. Пермяк «Первая рыбка».

Образовательная технология: Развитие критического мышления  через чтение и письмо (РКМЧП): кластер, «корзина идей», чтение с остановкам, составление синквейна.

Цели и задачи урока:

  - Познакомить с произведением Евгения Пермяка «Первая рыбка».

  - Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения

  - Развивать умение прогнозировать содержание текста по его названию анализировать текст, выделять главную мысль текста, учиться задавать вопросы, аргументировано доказывать, выражать свои мысли, развивать речь, память, мышление, творческие способности

  - Содействовать воспитанию внимательного отношения к другим людям, любви к своей семье, к труду.

Планируемые результаты:

 - Учащиеся научатся выразительно и вдумчиво читать произведение, передавать его настроение.

 - Научатся объяснять смысл названия произведения, находить слова, отражающие характер героя.

Оборудование и дидактические материалы:

Интерактивная доска и мультимедийная установка

Видеоряд фотографий о семье, о Е. Пермяке

Текст для чтения с остановками.

Пословицы о семье и о труде.

 Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова.

    1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

     А) Прочтение наизусть стихотворения по выбору: Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе?..», Н. Бромлей «Какое самое первое слово?...», В. Берестов «Стихи для папы».

    Оценивание классом (Какую оценку поставим и почему? Что понравилось и что не удалось передать чтецу при рассказывании стихотворения?), дополнение беседой о своей семье (Почему ты выбрал для заучивания наизусть именно это произведение? Расскажи о самых близких тебе людях. Как вы заботитесь друг о друге? Какие у вас общие интересы?)

     По мере ответов детей учитель вывешивает на доске картинки, отражающие сценки из семейной жизни.

    Б) Вывод. Составление кластера. (Что такое семья? Что даёт семья человеку?). Любовь, поддержку, уверенность, дружбу, взаимопомощь, теплоту, хорошее настроение, знания и т. д.

    В) Представление произведения Е. Пермяка «Первая рыбка». Биография автора. Видеоряд фотографий: портрет автора, вехи жизни и творчества, иллюстрации произведений.

    Г) Обсуждение заглавия, прогноз содержания и проблематики.

     - Прочитай название и попробуй угадать, о чём может идти речь.

Составление «корзины идей»: о самой первой доисторической рыбе на Земле, о самой главной рыбе в косяке, о маленьком мальке и его развитии и т. д.

     - Кто будет главным героем? Что это будет за произведение: сказка? рассказ? стихотворение? и т.д.

    II. Физкультминутка.

         Рыбки весело резвятся

         В тёплой, чистенькой воде.

         То сожмутся, разожмутся,

         То зароются в песке.

    III. Стадия осмысления.

На интерактивной доске появляется 1 часть текста для чтения с остановками.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали.

                                                                Стоп.

- Как вы думаете, кто жил в семье? Кто такой Юра?

- Кто значит работали? На работе? А старики? Внуки?

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить…

                                                               Стоп.

 - Что такое уха? Из каких рыб? (Показ фотографий речных и морских рыб, из которых можно сварить уху, в том числе и ерша)

 - Как вы думаете, зачем ловили и варили? Зарабатывали на жизнь или для себя, отдыхали?

Много рыбы наловили и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

                                                 Стоп.

 - Что подтвердилось из наших предположений? (Это не стихотворение, в семье есть бабушка, для ухи поймали одну из перечисленных рыб – ерша)

 - Почему автор выделяет слово «Ёрш» в отдельное предложение? (самая вкусная рыба, редко встречается и Юра отличный рыболов; Ёрш будет одним из  героев произведения и это его имя – ведь мы до сих пор не знаем что это: сказка или рассказ; может автор хочет пошутить над Юрой, показать что он поймал всего лишь одну маленькую рыбку, а не большую рыбу)

 - Как вы думаете, кто будет главным героем – Юра или Ёрш?

 - Охарактеризуйте Юру. (Трудолюбивый, терпеливый, старательный, не жадный)

   - Как вы думаете, что будет дальше?

На интерактивной доске появляется 2 часть текста.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

                                                Стоп.

 - Почему нахваливали? (Много сварили, вкусная, много разной рыбы в ухе)

 - Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

                                                Стоп.

 - Какие предположения подтвердились? (Уху варили для себя, отдыхали, главный герой – Юра).

 - Как вы думаете, кем был Юра? Почему хвалили именно его? Хвалили или подшучивал?

 - Как вы думаете, может ли уха быть вкусной без ерша? Что такое «навар»?

 - Как вы думаете, что будет дальше?

  На интерактивной доске появляется 3 часть текста.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика?

                                                 Стоп.

 - Какие наши предположения подтвердились? (Это рассказ, Юра – маленький мальчик, он главный герой, взрослые шутили)

 - Что такое «навар»? Как бы вы ответили на вопрос – Велик ли навар?

 - Предположите, как поведёт себя Юра дальше.

Но он всё равно радовался.

                                                 Стоп.

 - Чему мог радоваться Юра?

Радовался тому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

 - Какое из наших предположений подтвердилось?

 - Охарактеризуйте Юру. (Маленький мальчик, понимает юмор, доброжелательный)

IV. Рефлексия.

Составление «синквейна».

 - Понравился ли вам рассказ Е. Пермяка?

 - Что особенно понравилось? Что удивило? Что порадовало?

 - Каким увидели Юру в этом рассказе? Составим «синквейн». 

Знакомство с «синквеем», правилами написания.

 1.  Кто?                                            Юра

 2.  Какой он? Два слова.                Маленький, трудолюбивый

 3.  Что делает? Три слова.             Ловит, отдаёт, старается

 4.  Что автор думает о герое?        Участвует в общем деле.

       Предложение из 4 слов.

 5.   Как бы вы назвали Юру          Помощник

       одним словом?                                                                          

 

 V.   Итог урока.

    Возвращаемся с «корзине идей».

 -  Почему рассказ называется «Первая рыбка»?

    Возвращаемся к кластеру.

 - Чему учит рассказ?

 - Какая основная мысль рассказа?

 - Каким человеком вырастет Юра?

 - Что поможет Юре вырасти таким человеком?

На доске выписаны пословицы о семье. Выберете ту пословицу, которая наиболее полно раскрывает суть рассказа.

«Терпенье и труд всё перетрут»

«Не надобен клад, если в семье лад»

«В недружной семье добра не бывает»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

VI.  Оценивание.

    - Кого бы вы отметили за смелые мысли?

                                             за умные мысли?

                                             за активное участие?

VII. Рекомендованное домашнее задание.

     - Нарисовать рисунки по прочитанному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс УМк Перспектива Распе Эрих Рудольф

Презентация составлена для ознакомления учеников с биографией писателя....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...