Урок литературного чтения "Русские народные пословицы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

Урок литературного чтения во втором классе по теме «Русские народные пословицы» проводится в форме посиделок. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними уже в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению лексики, грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Кроме этого, урок способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться и работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_poslovicy.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «Русские народные пословицы»

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, её прошлому.

Задачи урока:

Образовательные: пополнять активный словарный запас учащихся пословицами;  уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения  и обосновывать её.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, чувство гордости за свой язык, свой народ, свою Родину.

Оборудование: плакаты, книги с пословицами; толковые словари; тексты у каждого ученика для работы в парах; карточки с пословицами у каждой группы, презентация  «Книга пословиц»; ноутбук, электронная доска; русский костюм; рушник с хлебом.

Подготовительный этап:

Класс делится на четыре группы, каждая группа выбирает командира, который получает конверт  с пословицами для урока. Из этого конверта дети выбирают карточки   с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу урока.

В конвертах приготовлены листы с напечатанными текстами для чтения.

Родители готовят  плакаты с пословицами для оформления класса, русский  костюм.

                                                 Ход урока

I. Вводная часть

                              Звучит русская народная музыка.

     Выходит ученица в русском народном костюме.

Ученица. Здесь и красные девицы,

                 Добры молодцы кругом –

                 Все уселись за столом.

                 Будет вам всем здесь приятно

                 Побывать в гостях у нас.

                 Все мы рады вас встречать.

                 Начинаем посиделки!

                 Открываем посиделки!

Учитель. Сегодня у нас необычные посиделки – мы будем говорить о том, что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

 

II. Объявление темы

Учитель читает пословицы со слайда презентации:

  1. Пословица всем делам помощница.
  2. Пословица недаром молвится.
  3. Без пословицы не проживешь.
  4. Старая пословица не сломится.
  5. Глупая речь не пословица.

- Какое ключевое слово  объединяет все эти предложения?  

Дети. Пословицы.    

Учитель. Правильно, и тема наших посиделок: «Русские народные пословицы». Каждый, независимо от того, живет ли он в городе или в деревне, много ли или мало он учился, употребляет в разговоре двести—триста пословиц. Пословица — произведение устного народного творчества и имеет свои отличительные особенности.

Ученица в костюме  читает стихотворение:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

III. Актуализация знаний

Учитель. Давайте, точнее, определим, что такое пословица. У вас на столах находятся «Толковые словари». Найдите в них определение пословицы.

Дети. (Зачитывают из «Толкового словаря») Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Учитель. Все, что сказано в пословице – это твердая и неоспоримая истина.

Трудно сказать, с каких пор в народе  начали употреблять пословицы. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории.

В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

  - А какие ещё жанры фольклора  вы знаете?

Дети. Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки …

Учитель. Сохранилось много пословиц, и фольклористы - люди, которые

занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок,  песен, шуток, прибауток, решили собрать всё это в одну книгу – « В мире мудрых пословиц».

Учитель показывает презентацию в виде книги.

IV. Основная часть

 

Учитель. Что же в этой книге? Давайте узнаем. Открываем первую страницу нашей книги.

                                  Страница 1.  «ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1. Работа в группах.

Учитель. Сейчас мы с вами почитаем.

    Каждая группа  «по цепочке» читает свой текст. Дети самостоятельно оценивают работу каждого.

1 группа читает рассказ В. Осеевой «Три товарища»[1].

2 группа читает рассказ В. Осеевой «До первого дождя» [2].

3 группа читает басню Л.Толстого «Два товарища» [3].

4 группа читает рассказ И. Турчина «Дружба»[4].

         Командир  от группы называет лучших чтецов.

2. Подбор пословиц к рассказам.

  1. Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.
  2. Настоящий друг познаётся в беде.
  3. В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай.
  4. Вместе тесно, да врозь скучно.
  5. Два раза не умирать, а раз не миновать.
  6. Человек без друга, что земля без воды.
  7. Друга на деньги не купишь.
  8. Кто скоро помог, тот дважды помог.
  9. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Дети выбирают подходящие пословицы из конверта и объясняют.

Учитель. На какую тему эти пословицы?

Дети. О дружбе.

3. Игра «Отгадай пословицу»

Учитель. Вот мы сейчас и проверим, как вы можете дружно работать.

Каждая группа получает карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

     Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

 Группа 1.        

                    Язык – дело.

Дети. Не спеши языком, торопись делом.

 Группа 2.       

                   Дело – мастер.

Дети. Дело мастера боится.

 Группа 3.         

                  Труд – лень.

Дети. Труд человека кормит, а лень портит.

 Группа 4.        

                  Лес – дрова.

Дети. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Страница 2.  «Терпенье и труд всё перетрут»

1. Подбор пословиц

Учитель. Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чём можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети. О труде.

Учитель. Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

      Дети выбирают пословицы из конверта и объясняют, как их понимают.

  1. Без труда ничего не даётся.
  2. Землю красит солнце, а человека – труд.
  3. Птица крепнет в полёте, а человек - в труде.
  4. Деревья смотри в плодах, а человека в делах.

2. Игра «Сбежавшие слова»

Учитель. Говорят: «Без труда, не вытащишь и рыбку из труда». И сейчас нам придется потрудиться. На этой странице книги из пословиц рассыпались слова.

     На электронной доске – незавершенные пословицы с одной стороны и слова – с другой.

Дареному … в зубы не смотрят.

рак

Когда … на горе свистнет.

корова

… рубят – щепки летят.

кораблю

Не …, так и не мычи.

коню

Не плюй в … - пригодиться воды напиться.

саночки

Большому … - большое плавание.

час

Любишь кататься – люби и … возить.

лес

Делу время – потехе ….

колодец

Необходимо каждой группе вставить слова в нужные пословицы.

Учитель.  Что же ты скажешь про труд, красна девица?

Рассказывает ученица в костюме.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Учитель:

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, крепкое знание. Но, кроме хорошей учёбы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель. Давайте проверим домашнее задание. Дома вам нужно было найти загадки про ученье.

Загадки загадывает каждая группа.

Группа 1.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Дети. Книга.

Группа 2.

Кулик невелик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

Дети. Школьный звонок.

Группа 3.

Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд –

Сейчас заговорят.

Дети. Буквы.

Группа 4.

Иду по грядкам,

Рву без счета

На грядках не убывает,

А в голове прибывает.

Дети. Чтение.

                                                  Физкультминутка.

Красна девица:

Улица широка – и хороводу простор. Собирайся, народ, вставай в хоровод!

Хороводная игра «Три веселых братца» [5]

Три веселых братца

Три веселых братца

гуляли по двору,

Три веселых братца

затеяли игру, (дети идут по кругу)

Делали головками ник-ник-ник, (киваем головой)

Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображаем пальцами ножницы)

Хлопали ладошками

хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками топ-топ-топ.

Страница 3. «Нет ничего краше, чем Родина наша»

1. Подбор пословиц.

Учитель. Какие пословицы могут быть на третьей странице?

Дети. О Родине.

Учитель. Прочитайте их и объясните смысл.

  1. Родина – мать, умей за неё постоять.
  2. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  3. Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.
  4. Жить – Родине служить.
  5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  6. Своя земля и в горсти мила.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Звучит песня «С чего начинается Родина».

2. Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем» [6]

Ученик 1.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Ученик 2.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Ученик 3.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Учитель. Да,  у нас с вами есть Родина, страна, где мы живём. И она называется…

Дети. Россия.

Учитель. А что значит малая Родина?

Дети. Для нас малая Родина – это место, где мы родились.

3. Викторина.

Учитель. А сейчас проведём викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

        На электронной доске  -  начало пословиц. Дети в группах  заканчивают пословицы.

Группа 1. Мир освещается солнцем… (а человек знанием).

Группа 2. Не красна изба углами… (а красна пирогами).

Группа 3. Делаешь наспех… (делаешь насмех).

Группа 4. Что одному не под силу, то … ( легко коллективу)

4. Творческая работа.

Учитель. Ребята, у нас ещё остались пословицы, прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнесли.

     

                            Дети читают и распределяют пословицы по темам.

Группа 1.

  1. Мороз и метели под февраль налетели.
  2. Сентябрь холоден, да сыт.
  3. Март с водой, апрель с травой.

Дети. О временах года.

Группа 2.

  1. Мир не без добрых людей.
  2. Где смелость, там и победа.
  3. Мир, что огород: в нём всё растёт.

Дети. О мире.

Группа 3.

  1. Пока ленивый проспится, усердный с работы вернётся.
  2. Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.
  3. Солнышко садится – лентяй веселится, солнышко всходит – ленивый с ума сходит.

Дети. О лени.

Группа 4.

  1. Трус и таракана посчитает за великана.
  2. Скромность красит человека.
  3. Слово сказал, как узлом завязал

Дети. О характере людей.

Учитель. И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

Страница 4. «КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети. Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

Учитель. А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело – гуляй смело» (Инсценировка по мотивам стихотворения Льва Модзалевского)[7] .

Действующие лица: 
Рассказчик 
Мальчик 
Солнышко 
Птичка 
Вишня 

Рассказчик: 
За уроками давно  
У окна дитя сидит, 
И давно уже в окно 
Солнце мальчика манит. 
Солнце: 
Не довольно ли учиться? 
Не пора ли порезвиться? 
Рассказчик: 
А мальчик-то солнцу в ответ: 
Мальчик: 
Нет, ясное солнышко, нет! 
Сейчас мне прогулка не впрок – 
Дай прежде окончу урок! 
Рассказчик
Мальчик пишет и читает, 
А на ветке, за окном, 
Птичка звонко распевает 
И поет все об одном. 
Птичка: 
Не довольно ли учиться? 
Не пора ли порезвиться? 
Рассказчик: 
А мальчик-то птичке в ответ: 
Мальчик: 
Нет, милая пташечка, нет! 
Сейчас мне прогулка не впрок – 
Дай прежде окончу урок! 
Рассказчик:
Мальчик все сидит за книгой 
И в окно уж не глядит; 
А ему давно из сада 
Вишня красная твердит: 
Вишня: 
Не довольно ли учиться? 
Не пора ли порезвиться? 
Рассказчик: 
А мальчик-то вишне в ответ: 
Мальчик: 
Нет, красная вишенка, нет! 
Сейчас мне прогулка не впрок – 
Дай прежде окончу урок! 
Рассказчик: 
Кончил мальчик! Сделал дело! 
Свой учебник положил, 
Прыгнул в сад и крикнул смело: 
Мальчик:
Ну-ка, кто меня манил? 
Все вместе: 
Ему солнышко смеется, 
Ему пташечка поет, 
Ему вишенка, краснея, 
Свои ветки подает. 

Учитель. Правильно ли поступил мальчик?

Дети. Да.

V. Итог урока

- Для чего народ употреблял в речи пословицы?

- Какие пословицы вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?

- А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава?

Красна девица:

И всем вам на прощание

Я от всей души желаю:

Пусть будет у вас веселым досуг,

Пусть к вам не приходит недуг.

И жить – не тужить!

Всем вам до ста лет в счастье прожить!



Список литературы:

  1. Осеева В.А. Три товарища/Родная речь. Учебник по чтению для учащихся начально школы. Книга 1/Составитель М.В.Голованова и др. – М.: Просвещение, 1992. – с.69
  2. Осеева В.А. До первого дождя/ http://www.razumniki.ru
  3. Толстой Л.Н. Два товарища / http://www.VseSkazki.su
  4. Турчин  И.В. Дружба/ Хрестоматия по литературе для 1, 2 классов средней школы. – Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 1994 г. – с.36
  5. Сборник  русских народных игр и забав/ Составитель А.Л.Налепин. – М.: «VITA», 1993 г. – с.116
  6. Степанов В.Н.  Что мы Родиной зовем?/ http://www.vampodarok.com
  7. Помолясь, за книгу, дети! – Сценарий праздника 1 сентября/ http://www.anstars.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»

Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ», презентацию и при...