Мамин - Сибиряк Приёмыш
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Ткаченко Ольга Евгеньевна

Цель. Познакомить учащихся с произведением «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Д. Н.

Задачи. Познакомить с произведениями  Мамина -  Сибиряка Д.Н. разных жанров.

              Ввести понятие автор – рассказчик.

              Развивать речь учащихся.

              Воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений русских писателей.

Оборудование. Таблица со слогами; индивидуальные карточки с рифмующимися словами; видеофильм; картинки с героями сказки; портрет писателя; картинки с изображением разных собак; материал для составления обложки произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamin_-_sibiryak_priyomysh.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема:  Д. Н. Мамин – Сибиряк  «Приёмыш».

Цель. Познакомить учащихся с произведением «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Д. Н.

Задачи. Познакомить с произведениями  Мамина -  Сибиряка Д.Н. разных жанров.

              Ввести понятие автор – рассказчик.

              Развивать речь учащихся.

              Воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений русских писателей.

Оборудование. Таблица со слогами; индивидуальные карточки с рифмующимися словами; видеофильм; картинки с героями сказки; портрет писателя; картинки с изображением разных собак; материал для составления обложки произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

(Проговаривание «заклички»)

Раз, два, три, четыре, пять

Снова мы начнём читать.

Ручки, книжки и тетрадки

Всё у нас в порядке.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

(Учащиеся хором проговаривают «закличку, дотрагиваясь  к  предметам на столе.)

II. Повторение

Пятиминутка чтения

    Учитель. Найдите и произнесите пословицу в нашей «закличке».

Дети. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

   Учитель. Объясните смысл данной пословицы.

    Учитель. Прочтите самостоятельно слоги по таблице из слов пословицы и чистоговорку -  пословицу, а затем жужжащим чтением все вместе.

 

АСТЬ     РАЗД     МО     ГРА     РА
ПРО       МАТ      АЗД    ГОР      ОМУ

 ГО          АМО     ОПА   РАС      РАМ

 ГРАМ    ТОМ      МАР   АРО     ОРА

АСТЬ, АСТЬ, АСТЬ – кто грамоте горазд, тому не пропасть.

( Дана на доске таблица. Учащиеся самостоятельно выбирают порядок чтения слогов.)

   Учитель. - Оцените своё чтение.

                    Составьте слова из слогов таблицы.

                     Назовите рифмы к данным словам .

Дети. Гора – нора, том сом, пас – Стас.

     Учитель. Прочтите самостоятельно друг другу рифмующиеся слова на карточках.                                                                                      

                      Том – сом – ком – дом

                       Пас – час – Стас  - сказ

                       Гора – пора – дыра – нора

Повторение

       Учитель. В нашей стране, в нашем крае много разных рек. Назовите некоторые из них.

 Давайте посмотрим, что однажды произошло на берегу  одной такой небольшой реки.              

 ( Учащиеся смотрят короткий эпизод из мультфильма « Серая шейка ).

        Учитель. Кто вспомнил, из какого мультфильма данный эпизод?

                         Какое произведение вы вспомнили?                                      

                         Кто автор данного произведения?

Дети. Произведение называется «Серая Шейка», автор  Мамин – Сибиряк Д.Н.

        Учитель. К нам пришли в гости: Ёрш Ершович и Воробей Воробеич.

( Учитель показывает иллюстрации с изображением героев  из сказки             « Сказка  про Воробья  Воробеича и Ерша Ершовича.)

          Учитель. Кто желает исполнить роль каждого героя?

(Учащиеся по желанию ведут диалог.) Кто автор этого произведения?

     

 Физминутка ( гимнастика для глаз)

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно 8 – 12 раз ( голова не подвижная).

2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно 8 – 12 раз.

3. Частые моргания в течение 15 – 30 с.

                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Ш  Тема урока

        Учитель. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня вспоминаем именно произведения Мамина – Сибиряка Д. Н.

 Дети.- Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением этого автора.

        Учитель: У нас в классе такие любопытные ребята, наверное,  кто – то  уже знает и название.

         Дети называют произведение «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Н. Д.

         Учитель. Давайте познакомимся с автобиографией писателя.

( Учащиеся слушают сообщение сильного ученика, подготовленного самостоятельно заранее до урока.)

          Учитель. Я вам прочту произведение, а вы должны подумать, к какому жанру оно относится. Кто, желает,  может следить за моим чтением на слух или по учебнику.

 Понимание прочитанного.   Учитель. Можете дать ответ на вопрос?

Дети.  Произведение «Приёмыш»  - рассказ.

           Учитель. Почему?

                           От какого лица идёт рассуждение в рассказе?

                            Можем сказать, что автор – рассказчик?

                            Что вам об этом говорит?

                            Какое чувство  у вас вызвал рассказ?

                            Почему?

                            Кто главный герой рассказа?

                            Что заинтересовало вас в рассказе?

                            Почему?

                            Каким вы представляете Приёмыша?

                            Что можно сказать о Тарасе?

2

  Учитель. Давайте попробуем  создать обложку данного произведения.                          

    Самостоятельная работа

Учитель. Самостоятельно прочитайте рассказ шёпотом, назовите непонятные слова.

Словарная работа. ( Интерактивная доска)

  -Посмотрите детские рисунки и фотографии. Прокомментируйте их.            

Итог.

С каким произведением  сегодня мы познакомились?

Какие чувства вызвал у вас данный рассказ?

Какой момент урока вам запомнился больше всего?

С кем вам понравилось работать в паре, в группе?

Как вы считаете, кто сегодня работал отлично, кто хорошо, а кому необходимо подтянуться?

Мне было тоже приятно слушать ваши ответы, рассуждения. Спасибо за урок.

Домашняя работа

Перечитать рассказ Мамина – Сибиряка Д. Н. «Приёмыш»;  (сильным учащимся выписать и объяснить редко употребляемые слова, работа в тетрадях.), нарисовать свой рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"

Цели: расширить знания  учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Д.Мамин-Сибиряк Приёмыш.

Технологическая карта урока...