Викторина "В мире басен"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Булашова Екатерина Николаевна

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_basen.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

Форма проведения: игра-викторина

Класс: 3 класс

Класс заранее делится на три команды. Каждая из команд придумывает себе название и девиз. Команды соревнуются в следующих конкурсах: «Назови баснописца», «Назови героя», «Потерянные слова», «Узнай басню», «Мораль сей басни такова», «Басня путаница». За каждый правильный ответ, команда зарабатывает 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Цель: обобщение и закрепление, имеющихся у детей  знаний о басне, как о жанре литературы.

Задачи:

- воспитание любви к литературе;

- сплочение детского коллектива

Оборудование:

- экран;

- проектор;

- презентация

План игры-викторины:

I Организационный момент.

II Вводная часть

- представление команд друг другу;

- конкурс «Разминка».
III Основная часть:

- конкурс «Назови баснописца»;

- конкурс «Назови героя»;

- конкурс «Потерянные слова»;

- конкурс «Узнай басню»;

- конкурс «Мораль сей басни такова»;

- конкурс «Басня путаница».

IV Заключительная часть

- подведение итогов;

-награждение команды-победителя

Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг.момент









Вводная часть























Основанная часть



















































































































Заключительная часть








-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Именно сегодня мы попадем с вами в удивительный и увлекательный мир басен. На протяжении долгого времени вы читали и изучали бани различных авторов.

     

(Класс заранее делится на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз)

   


Ребята! Я знаю, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию. Попрошу команды представиться друг другу.

Но перед тем, как нам отправится в басенный мир. Нам нужно вспомнить, что же такое басня?

     Вставьте вместо пропусков нужные слова.

    Басня-это краткое нравоучительное _____, написанное ______ или _______. В басне высмеиваются _____и ________ людей. В басне обязательно есть ______.

     Мораль басни – это ______или ________ строки басни с нравоучительным ______ .

 

-А чем басня отличается от других литературных жанров: от рассказа, сказки, стихотворения? (Ответы учащихся)

     Вы все правильно сказали. Действительно, в басне обязательно должно быть поучение – мораль, на примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

     А теперь мы с вами проверим, насколько хорошо вы запомнили басни, с которыми мы работали на уроках.



Конкурс № 1. «Назови баснописца»

- Перед вами портреты баснописцев. Назовите их.

1 команда

(Портреты Эзопа и Л.Н. Толстого)

2 команда

(Портреты Жана де Лафонтена и К.Д. Ушинского)

3 команда

(Портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова)


Конкурс № 2. «Назови героя»

- Кто сказал такие слова?

1 команда

          1)   «Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!»

(Лисица из басни   Крылова «Ворона и лисица»)


2) «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

    (Крестьянин из басни Эзопа «Крестьянин и его сыновья»)

2 команда

   3)   «Погодите!

          Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».    (Мартышка из басни Крылова «Квартет»)


    4)   «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей». (Мужик из басни Толстого «Как мужик убрал камень»)

3 команда

   5) «Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу?»

(Носорог из басни Михалкова «Зеркало»)

6) «Который колос полон, тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху».

(Отец из басни Ушинского «Кто дерет нос кверху»)


Конкурс № 3. «Потерянные слова»

- Вставьте пропущенное слово в название басни. Кто автор каждой басни?

1 команда

  1. Крестьянин и ... (его сыновья)    Эзоп
  2. Зеркало и… (обезьяна)   И.А. Крылов
  3. Слон и … (Моська) И.А. Крылов

2 команда

  1. Гусь и … (журавль)       К.Д. Ушинский
  2. Ворона и ….(лисица)   И.А. Крылов
  3. Лебедь, Щука и… (рак)  И.А. Крылов

3 команда

  1. Ворон и … (лисица)   Эзоп,  Лафонтен
  2. Стрекоза и …(муравей) И.А. Крылов
  3. Мартышка и …(очки) И.А. Крылов


Конкурс № 4. «Узнай басню»

- Перед вами иллюстрации к различным басням. Вам нужно узнать к какой басне, какая иллюстрации я относится.

1 команда

Иллюстрация к басне «Квартет»

2 команда

Иллюстрация к басне « Крестьянин и его сыновья»

3 команда

Иллюстрация к басне «Зеркало и обезьяна»


Конкурс № 5. «Мораль сей басни такова»

- В какой басне была такая мораль? И кто автор басни?

1 команда

1) «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо».

(К.Д. Ушинский «Гусь и журавль»)

2)   «Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет,

      И выйдет из него не дело, только мука»

(Лебедь, Щука и Рак»)

2 команда

3)   «А вы, друзья, как ни садитесь,
     Всё в музыканты не годитесь».

(И.А. Крылов «Квартет»

4) «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

(Зеркало и обезьяна)

3 команда


5) «Сударь,

     Запомните, всякий льстец

     Кормится от тех, кто его слушает»   (Жан де Лафонтен «Ворон и лисица»)

6)    К несчастью, то ж бывает у людей:

      Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

      Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

      А ежели невежда познатней,

      Так он ее еще и гонит.

(И.А. Крылов «Мартышка и очки»)


Конкурс № 6. «Басня- путаница».

- Из каких произведений собрана эта басня?

(Карточки раздаются каждой команде)


К кому-то принесли от мастера                        «Ларец»

Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза             «Осел и Соловей»

Кидался.

На тысячу ладов тянул, переливался.

Увидевши Слона, ну на него

 метаться,

И лаять, и визжать, и рваться.                     «Слон и Моська»

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!           «Зеркало и обезьяна»

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была

Похожа.

Мартышка тут с досады и печали         «Мартышка и очки»

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали,

Прощай, хозяйские горшки!              «Обоз»



    А сейчас, жюри подсчитает баллы и скажет, какая из команд победила. (Награждение победителей)


 Ребята, прошло уже очень много веков с того момента, как была сочинена первая в мире басня. Но до сих пор жанр басни не утратил своей актуальности! И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Слайд 1,2

Цель: эмоциональный настрой на мероприятие






Цель: представление и знакомство с командами.

Слайд 3



Слайд 4











Цель: соревнование между командами, закрепление полученных знаний.

Слайды

 5, 6, 7, 8






Слайды 9,10











Слайд 11







Слайд 12








Слайд 13



Слайд 14




Слайд 15




Слайд 16





Слайд 17



Слайд 18



Слайд 19


Слайд 20



Слайд 20



Слайд 21







Слайд 22







Слайд 23













Слайд 24




Слайд 25



















Цель: подвести итоги, наградить команду-победителя


Слайд 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну басен Крылова"

Соревнование двух команд по басням И.А. Крылова....

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Работа в творческих группах при изучении басен в 4 классе

В статье представлена разработка поисковой игры "Знаменитые баснописцы" и материалы проведения игр по прочитанным басням Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, С.В.Михалкова, рекомендуемые для работы в творческих...

Басни Эзопа.У истоков басенного жанра

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по программе Занкова. Автор учебника - Чуракова. Может быть использован по другим программам. Сопровождением урока является презентация и м/ф "Лиса"...

В мире мудрых басен. Урок - театр литературного чтения. 4 класс УМК "Школа ХХI века"

В мире мудрых басен - урок-театр, на колторый были приглашены родители детей. Мероприятию предшествовала серьёзная подготовка: заучивались и инсценировались басни, готовились костюмы. Была проведена в...

Технологическая карта "«В мире басен И.А. Крылова»

Обобщающий урок  с  элементами театрализации , 3 класс. Урок - театр....

Викторина-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

Викторина-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»(мероприятие на неделе начальных классов) Цель мероприятия: закрепить знания по прочитанным басням И.А. Крылова. Сделать выводы о поведен...