Викторина-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»
методическая разработка по чтению

Ершова Ольга Михайловна

Викторина-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

(мероприятие на неделе начальных классов)

 

Цель мероприятия: закрепить знания по прочитанным басням И.А. Крылова. Сделать выводы о поведении и поступках героев басен, выяснить, какие пороки «высмеивает» автор.

Басни: Мартышка и очки, Слон и Моська, Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица, Квартет, Лебедь, Рак и Щука.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

Знать: содержание, героев, сюжетные линии и мораль прочитанных басен.

Уметь: сопоставлять, анализировать и сравнивать поступки героев.

2. Метапредметные:

  • Личностные — научиться аргументировать свою точку зрения.
  • Регулятивные — научиться сравнивать поведение героев в разных баснях, по описанию уметь определить героя и произведение.
  • Познавательные:

— общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий;

— логические: нахождение связи между противоположными персонажами.

коммуникативные: умение работать в группе, быть частью коллектива.

 

Ход мероприятия

 

 

Учитель. Ребята! Неделя детской книге в 2024 году посвящена великому русскому писателю — Ивану Андреевичу Крылову, который создал интересные и поучительные басни для читателей любого возраста. В своих баснях Крылов показывает и высмеивает недостатки человека, его отрицательные качества.

Но… Сегодня разговор не о писателе, а о его героях.

Нам предстоит отправиться в увлекательный Мир Басен Крылова.

Устраивайтесь поудобнее, и… наше путешествие начинается.

Какие басни вы узнаёте?

Вот какой интересный разноцветный мир нас встречает!

Но герои басен просто так вам не откроются, они приготовили для вас испытания. Вы готовы?

Итак, начнём…

Задание 1. «Узнай басню…»

Я буду зачитывать строки из басен Крылова, а вы должны будете вспомнить название басни, откуда они взяты.

1. Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей. (Стрекоза и Муравей)

2. Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки! (Ворона и Лисица)

3. Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них. (Мартышка и очки)

4. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

5. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Лебедь, Рак и Щука)

6. Эх, эх! Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська)

 

Задание 2. «Ворона и Лисица»

  1. Где льстец всегда отыщет уголок? (в душе, в сердце, в доме)
  2. Что бог послал вороне? (монету, сыр, творог)
  3. Сколько сыра было в басне? (кусочек, два кусочка, килограмм)
  4. Где сидела ворона? (на сосне, на ели, на дубе)
  5. Где ворона держала сыр? (в лапах, в пакете, во рту)
  6. Почему лисица обратила внимание на ворону? (решила сделать ей комплемент, захотела сыр, решила поздороваться)
  7. Какое определение лисицы дала голосу вороны? (неприятный, божественный, ангельский)
  8. Что лисица попросила сделать ворону? (отдать её сыр, спеть, указать дорогу)
  9. Почему у вороны спёрло дыхание? (от гнева, от радости, от сыра)
  10.  Как лисицы обхитрила ворону? (лестью, незаметно стащила сыр, обещала потом отдать сыр).

 

Задание 3. «Доска объявлений»

Нужно угадать, кто из героев басен Крылова мог написать это объявление.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу. (Мартышка)

Срочно сниму тёплую квартиру до весны! (Стрекоза)

Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель. (Ворона)

Съем всё, что плохо лежит. Можете не прибираться на своей кухне. (Кот)

Задание 4. «Таинственный ящик»

Надо будет отгадать предмет, находящийся в ящике по описанию.

1. Этот персонаж из басни был очень смелым, сильным, даже слишком. (Моська).

2. Этот предмет отняли путём лести и обмана. (…выпал, с ним была плутовка такова) (Сыр).

3. Этот предмет оказался совершенно ненужным и бесполезным. (героиня басни достала себе с полдюжины) (Очки).

 

Задание 5. «Будь внимателен»

  1. Сороке где-то бог послал кусочек сыру;
  2. « Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит»
  3. «Ворона гавкнула во всё воронье горло»
  4. Обезьяна к старости слаба ушами стала;
  5. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, поспи
  6. Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет.

 

Задание 6. «Угадай»

Игрушки: лиса, медведь, обезьяна.

«Рассмотрите животных, назовите басню, в которой они встречаются».

Лиса – «Ворона и Лисица»

Медведь – «Квартет»

Обезьяна – «Мартышка и очки», «Квартет»

 

Задание 6. «Кто сказал такие слова?»

  1. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки»

Лисица из басни «Ворона и Лисица»

  1. «Всё про очки мне лишь налгали; А проку на волос нет в них»

Мартышка из басни «Мартышка и очки»

  1. «Кумушку, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»

Муравей из басни «Стрекоза и муравей»

  1. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

Мартышка из басни «Квартет»

  1. «Соседка, перестань срамиться, - Тебе ль со Слоном возиться?!»

Шавка из басни «Слон и Моська»

 

Ну что ж, сегодня мы совершили путешествие лишь в некоторые басни Крылова, однако у писателя есть ещё множество интересных историй и человеческих пороках, которые вам предстоит прочитать.

А теперь пришла пора возвращаться…Мы снова в классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_detskoy_knigi_i._krylov.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

(мероприятие на неделе начальных классов)

Цель мероприятия: закрепить знания по прочитанным басням И.А. Крылова. Сделать выводы о поведении и поступках героев басен, выяснить, какие пороки «высмеивает» автор.

Басни: Мартышка и очки, Слон и Моська, Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица, Квартет, Лебедь, Рак и Щука.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

Знать: содержание, героев, сюжетные линии и мораль прочитанных басен.

Уметь: сопоставлять, анализировать и сравнивать поступки героев.

2. Метапредметные:

  • Личностные — научиться аргументировать свою точку зрения.
  • Регулятивные — научиться сравнивать поведение героев в разных баснях, по описанию уметь определить героя и произведение.
  • Познавательные:

— общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий;

— логические: нахождение связи между противоположными персонажами.

 коммуникативные: умение работать в группе, быть частью коллектива.

Ход мероприятия

Учитель. Ребята! Неделя детской книге в 2024 году посвящена великому русскому писателю — Ивану Андреевичу Крылову, который создал интересные и поучительные басни для читателей любого возраста. В своих баснях Крылов показывает и высмеивает недостатки человека, его отрицательные качества.

Но… Сегодня разговор не о писателе, а о его героях.

Нам предстоит отправиться в увлекательный Мир Басен Крылова.

Устраивайтесь поудобнее, и… наше путешествие начинается.

Какие басни вы узнаёте?

Вот какой интересный разноцветный мир нас встречает!

Но герои басен просто так вам не откроются, они приготовили для вас испытания. Вы готовы?

Итак, начнём…

Задание 1. «Узнай басню…»

Я буду зачитывать строки из басен Крылова, а вы должны будете вспомнить название басни, откуда они взяты.

1. Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей. (Стрекоза и Муравей)

2. Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки! (Ворона и Лисица)

3. Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них. (Мартышка и очки)

4. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

5. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Лебедь, Рак и Щука)

6. Эх, эх! Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська)

Задание 2. «Ворона и Лисица»

  1. Где льстец всегда отыщет уголок? (в душе, в сердце, в доме)
  2. Что бог послал вороне? (монету, сыр, творог)
  3. Сколько сыра было в басне? (кусочек, два кусочка, килограмм)
  4. Где сидела ворона? (на сосне, на ели, на дубе)
  5. Где ворона держала сыр? (в лапах, в пакете, во рту)
  6. Почему лисица обратила внимание на ворону? (решила сделать ей комплемент, захотела сыр, решила поздороваться)
  7. Какое определение лисицы дала голосу вороны? (неприятный, божественный, ангельский)
  8. Что лисица попросила сделать ворону? (отдать её сыр, спеть, указать дорогу)
  9. Почему у вороны спёрло дыхание? (от гнева, от радости, от сыра)
  10.  Как лисицы обхитрила ворону? (лестью, незаметно стащила сыр, обещала потом отдать сыр).

Задание 3. «Доска объявлений»

Нужно угадать, кто из героев басен Крылова мог написать это объявление.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу. (Мартышка)

Срочно сниму тёплую квартиру до весны! (Стрекоза)

Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель. (Ворона)

Съем всё, что плохо лежит. Можете не прибираться на своей кухне. (Кот)

Задание 4. «Таинственный ящик»

Надо будет отгадать предмет, находящийся в ящике по описанию.

1. Этот персонаж из басни был очень смелым, сильным, даже слишком. (Моська).

2. Этот предмет отняли путём лести и обмана. (…выпал, с ним была плутовка такова) (Сыр).

3. Этот предмет оказался совершенно ненужным и бесполезным. (героиня басни достала себе с полдюжины) (Очки).

Задание 5. «Будь внимателен»

  1. Сороке где-то бог послал кусочек сыру;
  2. « Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит»
  3. «Ворона гавкнула во всё воронье горло»
  4. Обезьяна к старости слаба ушами стала;
  5. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, поспи
  6. Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Задание 6. «Угадай»

Игрушки: лиса, медведь, обезьяна.

«Рассмотрите животных, назовите басню, в которой они встречаются».

Лиса – «Ворона и Лисица»

Медведь – «Квартет»

Обезьяна – «Мартышка и очки», «Квартет»

Задание 6. «Кто сказал такие слова?»

  1. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки»

Лисица из басни «Ворона и Лисица»

  1. «Всё про очки мне лишь налгали; А проку на волос нет в них»

Мартышка из басни «Мартышка и очки»

  1. «Кумушку, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»

Муравей из басни «Стрекоза и муравей»

  1. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

Мартышка из басни «Квартет»

  1. «Соседка, перестань срамиться, - Тебе ль со Слоном возиться?!»

Шавка из басни «Слон и Моська»

Ну что ж, сегодня мы совершили путешествие лишь в некоторые басни Крылова, однако у писателя есть ещё множество интересных историй и человеческих пороках, которые вам предстоит прочитать.

А теперь пришла пора возвращаться…Мы снова в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Презентация к конкурсу инсценировок басен И.А. Крылова.

Конкурс инсценировок по басням И.А. Крылова.Посвящённый 245-летию со дня его рождения....

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Значение и поучительность басен И.А. Крылова»

Урок обобщения по творчеству И.А. Крылова‚ построенный по технологии модерации с использованием АМО....

Урок-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

Обобщающий урок-игра по басням А. И. Крылова для учащихся 1-го класса....

Проект "Мир басен Ивана Андреевича Крылова"

Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых...

Инсценирование басен И. А. Крылова

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»; расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричн...