В мире мудрых басен. Урок - театр литературного чтения. 4 класс УМК "Школа ХХI века"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

В мире мудрых басен - урок-театр, на колторый были приглашены родители детей. Мероприятию предшествовала серьёзная подготовка: заучивались и инсценировались басни, готовились костюмы. Была проведена викторина для родителей, где они угадывали крылатые выражения баснописца. Мероприятие понравилось как детям, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn.meropr.v_mire_mudryh_basen._4kl.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ   СОШ   «Ступени образования»

Конспект внеклассного мероприятия                в 4 классе

«В мире мудрых басен»

подготовила

учитель начальных классов

                                                                 Корзунова Светлана Геннадьевна

Цель мероприятия:

 обобщить полученные знания по теме «Басни».

Задачи мероприятия:

 Образовательные:

проверить освоение учащимися знаний о басне как жанре литературы,

проверить знания учащихся о великих баснописцах и их творчестве,

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

 Развивающие:

 развитие речи и творческого мышления учащихся;

 формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

 Воспитательные:

 воспитание культуры работы в группе;

 воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование:

  конверт с пословицами, кроссворд, мультфильмы, аудиозаписи, выставка книг, рисунков,поделок, декорации и костюмы для инсценирования басен.

Подготовительная работа с учащимися:

 разучивание басен, инсценирование,

 

Ход мероприятия.

СЛАЙД 1.

Урок – театр.

В мире мудрых басен

1.        На уроках литературного чтения мы знакомились с творчеством русских баснописцев. Сегодня мы снова совершим путешествие в мир мудрых басен.

- Что такое басня?

1 ученик.

Басня – это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. Басни, как и сказки, передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны

СЛАЙД 2.

Басня - короткий занимательный

рассказ в стихах или прозе,

содержащий нравоучение.

1 ученик.

Басня – это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. Басни, как и сказки, передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп. Он жил в 6 в. до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они на него обиделись и сбросили со скалы.

Учитель:

 (Эзоп был одарён здравым умом, проницательностью философа, тонко подмечал человеческие недостатки, но, будучи рабом, не имел возможности прямо говорить об этом. Поэтому он стал выражать свои мысли иносказательно.

        Точных фактов о его жизни до наших времён  дошло очень мало. Зато народная фантазия связывает с его именем  множество легенд и анекдотов. За едкий юмор и острый язык придумывается такая внешность: «брюхо выпученное, голова – что котёл,  курносый,  с тёмной кожей».

        

СЛАЙД 3.

Эзоп -  «величайший благодетель

человечества»

Учитель.

Действительно, это так, т.к. он дал миру гениальный жанр литературы – басни.

- С именем Эзопа связано выражение «Эзопов язык».

Учитель.

- Какие знаете особенности басенного жанра?

(Аллегория, ирония, мораль)

        

- Что такое аллегория?  Ирония? Мораль?

СЛАЙД 4.

1. Аллегория - иносказание.

2. Ирония – тонкая скрытая насмешка.

3. Мораль – нравоучение.

Учитель.

 - Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы- как, не    причинив  человеку прямой обиды,  всё же сказать ему правду в глаза.        

Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные  вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное.

2 ученик.

В баснях животные ведут себя как люди: те же у них недостатки. В каждой басне есть мораль – совет, поучение или просто насмешка. В баснях высмеиваются глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, лёгким юмором или иронией.

Учитель.

Мудрецы называли это зеркало басней,  и что бы ни делали звери,  всё разумное и глупое люди  поневоле относили  к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

Заглянуть  в это чудесное  зеркало нам помогли  известные баснописцы.

- Нам известны имена некоторых русских баснописцев. Вспомните, что вы знаете о них.

СЛАЙД 5.            

Хемницер Иван Иванович –

написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. Он любил  басни  великого Эзопа, переводил их.

3 ученик.

Иван Иванович Хемницер – известный русский баснописец и переводчик, член Российской академии.  Его басни пользовались большой популярностью современников в начале 19 века. Басни Хемницера прекрасны по языку, по остроумию. До середины 19 века вышло 35 изданий басен этого автора.

Учитель.

Предлагаем вашему вниманию басню «Стрекоза» в исполнении

 Хемницер.              Стрекоза

Всё лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: «Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе всё вдвое заплатить».
— «Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?» — ей муравей на это.
— «Так, виновата в том; да что уж, не взыщи

Я запастися всё хотела,
Да лето целое пропела».
— «Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи».
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.

 Хемницер.ДРУЗЬЯ

Давно я знал, и вновь опять я научился,
Чтоб другом никого, не испытав, не звать.

Случилось мужику чрез лед переезжать,
И воз его сквозь лед, к несчастью, провалился.
Мужик метаться и кричать:
«Ой! батюшки, тону! тону! ой! помогите!»
— «Робята, что же вы стоите?
Поможемте», — один другому говорил,
Кто вместе с мужиком в одном обозе был.
«Поможем», — каждый подтвердил.
Но к возу между тем никто не подходил.
А должно знать, что все одной деревни были,
Друзьями меж собою слыли,
Не раз за братское здоровье вместе пили;
А сверх того между собой,
Для утверждения их дружбы круговой,
Крестами даже поменялись.
Друг друга братом всяк зовет,
А братний воз ко дну идет.
По счастью мужика, сторонние сбежались
И вытащили воз на лед.

СЛАЙД 6.

Крылов Иван Андреевич

Пушкин назвал его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

4 ученик.

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он писал басни и для детей, и для взрослых.  9 книг с 200 баснями Крылов оставил в наследство читателям. Не одно поколение детей выросло на баснях этого писателя. Басни Крылова давно называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягнёнок и другие. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых животных мы можем найти в себе, ведь людей без недостатка не бывает. Памятники Крылову по всей стране говорят о таланте великого баснописца.

Учитель.

И.А.Крылов. «Слон и Моська» в исполнении.

СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
'Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает'.-
'Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
'Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак» в исполнении .

   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

            _________

      Однажды Лебедь, Рак, да Щука

      Везти с поклажей воз взялись,

   И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

      Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

      Да только воз и ныне там.

И.А.Крылов. «Мартышка и очки» в исполнении

Мартышка к старости слаба глазами стала;

     А у людей она слыхала,

   Что это зло еще не так большой руки:

     Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

     Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

   То их понюхает, то их полижет;

     Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

     Кто слушает людских всех врак:

     Всё про Очки лишь мне налгали;

     А проку на-волос нет в них".

   Мартышка тут с досады и с печали

     О камень так хватила их,

     Что только брызги засверкали.

                ___

   К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

   А ежели невежда познатней,

     Так он ее еще и гонит.

И.А.Крылов. «Соловей» в исполнении

И.А.Крылов. «Волк и Ягнёнок» в исполнении

Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".-

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу".-

"Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!"-

"Помилуй, мне еще и отроду нет году",-

Ягненок говорит. "Так это был твой брат".-

"Нет братьев у меня".- "Tak это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

И.А.Крылов. «Квартет» в исполнении

В образе участников квартета автор высмеивает невежество, глупость.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                ___

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

                На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

        Да призадумалась, а сыр во рту держала.

        На ту беду Лиса близехонько бежала;

        Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

        И говорит так сладко, чуть дыша:

                "Голубушка, как хороша!

                Ну что за шейка, что за глазки!

                Рассказывать, так, право, сказки!

        Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

        Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

        От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

УЧИТЕЛЬ.

А сейчас, уважаемые родители, мы приглашаем вас вспомнить свои школьные годы и прочитать басни по ролям.

И.А.Крылов. «Стрекоза и Муравей»     3 человека

УЧИТЕЛЬ.

- Больше всего полюбили  мы басни Ивана Андреевича Крылова,   великого русского баснописца.

Дедушкой Крыловым именуют его в народе,  выражая этим своё   уважение и любовь к нему.

«Книгой мудрости  самого народа» назвал Н.В.Гоголь крыловские басни, в которых  как в бесценной сокровищнице сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Его стихи превращались в пословицы и поговорки,  и поэтому легко входили в народ строки и образы крыловских басен, его крылатые словечки, выражавшие ум и смекалку, весёлое лукавство ума.

Иван Андреевич, широко черпая  из народной речи, не менее щедро  отдавал народу взятое у него.

Слайд 7.

УЧИТЕЛЬ.

А сейчас предлагаем вашему вниманию басню С.В.Михалкова

«Две подруги»


ДВЕ ПОДРУГИ /С.Михалков, басня

 

                      "Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! -
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. -
На чем ты ешь и пьешь,
На чем сидишь,
Куда ни глянешь - все из-за границы!" -
"Ах, если б, душенька, ты знала, -
Со вздохом Крыса отвечала, -
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным -
Все наше кажется мне серым и обычным,
Я лишь заморское к себе в нору тащу
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра!
А этот нежный пух достали мне вчера -
Он африканский. Он от Пеликана!" -
"А что ты ешь? - спросила Крысу Мышь -
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!" -
"Ах, душенька! - ей Крыса отвечала. -
Тут на меня ничем не угодишь!
Вот разве только хлеб я ем и сало!.."
Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки...
А сало... русское едят!

     Учитель.      А сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам викторину метких выражений из басен И.А.Крылова.                              

                                                ИТОГ

Итак,  басни помогли нам ещё раз взглянуть в чудесное зеркало. Перед нами предстали птицы, звери, но мы всегда понимаем, что речь идёт о людях, о нас с вами.

Басни учат нас быть честными, трудолюбивыми, справедливыми, учат нравам.

Сегодня мы ещё раз убедились в том,  что басни по праву можно назвать «книгой мудрости народа»

        « ЕГО    БАСНИ   ПЕРЕЖИВУТ    ВЕКА»

                    Крылов! Это имя нам дорого с детства,

И знает Крылова любой человек, -

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит из века в век…

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты  с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова.

В.А. Лебедев-Кумач

Спасибо за внимание.

КОПИЛКА    МЕТКИХ     ВЫРАЖЕНИЙ

«Стрекоза и Муравей»

      Оглянуться не успела,

      Как зима катит в глаза.

                                              Ты всё пела? Это дело:

                                              Так пойди же попляши!

«Ворона и Лисица»

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                                               От радости в зобу дыханье спёрло.

«Квартет»

     А вы, друзья, как ни садитесь,

     Всё в музыканты не годитесь.

                                               Чтоб музыкантом быть,

                                                Так надобно уменье.

«Лебедь, Рак и Щука»

     Когда в товарищах согласья нет,

     На лад их дело не пойдёт.

     Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

«Зеркало и Обезьяна

     Чем кумушек считать трудиться,

     Не  лучше б на себя, кума, оборотиться.

«Слон и Моська»

     Что я, совсем без драки,

     Могу попасть в большие забияки.

     Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!

«Кукушка и Петух»

     За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?

      За то, что хвалит он Кукушку.

«Чиж и Голубь»

      Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

«Волк и Ягнёнок»

      У сильного всегда бессильный виноват.

«Кот и Повар»

      А Васька слушает, да ест.

Литература:

Литературное чтение: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. 3 -е изд., Ефросинина Л.А.

Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ 2-е изд., дополн., Ефросинина Л.А

И.А. Крылов. Басни. М., Самовар, 2013 г.серия: Школьная библиотека

Использованные дополнительные материалы

Аудиокнига И.А.Крылов «Басни. Книга I»

Интернет-источники

Биография И.А.Крылова  http://deti-online.com/basni/basni-krylova/

Басни Крылова  http://thelib.ru/books/krilov_i_a/basni.html

 Баснописцы и их творчество http://antologia.xxc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".

Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Презентация к уроку по литературному чтению: Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Данная презентация поможет более полно сравнить басню Эзопа«Ворон и лисица» и басню И.А.Крылова«Ворона и лисица»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....