Главные вкладки

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Творчество Н. Н. Носова"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Шабрина Марина Николаевна

     

     Урок литературного чтения во 2 классе. 

     Тема урока: «Творчество Н. Н. Носова».

     Цель урока: обобщить знания учащихся.

     Задачи урока:

     -совершенствовать коллективные формы работы;

    -развивать умение понимать прочитанное;

     -развивать познавательные и творческие способности детей;

     -развивать память, речь, мышление;

     -прививать любовь и интерес к книге, к чтению;

     - расширить читательский кругозор;

    -воспитывать умение слушать друг друга

     

    Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.

     Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khod_uroka_otpravit.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения во 2 классе.

     Программа Министерства образования Р. Ф.

     Учебник «Родная речь», М. «Просвещение»; составители: Л. Ф. Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

     Тема урока: «Творчество Н. Н. Носова».

     Цель урока: обобщить знания учащихся.

     Задачи урока:

     -совершенствовать коллективные формы работы;

    -развивать умение понимать прочитанное;

     -развивать познавательные и творческие способности детей;

     -развивать память, речь, мышление;

     -прививать любовь и интерес к книге, к чтению;

     - расширить читательский кругозор;

    -воспитывать умение слушать друг друга

     

    Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.

     Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».

                                                          Ход урока:

    этапы урока

    деятельность учителя

    деятельность обучающихся

    I. Организа-

    ционный

    момент.

    - Доброе утро!

    Сегодня интересный день,

    Вас ждут конкурсы, задания

    Литературное состязание!

    Команды занимают свои места.

    - Как вы понимаете литературное состязание?

    - Верно.  На литературном состязании вас ждут конкурсы. За ответами будет следить жюри, которое после каждого этапа будет подводить итоги.

     Жюри – называю имена отчества преподавателей. Команде победителей будут выставлены пятёрки.

     - Команды представьтесь и объясните, почему выбрали такие названия команд.

    - Молодцы команды! Вы упомянули произведения Н. Н. Носова. (слайд 1 портрет Н. Н. Носова) Действительно наше состязание посвящено его творчеству. Обратите внимание на выставку книг. Возможно, во время состязания это будет вам подсказкой. Сосредоточьтесь. Мы начинаем.

    -  Литературное состязание-  это соревнование,  нужно правильно  отвечать на вопросы.

    - Это такой конкурс, в котором обязательно есть победитель.

    Первая команда:

    -Мы команда «Затейники»!

    Любим весело играть,

    Думать, что-то сочинять.

    Хотим сегодня победить,

    Всех ребят и гостей удивить!

    - Нам всем понравился рассказ Н. Н. Носова «Затейники». Герои рассказа выдумщики, как и мы. Поэтому наше название «Затейники».

    Вторая команда:

    -Команда «Знайки».

    Мы мудрые и находчивые.

    Все задания решим!

    К победе уже спешим!

    Саша: -Я предложил это название. Ребята согласились. Потому что состязание посвящено творчеству Н. Н. Носова, а Знайка самый умный герой его произведения.

    - Он сообразительный, мудрый и изобретательный, а мы хотим быть умными как он.

    II. Конкурсы.

    Первый конкурс: «Разминка».

    Он посвящён автобиографии Н. Н. Носова. Предполагает мой вопрос и ваш краткий ответ. Команды отвечают по очереди.

    - Где родился Н. Н.?

    -Кем по профессии были родители Н. Н. Носова?

    -В каком городе окончил институт кинематографии?

    - Кем работал после окончания обучения этого института.

    -Во сколько лет впервые был  опубликован его рассказ?

    - Как он назывался?

    -В каком журнале был опубликован?

    - Как назывался первый сборник рассказов?

      Жюри подводит итоги первого конкурса. Команды ответили на равное количество вопросов. Получают по одному баллу.

    Счёт: 1-1

    - В городе Киеве.

    -Родители были актёрами.

    - В Москве.

    -Он работал кинорежиссером.

    - Первый рассказ в 30 лет.

    -Затейники.

    - В журнале «Мурзилка».

    -Он назывался»Тук-тук-тук».

    -Молодцы знаете автобиографию.

    Второй конкурс: «Литературная эстафета».

    Назовите известные вам произведения Н. Н. Носова. Победит та команда, которая больше назовёт названий. Команды отвечают по очереди.

    -Вспоминайте.

    -Конечно.

     Ребята справились с заданием. Конечно, вы назвали не все рассказы. Но у вас ещё многое впереди и обратите внимание на нашу выставку, какие ещё не читали, можете взять в библиотеке и познакомиться. Слово  жюри:

      Команда «Знайки» назвала 8 произведений им 2 балла, команда «Затейники» 5 -1 балл.

     Счёт: 2-3

    -Затейники.

    -На горке.

    -Живая шляпа.

    -Фантазёры.

    -Телефон.

    -Бенгальские огни.

    -Витя Малеев в школе и дома.

    -…

    - Приключения Незнайки и его друзей.

    -…

    -А можно назвать ещё продолжение? «Незнайка в Солнечном городе».

    - Заплатка.

    -Прятки.

    -Про репку.

    -…

    - Есть ещё рассказ «Милиционер».

      Слайд 2: лежала, соскользнула, подошёл,  накрыла, поползла, раскрашивали, обернулся, нагнулся.

     - Прочитайте ключевые слова. К какому произведению они относятся?

     - Как вы понимаете название рассказа?

    - Почему шляпа оказалась живой?

    - Что обозначают слова на слайде?

    - Каких предметов?

    Конкурс  третий: «внимательные читатели».

        Команда «Знайки»- выберете действия шляпы, «Затейники» действия ребят. Откройте учебник на с. 54-58 дополните свой ряд слов.

    -Команды с заданием справились. Жюри подводит итоги.

      У команды «Затейники» ряд получился из 11 слов им 2 балла, у команды «Знайки» Ряд из 7 слов им балл.

      Счёт: 4-4.

    - Это слова из произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

    - Все события, которые происходят в рассказе, связанны с тем, что шляпа двигалась, поэтому автор и назвал рассказ «Живая шляпа».

    - Потому что под шляпой был котёнок, и он двигал шляпу.

    - Действия предметов.

    - Действия шляпы и ребят.

       

     Команды работают с текстами.

    «Знайки»:

    - Лежала, соскользнула, накрыла, поползла.

    - с. 55-вылезла, повернулась; с.56-лежала.

    «Затейники»:

    -Раскрашивали, подошёл, обернулся, нагнулся.

    -с.54 –сидели, увидел. с.55 закричали; с.56-прибежали, тресну, взяли, заглянули.

    Конкурс четвёртый: «Героев надо знать».

    Слайд 3:

       Ко-ь-а                  Сл---к

       Кн---чка              Зн---а  

       Шпу---к              Ва--к

       Во--ун                Не----ка

       Пи –ль--н           Сн-ж--ка

      Команды угадайте имена героев, впишите пропущенные буквы. Смотрят на слайд и на карточки.

    Жюри подводит итоги: «Знайки» 2 балла, «Затейники»1балл.

     Счёт:6-5

    -Молодцы! Справились с заданием. Прошу вас читайте и запоминайте рассказы Н. Н. Носова. (Обратить внимание на выставку).

     «Знайки»: Мы угадали: Кнопочка, Котька, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Славик, Знайка, Вадик, Незнайка, Снежинка.

     «Затейники» не успели, Угадали только7 слов.

    Физминутка.

    Один представитель от команды проводит разминку-паузу.

    Пятый конкурс: «Конкурс капитанов».

    -Капитаны по очереди назовите особенности рассказов Н. Н.Носова.

    -Молодцы капитаны.

    Жюри подводит итог за конкурс и общий счёт. Капитаны с заданием справились. Молодцы! Приносят командам по одному баллу.

    Счёт: 7-6. Впереди «Знайки».

    -Доступный язык.

    -Их легко читать.

    -Их интересно слушать.

    - Они поучительны, например, учат не паниковать. Как рассказы «Живая шляпа», «Затейники».

    -Они учат не портить предметы. Как рассказ «На горке».

    -Они учат исправлять свои ошибки. Как рассказ «На горке».

    -Рассказы Н. Н. Носова о таких же ребятах, как и мы.

    -Счастливый конец.

    -Герои рассказов фантазёры, выдумщики.

    -Герои рассказов всегда попадают в «приключения».

    - У героев простые мечты.

    - В произведениях всегда есть волнующие моменты, т. е. чувство тревоги, с которым герои справляются...

      Конкурс шестой: «Домашнее задание».

    Это творческий конкурс. Ребята сами выбирали себе задание и готовили его.

      -Молодцы! Аплодисменты артистам. «Знайки», узнали произведение. Назовите.

    - Почему дети себя так называли?

    - В какую игру играли дети?

    - Кого изображали дети?

    -Как дети организовали игру?

     - Почему игра прервалась?

    - Что вы можете сказать о них? Что им посоветуете?

     Команда «Затейники» ваше домашнее задание.

       -Молодцы! «Знайки», ваш ответ.

       - Кто главный герой рассказа, и каким мы его представляете.

    - Какую ошибку он совершил?

    - Почему он совершил эту ошибку?

      -Как он исправил ошибку?

      Команды справились с заданием. Слово жюри: Команды молодцы! Мы решили каждой команде дать по баллу.

    Счёт:8-7. Выигрывает команда  «Знайки», с «перевесом» в одно очко.

    «Затейники»: Мы приготовили инсценировку по рассказу Н. Н. Носова заданием соперникам узнать произведение.

       Инсценировка (участвуют двое, завешен стол,  сидят под одеялом). Диалог.

      - Вот и хорошо, что у нас свой дом. Мы всегда здесь жить будем и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

    - Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

    - Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон.

    - А ты меня видишь?

    - Нет. А ты меня?

    - И я – нет. Я даже себя не вижу.

    - Ой! Ай!

    -Это фрагмент  рассказа «Затейники».

    - Они придумывали разные игры, затевали развлечения.

    - Игра по сказке «Три поросёнка».

    - Они изображали поросят, которые прячутся от волка.

     - Стащили с кровати одеяло, завесили им стол. Получился дом. ..

    - Дети так увлеклись, что напугали друг друга…

    - Не паниковать, быть внимательней. Продумывать игры…

     «Затейники». У нас пересказ от имени героя рассказа. Соперникам узнать рассказ.

    « Один раз зимой я взял коньки и пошёл во двор…»

    - Это рассказ Н. Н. Носова « На горке».

    - Главный герой Котька, мальчик примерно нашего возраста. Он хитрый, иногда ленивый, но честный…

    - Не помогал ребятам строить горку. Засыпал горку песком.

    - Не задумывался, когда посыпал горку, что не сможет съехать.

    - Засыпал горку снегом, да ещё и ступеньки сделал.

    - А  вы попадали в подобные ситуации?

    Седьмой конкурс: «Творческий эксперимент».

     Представьте себя Н. Н. Носовым и расскажите кратко подобную ситуацию. Даётся время на подготовку.

       -Команды справились с заданием. Слово жюри: Командам по одному баллу.

     Счёт: 9-8.

    -Да.

      «Затейники». Рассказывает один человек от команды:

     -  Однажды ко мне в гости пришли подруги. Мы решили поиграть в прятки. Я залезла в шкаф и наступила на игрушку  с пищалкой, которая давно потерялась. Я от неожиданности закричала, своим криком и подруг напугала.  Но потом мы долго смеялись.

     

      «Знайки».

    - Осенью во дворе мы играли в прятки.

    Костя спрятался под лодку. Уже всех детей нашли, а его нет. Все дети стали искать Костю. Он молит. Мы стали его звать: «Костя выходи, мы устали тебя искать. И больше в прятки играть не будем». Костя вылез. Мы спросили его, почему он так долго молчал. Костя ответил, я ждал, когда вы скажите: «Сим, сим, откройся!»  Все долго смеялись.

    Конкурс восьмой «Точка зрения».

     Команда «Знайки» вам слова В. Кудрявцевой, команда «Затейники» вам слова русской пословицы. Объясните свою точку зрения, к какому произведению их можно отнести и докажите это.

      Слайд4: У страха глаза велики.

       У страха не зубы – клыки.

     А я ничего не боюсь-

     Придумаю страх и смеюсь.

                      (В. Кудрявцева)

                 

    Слайд5: Умный грешит

    да поправить спешит: и порядок поставит, и дело поправит.

            (русская пословица)

      -Молодцы ребята. Это было последний конкурс и вы с ним справились.

       

      Тексты на карточках.

      Команды обдумывают ответ.

      «Знайки»

    - Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказам «Живая шляпа», «Затейники». Они учат ничего не бояться. Не впадать в панику. Быть организованнее, а если что-то случилось «не раздувать из мухи слона».

     «Затейники».

    -Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказу «На горке».

    Котька тоже испортил горку, а потом всё исправил, да ещё и ступеньки сделал. Грешит т. е портит,  учит  пословица, как и рассказ, не портить вещи, чужое - не брать. А если случайно что-то испортится, то починить или отремонтировать.

     

    III. Подведение

    итогов

       Слово жюри:

     Вы были активны, умны. Умели  грамотно ответить на вопросы. За последний конкурс команды получают по одному баллу.

     Общий счёт:10- 9. Побеждает команда «Знайки», которая победила команду «Затейники» с разницей в одно очко.

    - Команда победителей получает пятёрки. Всем аплодисменты. Вы, ребята, молодцы хорошо знакомы с творчеством Н. Н. Носова. Если не все произведения прочитали, советую прочитать (обращаюсь к выставке).

    IV. Домашнее задание.

      Домашнее задание: напишите письмо со словами благодарности, начните его так «Николай Николаевич спасибо…» Лучшие письма мы расположим на стенде -внеклассное чтение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

    Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

    технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

    Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

    Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

    Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...