Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Творчество Н. Н. Носова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Шабрина Марина Николаевна

 

 Урок литературного чтения во 2 классе. 

 Тема урока: «Творчество Н. Н. Носова».

 Цель урока: обобщить знания учащихся.

 Задачи урока:

 -совершенствовать коллективные формы работы;

-развивать умение понимать прочитанное;

 -развивать познавательные и творческие способности детей;

 -развивать память, речь, мышление;

 -прививать любовь и интерес к книге, к чтению;

 - расширить читательский кругозор;

-воспитывать умение слушать друг друга

 

Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.

 Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka_otpravit.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

 Программа Министерства образования Р. Ф.

 Учебник «Родная речь», М. «Просвещение»; составители: Л. Ф. Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

 Тема урока: «Творчество Н. Н. Носова».

 Цель урока: обобщить знания учащихся.

 Задачи урока:

 -совершенствовать коллективные формы работы;

-развивать умение понимать прочитанное;

 -развивать познавательные и творческие способности детей;

 -развивать память, речь, мышление;

 -прививать любовь и интерес к книге, к чтению;

 - расширить читательский кругозор;

-воспитывать умение слушать друг друга

 

Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.

 Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».

                                                      Ход урока:

этапы урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Организа-

ционный

момент.

- Доброе утро!

Сегодня интересный день,

Вас ждут конкурсы, задания

Литературное состязание!

Команды занимают свои места.

- Как вы понимаете литературное состязание?

- Верно.  На литературном состязании вас ждут конкурсы. За ответами будет следить жюри, которое после каждого этапа будет подводить итоги.

 Жюри – называю имена отчества преподавателей. Команде победителей будут выставлены пятёрки.

 - Команды представьтесь и объясните, почему выбрали такие названия команд.

- Молодцы команды! Вы упомянули произведения Н. Н. Носова. (слайд 1 портрет Н. Н. Носова) Действительно наше состязание посвящено его творчеству. Обратите внимание на выставку книг. Возможно, во время состязания это будет вам подсказкой. Сосредоточьтесь. Мы начинаем.

-  Литературное состязание-  это соревнование,  нужно правильно  отвечать на вопросы.

- Это такой конкурс, в котором обязательно есть победитель.

Первая команда:

-Мы команда «Затейники»!

Любим весело играть,

Думать, что-то сочинять.

Хотим сегодня победить,

Всех ребят и гостей удивить!

- Нам всем понравился рассказ Н. Н. Носова «Затейники». Герои рассказа выдумщики, как и мы. Поэтому наше название «Затейники».

Вторая команда:

-Команда «Знайки».

Мы мудрые и находчивые.

Все задания решим!

К победе уже спешим!

Саша: -Я предложил это название. Ребята согласились. Потому что состязание посвящено творчеству Н. Н. Носова, а Знайка самый умный герой его произведения.

- Он сообразительный, мудрый и изобретательный, а мы хотим быть умными как он.

II. Конкурсы.

Первый конкурс: «Разминка».

Он посвящён автобиографии Н. Н. Носова. Предполагает мой вопрос и ваш краткий ответ. Команды отвечают по очереди.

- Где родился Н. Н.?

-Кем по профессии были родители Н. Н. Носова?

-В каком городе окончил институт кинематографии?

- Кем работал после окончания обучения этого института.

-Во сколько лет впервые был  опубликован его рассказ?

- Как он назывался?

-В каком журнале был опубликован?

- Как назывался первый сборник рассказов?

  Жюри подводит итоги первого конкурса. Команды ответили на равное количество вопросов. Получают по одному баллу.

Счёт: 1-1

- В городе Киеве.

-Родители были актёрами.

- В Москве.

-Он работал кинорежиссером.

- Первый рассказ в 30 лет.

-Затейники.

- В журнале «Мурзилка».

-Он назывался»Тук-тук-тук».

-Молодцы знаете автобиографию.

Второй конкурс: «Литературная эстафета».

Назовите известные вам произведения Н. Н. Носова. Победит та команда, которая больше назовёт названий. Команды отвечают по очереди.

-Вспоминайте.

-Конечно.

 Ребята справились с заданием. Конечно, вы назвали не все рассказы. Но у вас ещё многое впереди и обратите внимание на нашу выставку, какие ещё не читали, можете взять в библиотеке и познакомиться. Слово  жюри:

  Команда «Знайки» назвала 8 произведений им 2 балла, команда «Затейники» 5 -1 балл.

 Счёт: 2-3

-Затейники.

-На горке.

-Живая шляпа.

-Фантазёры.

-Телефон.

-Бенгальские огни.

-Витя Малеев в школе и дома.

-…

- Приключения Незнайки и его друзей.

-…

-А можно назвать ещё продолжение? «Незнайка в Солнечном городе».

- Заплатка.

-Прятки.

-Про репку.

-…

- Есть ещё рассказ «Милиционер».

  Слайд 2: лежала, соскользнула, подошёл,  накрыла, поползла, раскрашивали, обернулся, нагнулся.

 - Прочитайте ключевые слова. К какому произведению они относятся?

 - Как вы понимаете название рассказа?

- Почему шляпа оказалась живой?

- Что обозначают слова на слайде?

- Каких предметов?

Конкурс  третий: «внимательные читатели».

    Команда «Знайки»- выберете действия шляпы, «Затейники» действия ребят. Откройте учебник на с. 54-58 дополните свой ряд слов.

-Команды с заданием справились. Жюри подводит итоги.

  У команды «Затейники» ряд получился из 11 слов им 2 балла, у команды «Знайки» Ряд из 7 слов им балл.

  Счёт: 4-4.

- Это слова из произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

- Все события, которые происходят в рассказе, связанны с тем, что шляпа двигалась, поэтому автор и назвал рассказ «Живая шляпа».

- Потому что под шляпой был котёнок, и он двигал шляпу.

- Действия предметов.

- Действия шляпы и ребят.

   

 Команды работают с текстами.

«Знайки»:

- Лежала, соскользнула, накрыла, поползла.

- с. 55-вылезла, повернулась; с.56-лежала.

«Затейники»:

-Раскрашивали, подошёл, обернулся, нагнулся.

-с.54 –сидели, увидел. с.55 закричали; с.56-прибежали, тресну, взяли, заглянули.

Конкурс четвёртый: «Героев надо знать».

Слайд 3:

   Ко-ь-а                  Сл---к

   Кн---чка              Зн---а  

   Шпу---к              Ва--к

   Во--ун                Не----ка

   Пи –ль--н           Сн-ж--ка

  Команды угадайте имена героев, впишите пропущенные буквы. Смотрят на слайд и на карточки.

Жюри подводит итоги: «Знайки» 2 балла, «Затейники»1балл.

 Счёт:6-5

-Молодцы! Справились с заданием. Прошу вас читайте и запоминайте рассказы Н. Н. Носова. (Обратить внимание на выставку).

 «Знайки»: Мы угадали: Кнопочка, Котька, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Славик, Знайка, Вадик, Незнайка, Снежинка.

 «Затейники» не успели, Угадали только7 слов.

Физминутка.

Один представитель от команды проводит разминку-паузу.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов».

-Капитаны по очереди назовите особенности рассказов Н. Н.Носова.

-Молодцы капитаны.

Жюри подводит итог за конкурс и общий счёт. Капитаны с заданием справились. Молодцы! Приносят командам по одному баллу.

Счёт: 7-6. Впереди «Знайки».

-Доступный язык.

-Их легко читать.

-Их интересно слушать.

- Они поучительны, например, учат не паниковать. Как рассказы «Живая шляпа», «Затейники».

-Они учат не портить предметы. Как рассказ «На горке».

-Они учат исправлять свои ошибки. Как рассказ «На горке».

-Рассказы Н. Н. Носова о таких же ребятах, как и мы.

-Счастливый конец.

-Герои рассказов фантазёры, выдумщики.

-Герои рассказов всегда попадают в «приключения».

- У героев простые мечты.

- В произведениях всегда есть волнующие моменты, т. е. чувство тревоги, с которым герои справляются...

  Конкурс шестой: «Домашнее задание».

Это творческий конкурс. Ребята сами выбирали себе задание и готовили его.

  -Молодцы! Аплодисменты артистам. «Знайки», узнали произведение. Назовите.

- Почему дети себя так называли?

- В какую игру играли дети?

- Кого изображали дети?

-Как дети организовали игру?

 - Почему игра прервалась?

- Что вы можете сказать о них? Что им посоветуете?

 Команда «Затейники» ваше домашнее задание.

   -Молодцы! «Знайки», ваш ответ.

   - Кто главный герой рассказа, и каким мы его представляете.

- Какую ошибку он совершил?

- Почему он совершил эту ошибку?

  -Как он исправил ошибку?

  Команды справились с заданием. Слово жюри: Команды молодцы! Мы решили каждой команде дать по баллу.

Счёт:8-7. Выигрывает команда  «Знайки», с «перевесом» в одно очко.

«Затейники»: Мы приготовили инсценировку по рассказу Н. Н. Носова заданием соперникам узнать произведение.

   Инсценировка (участвуют двое, завешен стол,  сидят под одеялом). Диалог.

  - Вот и хорошо, что у нас свой дом. Мы всегда здесь жить будем и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

- Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

- Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон.

- А ты меня видишь?

- Нет. А ты меня?

- И я – нет. Я даже себя не вижу.

- Ой! Ай!

-Это фрагмент  рассказа «Затейники».

- Они придумывали разные игры, затевали развлечения.

- Игра по сказке «Три поросёнка».

- Они изображали поросят, которые прячутся от волка.

 - Стащили с кровати одеяло, завесили им стол. Получился дом. ..

- Дети так увлеклись, что напугали друг друга…

- Не паниковать, быть внимательней. Продумывать игры…

 «Затейники». У нас пересказ от имени героя рассказа. Соперникам узнать рассказ.

« Один раз зимой я взял коньки и пошёл во двор…»

- Это рассказ Н. Н. Носова « На горке».

- Главный герой Котька, мальчик примерно нашего возраста. Он хитрый, иногда ленивый, но честный…

- Не помогал ребятам строить горку. Засыпал горку песком.

- Не задумывался, когда посыпал горку, что не сможет съехать.

- Засыпал горку снегом, да ещё и ступеньки сделал.

- А  вы попадали в подобные ситуации?

Седьмой конкурс: «Творческий эксперимент».

 Представьте себя Н. Н. Носовым и расскажите кратко подобную ситуацию. Даётся время на подготовку.

   -Команды справились с заданием. Слово жюри: Командам по одному баллу.

 Счёт: 9-8.

-Да.

  «Затейники». Рассказывает один человек от команды:

 -  Однажды ко мне в гости пришли подруги. Мы решили поиграть в прятки. Я залезла в шкаф и наступила на игрушку  с пищалкой, которая давно потерялась. Я от неожиданности закричала, своим криком и подруг напугала.  Но потом мы долго смеялись.

 

  «Знайки».

- Осенью во дворе мы играли в прятки.

Костя спрятался под лодку. Уже всех детей нашли, а его нет. Все дети стали искать Костю. Он молит. Мы стали его звать: «Костя выходи, мы устали тебя искать. И больше в прятки играть не будем». Костя вылез. Мы спросили его, почему он так долго молчал. Костя ответил, я ждал, когда вы скажите: «Сим, сим, откройся!»  Все долго смеялись.

Конкурс восьмой «Точка зрения».

 Команда «Знайки» вам слова В. Кудрявцевой, команда «Затейники» вам слова русской пословицы. Объясните свою точку зрения, к какому произведению их можно отнести и докажите это.

  Слайд4: У страха глаза велики.

   У страха не зубы – клыки.

 А я ничего не боюсь-

 Придумаю страх и смеюсь.

                  (В. Кудрявцева)

             

Слайд5: Умный грешит

да поправить спешит: и порядок поставит, и дело поправит.

        (русская пословица)

  -Молодцы ребята. Это было последний конкурс и вы с ним справились.

   

  Тексты на карточках.

  Команды обдумывают ответ.

  «Знайки»

- Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказам «Живая шляпа», «Затейники». Они учат ничего не бояться. Не впадать в панику. Быть организованнее, а если что-то случилось «не раздувать из мухи слона».

 «Затейники».

-Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказу «На горке».

Котька тоже испортил горку, а потом всё исправил, да ещё и ступеньки сделал. Грешит т. е портит,  учит  пословица, как и рассказ, не портить вещи, чужое - не брать. А если случайно что-то испортится, то починить или отремонтировать.

 

III. Подведение

итогов

   Слово жюри:

 Вы были активны, умны. Умели  грамотно ответить на вопросы. За последний конкурс команды получают по одному баллу.

 Общий счёт:10- 9. Побеждает команда «Знайки», которая победила команду «Затейники» с разницей в одно очко.

- Команда победителей получает пятёрки. Всем аплодисменты. Вы, ребята, молодцы хорошо знакомы с творчеством Н. Н. Носова. Если не все произведения прочитали, советую прочитать (обращаюсь к выставке).

IV. Домашнее задание.

  Домашнее задание: напишите письмо со словами благодарности, начните его так «Николай Николаевич спасибо…» Лучшие письма мы расположим на стенде -внеклассное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...

Конспект урока литературного чтения "Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»

Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стил...