"Две лягушки" Л. Пантелеев
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тема урока: Л.Пантелеев «Две лягушки».
Цели урока:
Обучающие:
1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
2) обогащать словарный запас учащихся;
3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.
Развивающие:
1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактический материал учителя: презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Постановка целей урока.
1. Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать?
Зелёные старушки
На болоте у опушки
Жили – были две старушки-
Две толстушки-хохотушки
И от пяток до макушки зелёные.
У старушек в кладовушке
Есть запасы, но в кадушке
Не чернушки, не волнушки,
А кузнечики и мушки солёные.
Что за странные старушки?
Е. Явецкая.
2. - Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.
- Чем они питаются?
3. А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.
III. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
1. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.
- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.
Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.
- Какое из этих произведений вам уже знакомо?
IV. Изучение нового материала.
Сегодня мы прочитаем произведение «Две лягушки» Л. Пантелеева.
1. Подготовка к восприятию.
1). Выполнение упражнений, расположенных перед текстом (стр. 35).
2). Выяснение значений слов.
-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ?
-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ?
-Это слова синонимы.
-Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.
2. Просмотр диафильма «Две лягушки». (Слайды)
3. Беседа по первым впечатлениям.
-К какому литературному жанру относится это произведение?
-Какая лягушка вам понравилась и чем?
4. Повторное чтение сказки цепочкой. Работа по содержанию.
- Где жили две лягушки-подружки?
- Почему именно про ленивую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? Чем жизнь в городском парке отличается от жизни в лесу?
-Что случилось однажды с лягушками?
-Как они оказались в горшке со сметаной?
- Что сделала первая лягушка, лентяйка?
- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают?
- Как повела себя вторая лягушка?
- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе?
-Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить?
- В каких словах содержится главная мысль сказки?
5. Составление характеристики героев. Анализ произведения.
- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.
- Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте.
- А как называют людей с таким характером.
- Что случилось с трусливой лягушкой?
- А другая лягушка, как она рассуждала?
- А что случилось с храброй лягушкой.
-Что можно сказать о лягушке, которая спаслась?
-Как относится автор к ней?
-Чему учит эта история?
6. Сравнительная характеристика героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки». Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки.
-Какими были лягушки по характеру. Рабочая тетрадь, стр. 60
1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая, бодрая
2 лягушка – засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая
V. Обобщение.
- Итак, мы проанализировали сказку «Две лягушки» Л. Пантелеева.
-Какая главная мысль прочитанной сказки?
-Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»?
-Какой вывод ты для себя сделал?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?
- Какой конец вам больше нравится?
- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
- Какие черты характера будете воспитывать в себе?
- Повторите главную мысль сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Пантелеев «Две лягушки».
Цели урока:
Обучающие:
1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
2) обогащать словарный запас учащихся;
3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.
Развивающие:
1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактический материал учителя: презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Постановка целей урока.
1. Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать?
Зелёные старушки
На болоте у опушки
Жили – были две старушки-
Две толстушки-хохотушки
И от пяток до макушки зелёные.
У старушек в кладовушке
Есть запасы, но в кадушке
Не чернушки, не волнушки,
А кузнечики и мушки солёные.
Что за странные старушки?
Е. Явецкая.
2. - Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.
- Чем они питаются?
3. А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.
III. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
1. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.
- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.
Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.
- Какое из этих произведений вам уже знакомо?
IV. Изучение нового материала.
Сегодня мы прочитаем произведение «Две лягушки» Л. Пантелеева.
1. Подготовка к восприятию.
1). Выполнение упражнений, расположенных перед текстом (стр. 35).
2). Выяснение значений слов.
-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ?
-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ?
-Это слова синонимы.
-Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.
2. Просмотр диафильма «Две лягушки». (Слайды)
3. Беседа по первым впечатлениям.
-К какому литературному жанру относится это произведение?
-Какая лягушка вам понравилась и чем?
4. Повторное чтение сказки цепочкой. Работа по содержанию.
- Где жили две лягушки-подружки?
- Почему именно про ленивую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? Чем жизнь в городском парке отличается от жизни в лесу?
-Что случилось однажды с лягушками?
-Как они оказались в горшке со сметаной?
- Что сделала первая лягушка, лентяйка?
- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают?
- Как повела себя вторая лягушка?
- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе?
-Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить?
- В каких словах содержится главная мысль сказки?
5. Составление характеристики героев. Анализ произведения.
- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.
- Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте.
- А как называют людей с таким характером.
- Что случилось с трусливой лягушкой?
- А другая лягушка, как она рассуждала?
- А что случилось с храброй лягушкой.
-Что можно сказать о лягушке, которая спаслась?
-Как относится автор к ней?
-Чему учит эта история?
6. Сравнительная характеристика героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки». Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки.
-Какими были лягушки по характеру. Рабочая тетрадь, стр. 60
1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая, бодрая
2 лягушка – засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая
V. Обобщение.
- Итак, мы проанализировали сказку «Две лягушки» Л. Пантелеева.
-Какая главная мысль прочитанной сказки?
-Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»?
-Какой вывод ты для себя сделал?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?
- Какой конец вам больше нравится?
- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
- Какие черты характера будете воспитывать в себе?
- Повторите главную мысль сказки.
-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.
Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки: от лица автора, как и написана сказка, а также от лица храброй, сильной, веселой лягушки (С. 35–37).
Использованные ресурсы.
- Николаева С.В. Литературное чтение 2 класс "Поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой", II полугодие, Волгоград, "УЧИТЕЛЬ", 2010 г.
- О.В.Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2012г.
- О.В.Кубасова. Рабочая тетрадь по чтению к учебнику "Любимые страницы". Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе. Л.Пантелеев "Две лягушки"
Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Пантелеева "Две лягушки" (2 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-274483-1374052596.jpg)
Урок литературного чтения. 2 класс. "Театральные гастроли детского театра. Пока силы есть буду бороться. Л. Пантелеев. Две лягушки"
С первого класса надо учить детей интерпретировать замысел автора. Детям очень нравятся такие формы работы как изменение концовки произведения. Эти приемы способствуют пробуждению творческого воображе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-371699-1388474055.jpg)
Леонид Пантелеев "Две лягушки" урок литературного чтения во 2 классе.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Леонид Пантелеев "Две лягушки"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-371699-1388474055.jpg)
Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".
Презентация урока литературного чтения Леонид Пантелеев "Две лягушки"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-100614-1358663698.jpg)
Учимся анализировать сказку. Л Пантелеев «Две лягушки»
На уроке используется технология продуктивного чтения, а также приемы технологии развития критического мышления. Урок нацелен на формирование универсальных учебных действий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-100614-1358663698.jpg)
Л. Пантелеев. Две лягушки
Технологическая карта урока литературного чтения "Л. Пантелеев "Две лягушки" + презентация...