Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Идрисова Оксана Ивановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программы УМК « Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.chtenie.docx84.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программы УМК « Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа ХХIвека»- М.: Вентана- Граф,2011.

            Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.

           Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа ХХI века»:

Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим  основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его

структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • различение художественных и научно-популярных произведений;
  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Содержание тем учебного курса.

№ п/п

Название разделов

Всего часов

Содержание

Универсальные учебные действия

1

Виды речевой

и читательской деятельности

34 ч

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.

Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.

Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.

Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе.

Понятия:жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт

Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся.

Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.

Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но, -ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня.

Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).

Чтение смысловых частей текста, абзацев.

Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).

Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.

Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.

Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида

Работа с разными видами текста

Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным.

Структура текста: абзацы, части.

Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.

Форма текста: стихотворная и прозаическая.

Деление текста на части.

Главная (основная) мысль.

Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).

Понятия:текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль

Работа с текстом художественного произведения

Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.

Понимание заглавия произведения и его соответствия содержанию произведения.

Понятия:Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.

Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей).

Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).

Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.

Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.

Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно)

Работа с текстом научно-популярного произведения

Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.).

Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых слов и предложений.

Пересказ подробный и краткий по готовому плану

Работа с учебным текстом

Чтение вступительных статей и выделение основных учебных задач.

Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов

Библиографическая культура

Книга учебная, художественная.

Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.

Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.

Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.

Говорение (культура речевого общения)

Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).

Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведения фольклора или детской литературы.

Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений вежливости.

Монологическая речь автора, героев произведений.

Построение монологов (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3–4 предложения).

Понятия:диалог, реплики героев, обращения, монолог, полилог

Письмо (культура письменной речи)

Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи.

Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.

Выделение в текстах произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).

Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами и антонимами.

Выявление особенностей художественного слова

познавательные :

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам.

Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности.

Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).

Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях.

Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения

Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).

Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).

Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д.

Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.).

Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами.

Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев.«Яблоко»).

Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой.

Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге.

Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев.

Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров

Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).

Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).

Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.

Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины).

Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста.

Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль

Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.).

Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.

Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.

Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним.

Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.

 

2

Круг чтения

102 ч

Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов и тем; особенности.

Рассказы о родной природе, детях и животных детских писателей, писателей-классиков.

Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм).

Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детские периодических издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

познавательные :

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

3

Литературоведческая пропедевтика

Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.

Стихотворная и прозаическая форма произведения.

Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.

Общее представление о басне, рассказе, стихотворении

познавательные :

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

4

Творческая деятельность учащихся (в течение года)

Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).

Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.

Постановка «живых картин» отдельных эпизодов произведения.

Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.

Пересказ от лица героя или автора.

Рассуждение о произведении и героях, формулировка собственной точки зрения.

Интерпретация позиции автора (точки зрения автора).

Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.

Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

познавательные :

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Конструировать описание картин к отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора.

Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным.

5

Чтение: работа с информацией (в течение года)

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»).

Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).

Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.

Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет«литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Ученик научится:

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг -сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг

по теме, жанру или авторской принадлежности.

Учебно-методический  комплект:


1.Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». 3 класс. 2части. - . М.«Вентана – Граф», 2013 г.

2.Ефросинина Л.А. «Хрестоматия по литературному чтению». -  М.«Вентана – Граф», 20103г.

3.Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь 2ч. -  М.«Вентана – Граф», 2013г.

4.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка качества знаний. 2части. М.«Вентана – Граф», 2013г.

Список литературы:

1. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».   /  Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010г. – 158с.

2. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов:          ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – 88 с.

3.  Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»

4.Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». 3 класс. 2части. - . М.«Вентана – Граф», 2013 г.

5.Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь 2ч. -  М.«Вентана – Граф», 2013г.

Приложение

1.Использование ИКТ в общеобразовательном процессе

Тема урока

Кол-во часов

1

Русская сказка «Про Ленивую и Радивую».

1

2

Обобщение по разделу. Проверь себя.

6

3

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

2

4

Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

1

5

Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Какие бывают дожди».

1

6

Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк».

2

Учебно – тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс

( 4часа  в неделю,  всего 136 час.)

УМК  «Начальная школа XXI»

№ п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Устное народное творчество. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, скороговорки.

1

2

Устное народное творчество. Старик – годовик. В.Даль.

1

3

Устное народное творчество. Русская народная сказка «Самое дорогое».

1

4

Устное народное творчество. Русская сказка «Про Ленивую и Радивую».

1

5

Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1

6

Устное народное творчество. Сказки с загадками. Русские народные сказки «Дочь - семилетка»,

1

7

Устное народное творчество. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр».

1

8

Устное народное творчество. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр». Деление на части, составление плана.

1

9

Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

1

10

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки

1

11

Устное народное творчество. Былина «Добрыня и Змея», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

1

12

Устное народное творчество. Былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Первый бой Ильи Муромца»

1

13

Устное народное творчество. Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Алёша Попович».

1

14

Устное народное творчество. Былины. «Вольга и Микула».

1

15

Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

1

16

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

17

Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лиса и виноград».

1

18

Басни. И. Крылов «Ворона и Лисица»».

1

19

Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

1

20-21

Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»

2

22

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

23

Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный».

1

24

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

25

Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

26

Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Работа с образами героев.

1

27

Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Словесное иллюстрирование эпизодов сказки.

1

28

Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Заучивание отрывков наизусть.

1

29

Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Упражнения в чтении по ролям.

1

30

Литературное слушание

 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

1

31

Произведения А. С. Пушкина. Сказки Пушкина. К. Паустовский. Вот север, тучи нагоняя.

1

32

Произведения А. С. Пушкина. Зимний вечер. А.С. Пушкин.

1

33

Няне. А.С. Пушкин. Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

34

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

1

35

Стихи русских поэтов. А Майков «Осень»

1

36

Стихи русских поэтов. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…».

1

37

Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»

38

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

39-40

Произведения Л.Толстого. Л.Толстой. Сказка «Два брата», «Белка и волк».

2

41-42

Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

2

43

Произведения Л.Толстого. Л.Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди».

1

44

Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

1

45

Произведения Л.Толстого.  Л.Толстой «Прыжок».  

1

46

Как боролся русский богатырь. Былина.

1

47

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»

1

48

Литературное слушание. Книги Л. Н. Тол-стого.

Дополнительное чтение рассказов
Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

49

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

50

Произведения Н.Некрасова. Н. Некрасов «Крестьянские дети».  К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок».

1

51

Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст

1

52

Произведения Н.Некрасова. Н. Некрасов «Славная осень».

1

53

Н. Некрасов «Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

54

Произведения Н.Некрасова. Н. Некрасов «Мороз воевода».

1

55

Произведения Н.Некрасова. К.И.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем»

1

56

Обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова»

1

57-58

Произведения А.П.Чехова. А.П.Чехов «Степь».

2

59

А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь»

1

60

Произведения А.П.Чехова.  «Ванька». О рассказах А.П. Чехова. Н.Шер.

1

61

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

1

62

Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи.

1

63

Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

1

64

Сказки зарубежных писателей.  И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

1

65

Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Зимняя сказка». Краткий пересказ по готовому плану.

1

66

Стихи русских поэтов. И Никитин «Русь».

1

67

Стихи русских поэтов. И. Никитин «Утро».

1

68

Стихи русских поэтов. И.Суриков «Детство».

1

69

Литературное слушание. Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

1

70

Стихи русских поэтов. С.Дрожжин «Привет», «Зимний день».

1

71

Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

1

72

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

73

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

74

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».Озаглавливание частей.

1

75

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  Пересказ по готовому плану.

1

76

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех».  

1

77

Литературное слушание. Рассказы о животных.

Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

1

78

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка.

1

79-80

Произведения А.Куприна. А.Куприн «Синяя Звезда».

2

81-83

Произведения А.Куприна. А.Куприн «Барбос и Жулька».

3

84

Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье»

1

85

Книги о братьях наших меньших. А. Куприн «Ю-ю»

1

86

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

87

Стихи С.Есенина. Есенин. Стихи о Родине.

1

88-89

Стихи С.Есенина. С.Есенин. Стихи о природе.

2

90

Стихи С.Есенина. С.Есенин «Бабушкины сказки».

1

91

Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня»

1

92

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

93-94

Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Стальное колечко».

2

95-96

К. Паустовский «Заячьи лапы»

2

97-98

Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Кот – ворюга».

2

99

Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Какие бывают дожди».

1

100

Произведения К.Г.Паустовского. Рассказы К.Г.Паустовского.

1

101

Литературное слушание.

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

1

102

Произведения С.Маршака. С.Маршак «Урок родного языка».

1

103

Произведения С.Маршака. С.Маршак «Ландыш». В.Субботин «С Маршаком».

1

104

Литературное слушание.

С. Маршак «Кошкин дом»

1

105

Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»

1

106

Рассказы Л.Пантелеева. Л.Пантелеев «Честное слово».

1

107

Рассказы Л.Пантелеева. Л.Пантелеев «Честное слово». Деление на части, составление плана.

1

108-109

Рассказы Л.Пантелеева. Л.Пантелеев «Камилл. и учитель».

2

110

Литературное слушание.

Книги Л. Пантелеева.

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

1

111

Рассказы Л.Пантелеева. Рассказы Л.Пантелеева.

1

112

Произведения А.Гайдара. А.Гайдар «Горячий Камень».

1

113

Произведения А.Гайдара. А.Гайдар «Горячий Камень». Упражнения в кратком пересказе текста.

1

114-116

Произведения А.Гайдара. А.Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок).

3

117

Произведения А.Гайдара. 

Аркадий Гайдар. С.Михалков.

Об Аркадии Петровиче Гайдаре. К. Паустовский.

1

118-119

Произведения М.Пришвина. М.Пришвин «Моя Родина.

2

120

М. Пришвин «Двойной след»

1

121-123

Произведения М.Пришвина. М.Пришвин «Выскочка».

2

124

Произведения М.Пришвина. М.Пришвин «Жаркий час». В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

1

125

Литературное слушание. Детские книги о природе.

Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам»

1

126

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

127

Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк».

1

128

Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк». Упражнения в чтении и озаглавливании.

1

129

Произведения зарубежных писателей.  Дж. Лондон «Бурый волк». Заучивание наизусть описания волка.

1

130

Произведения зарубежных писателей.  Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

1

131

Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Чтение по частям и озаглавливание.

1

132

Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей.

1

133

Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон. Животные – герои.

1

134

Произведения зарубежных писателей. Произведения зарубежных писателей.

1

135

Обобщение по разделу. Проверь себя.

1

136

Итоговая проверка начитанности и читательских умений.

1

№ п/п

Наименование разделов или глав

Всего часов

 Из них

Дата

 

Контрольные работы

план

Факт

1

2

3

4

5

6

1

  1. Устное народное творчество.

Басни

22

1

2

  1. Произведения
  2. русских писателей

82

1

3

  1. Произведения
  2. русских поэтов

19

1

4

  1. Произведения

зарубежных писателей

13

1

  1. Итого:

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...