Урок чтения в 1 кассе.Программа "Наш 21 век"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Чайкина Светлана Александровна

Урок по чтению. Л. А. Ефросинина.1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения

по программе «Начальная школа ХХI века»,

«Наш ХХI век» по Н.Ф. Виноградовой.

Чайкина Светлана Александровна

Учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2,

Пермский край, г.Чайковский

Урок   чтения

по  программе  Л.А Ефросининой

«Литературное  чтение»

                       

                                                                      1  класс (1-4)

Тема: «Сказки  о  животных.  В.Г.Сутеев. «Дядя  Миша»»

Цели: Познакомить  учащихся  со  сказкой  В.Г.Сутеева «Дядя  Миша»;

          воспитывать интерес к  чтению, используя ИКТ.

Учебные задачи:

  • учить воспринимать сказочный текст;
  • формировать понятие « сказка»;
  • учить определять тему сказки, правильно называть произведение,
  • учить рассказывать сказку по плану.

Учебные умения:

  • определять жанр и тему сказки;
  • правильно называть сказку;
  • составлять модель обложки, используя ИКТ;
  • составлять схематический план под руководством учителя;
  • рассказывать сказку по плану.

Оборудование:

    книга В.Г. Сутеева  «Дядя Миша», листочки, цветные  карандаши, ручка, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Учебники.

Литературное слушание. Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана – Граф, 2006.

Тетради.

Литературное слушание: рабочие тетради. Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана – Граф, 2006.

Книги для учителя.

Беседы с учителем. Методика обучения: 1 кл. (1 – 4) / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана – Графф, 2004.

Программы четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана – Графф, 2004.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Постановка темы урока:

                 - Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним произведением Владимира Григорьевича Сутеева – «Дядя Миша».

  1. Первичное восприятие произведения.

(читает учитель, дети слушают, книги закрыты)

  • Послушайте текст.
  • Понравилось ли вам произведение?  (Да).
  • Что вам понравилось?

(Все звери помогают Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляют в своей речи волшебные слова «спасибо», « на здоровье» и др.)

-Что вам не понравилось?

(Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца, он воровал кур и уток)

  • Когда вам было весело?

(Когда  на Медведя напали собаки и чуть всю шкуру не содрали)

  1. Моделирование обложки:
  • Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала: рассказ, сказку, стихотворение? (Сказку)
  • Почему вы так решили?

(Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, таскает кур и уток. В реальной жизни такого не бывает.)

  • Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

(Дети рисуют простым карандашом на листочках схему)

                  (Слайд 1. Схема)

  • Почему вы нарисовали круг?

(Условное обозначение круг – сказка)

  • Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?

(О животных)

- Правильно. Покажите на своих моделях. (Дети закрашивают круг)

                  (Слайд 2. Схема)

                  -    А теперь откройте книги на стр. 34

                       Найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал?  (В.Г.Сутеев.)

  • Какая это сказка: авторская или народная?  

     (Авторская, т.к. автор Сутеев В.Г.) 

  • Покажите на модели фамилию автора.
  •  (Дети чертят прямоугольник в верхней части модели, закрашивают красным карандашом, потом пишут фамилию автора.)

                                                                   Проверим

                 

                   (Слайд 3. Схема)

        

- Ребята, что вы знаете об этом человеке, писателе, авторе?

 (Сутеев рисовал иллюстрации к детским книжкам, рисовал мультфильмы,   писал сценарии к мультфильмам.)

- У Сутеева еще был один секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. Он сам      иллюстрировал свои произведения.

-Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?

 ( «Дядя Миша»)

-А как бы вы озаглавили?  («Медведь», «Лиса и Медведь», «Зимние запасы», «Звери готовятся к зиме» и т.д.)

-Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно.

- Смоделируйте название сказки. (Дети чертят .)

-Сравните с моей моделью.

                  (Слайд 4. Схема)

                         

   

     - Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

      ( Сутеев. « Дядя Миша», сказка о животных.)

  1. Работа с текстом.

-Кто главный герой в сказке? ( Дядя Миша)

-Переверните  ваши модели на другую сторону,  покажите это. Вот так:                                               

           (Слайд 5. Схема)

        

  • С чего начинается сказка?

  (Дети читают начало сказки, где Медведь встречается с Зайцем?)

- Покажите на модели.  (Дети рисуют дополнительный круг и букву «З»)

        (Слайд 6. Схема)

        

  • Почему между ними двусторонняя стрелка? (Потом, у что Медведь разговаривает с Зайцем, Заяц разговаривает с Медведем.
  • Как это явление называется в литературе, русском языке? (Диалог).

           (Слайд 7. Схема)

  • Что такое «диалог»?  (Это разговор двух или нескольких лиц).
  • Что делал Заяц?  (Морковку дергал).
  • Покажите на модели. (Дети рисуют в кружке «З» морковку)

           (Слайд 8. Схема)

        

  • О чем попросил Заяц Медведя? Прочитайте.
  • Как Медведь дергал морковку?  (Поплевал Медведь себе на лапы….., да так, что во все стороны полетела….).
  • С кем дядя Миша встречался дальше?  (С Ежиком, и они вместе собирают грибы)

-    Покажите на модели.

         (Дети рисуют гриб в кружке «Ё»)

(Слайд 9. Схема)

        

     -    Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?  (Нет)

  • Как он относился к делу?  Прочитайте.   (Ходит Ежик……Медведь топчет.)
  • Кто потом позвал Медведя?  (Белочка).
  • Покажите на модели.

(Дети рисуют в кружке « Б» орех)

(Слайд 10. Схема)

        

  • Что Белка собирала с Медведем?  (Орехи).
  • Как Медведь собирал орехи?  (Обхватил Медведь лапами целый куст…., взвалил себе на спину и потащил).
  • С кем произошла встреча дальше? ( С котом )
  • Покажите на модели. (Дети рисуют дополнительный кружок и букву «К»)

(Слайд 11. Схема)

        

        - Куда Кот позвал Медведя?  (На рыбалку).

        - Справился ли дядя Миша с таким делом как рыбалка?  (Нет).

        - Покажите на модели. (Дети рисуют в кружке «К» рыбку)

(Слайд 12. Схема)

        

- Кто встретился потом?  (Лиса).

(Дети рисуют дополнительный кружок и букву «Л»)

(Слайд 13. Схема)

      -Что предложила Лиса Медведю? Прочитайте.

        (Пойдем - ка в деревню кур, уток таскать).

      -Как они охотились? (на модели: яйцо).

  • О ком еще говорится в сказке?  (О мышонке)
  • Покажите на модели.

(Дети рисуют дополнительный кружок и букву «М»)

(Слайд 14. Схема)

      -  Что сказал Мышонок Медведю? ( «Эх, дядя Миша!… свистнул и побежал дальше).

- А что бы вы сказали, если бы оказались на месте Мышонка?

(Нехорошо воровать, начатое дело надо доводить до конца).

Учитель собирает модели.

-  Дети,  «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок.»

-  Чему учит наша сказка?

-  Какой урок мы возьмем из нее?

- Что хотел сказать нам автор?

(Сказка  учит  трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если  взялся за дело, то доведи его до  конца).

      (Слайд15. Слова)

ТРУДОЛЮБИЕ

ТЕРПЕНИЕ

ДОБРО

БЕСКОРЫСТИЕ

6. Физ.минутка (дети-герои сказки).

     Покажите:

      -     Как прыгает Зайчик?

  • Как ходит Медведь?
  • Как Медведь дергал морковку?
  • Как прыгает Белочка?
  • Как показывает хитрые глазки Лиса? и т. д.

7.Работа с текстом.

   Игра «Молчанка».

  • Я показываю вопрос, вы читаете молча, отвечаете на вопрос.

(Слайд 16. Слова)

С   КЕМ   МЕДВЕДЬ  ДЕРГАЛ  МОРКОВКУ?

КУР  ТАСКАЛ?

ГРИБЫ  СОБИРАЛ?

РЫБУ  УДИЛ?

ОРЕХИ  РВАЛ?

8. Выявление читательского опыта.

  • Как называется сказка, с которой мы сегодня знакомились?

      («Дядя Миша»)

 -Чему учит сказка?

      (Трудится, помогать своим друзьям, доводить начатое дело до конца, добру.)

-Подходят ли пословицы к уроку?

(Слайд №17 с пословицами)

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

ДЕЛУ - ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ-ЧАС.

КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО.

КАКОВА РАБОТА, ТАКОВА И НАГРАДА.

9. Рекомендации по работе с книгой.

    - Ребята, расскажите эту сказку дома своим родителям от имени дяди Миши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...