Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Колмогорова Елена Петровна

Разработка урока по литературному чтению по теме: К.И.Чуковский. Приключение белой мыши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit.chteniyu_3_kl.did_.igra_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению

Тема: «К.И.Чуковский. Приключения белой мыши»

Цели урока: 1. Познакомить детей с творчеством  К.И.Чуковского.

                       2. Прививать любовь к чтению.

                       3. Развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать                                         навык осмысленного и выразительного чтения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

Работа над скороговоркой.

Села Алеся, с печи ноги свеся,

Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

  1. Постановка цели урока.

- Сегодня мы будем читать сказку замечательного детского поэта. Вы знакомы с его произведениями с с самого раннего детства, его сказки  и стихи читали вам, когда вам было два-три года. А фамилию его вы узнаете по таким строчкам:

    Но тарелки вьются-вьются,

                                           А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

-Правильно, эти строчки принадлежат К.И.Чуковскому. Давайте прочтем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный». Как вы понимаете эти слова? (Я считаю, что талант К.И.Чуковского – это его книги: веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей. Но уж если встретится кто-то злой или глупый, то у писателя находится для него непобедимое средство – смех. Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят. Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все, что нас окружает).

- А что вы знаете о жизни писателя? (Сообщение  Д.Ильи)

- Знаете ли  вы, что К.И.Чуковский  работал над такими жанрами, как небылицы. Вспомните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?»

Стихи:    «Рады, рады, рады

                 Светлые березы,

                 И на них от радости

                 Вырастают розы»

Загадки:  Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки,

                На меня они глядит, молока они хотят.

А вот сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил

Крокодил, Крокодил Крокодилович…»

   Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и начал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

- А какие сказки Корнея Ивановича знаете вы? (Муха-Цокотуха, Тараканище, Федорино горе, Краденое солнце, крокодил, Айболит, Бармалей, Путаница и др.)

- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Корнея Ивановича – Приключения белой мыши.

  1. Словарная работа.

Слова:  красильщик и пунцовый

  1. Первичное чтение текста учителем 1ч.

- Ребята, скажите, какие чувства у вас возникли по отношению к Белянке?

- Какой фразеологизм можно подобрать, говоря о белянке как о человеке, выделяющимся в обществе? ( Белая ворона)

- Какие литературные приемы встретились нам а 1 ч.? (Сравнение: Белянка белая, как мел, как бумага, как снег. Мыши серые, как пыль на дороге. Олицетворение: разговор мышей).

  1. Выразительное чтение 2 ч. Хорошо читающим учеником.
  2. Жужжащее чтение вслух  3 ч.

- Какой по характеру представляется вам Белянка? (Добрая, отзывчивая, умеющая прийти на помощь.)

  1. Чтение по ролям 3ч. (Разговор Белянки и старой мыши)
  2. Творческое задание по командам.

- Придумайте свою историю о том, как дальше смогла бы сложиться судьба Белянки. (Выслушивание вариантов ответов детей)

  1. Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

Веселится народ-                                                    

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого Комара!         (Муха Цокотуха)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.             (Тараканище)

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя!»   (Мойдодыр)

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!     (Чудо-дерево)

И прибежала зайчиха и закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!            (Айболит)

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!               (Бармалей)

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла.      (Федорино горе)

«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!»                      (Краденое солнце)

А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!                (Телефон)

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»                                           (Путаница)

  1. Итог урока.

- О каком авторе мы сегодня говорили на уроке?

- Какое произведение начали изачать?

  1. Домашнее задание.

-Дочитать сказку до конца.

(Я считаю, что талант К.И.Чуковского – это его книги: веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей. Но уж если встретится кто-то злой или глупый, то у писателя находится для него непобедимое средство – смех. Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят. Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все, что нас окружает).

   

 Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил

Крокодил, Крокодил Крокодилович…»

   Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и начал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

           

     И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

 

Веселится народ-                                                    

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого Комара!         (Муха Цокотуха)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.             (Тараканище)

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя!»  

 

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!    

И прибежала зайчиха и закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!            

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!              

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла

«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!»                      

А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!                

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...