технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Тема "Встреча зимы" И.С.Никитин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_klass_vstrecha_zimy.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Учитель Л.О.Константинова

Цели: 

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

- Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку?

Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

Начинаем урок.

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

2. Актуализация знаний

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

Скороговорка      Белый снег. Белый мел

                             Белый сахар тоже бел.        

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Какую картину вы представили ?

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы

Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.)

Ответы детей.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

Постановка цели урока

- Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему.

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

-Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.

Учиться понимать настроение и мысли поэта

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Открытие нового

а) Орфоэпическая подготовка

б) Словарно-лексическая работа

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним

Первичное чтение текста учителем

- Послушайте стих и представьте себе картины, которые автор описывает

Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

Работа в парах: чтение строфами, прочитайте выделите главные слова

Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

 

Дети  выполняют задание на слайдах

обмен впечатлениями о том, что представили.

Ответы детей

Чтение по цепочке

Ответы зачитывают отрывками произведения

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Обмениваться  впечатлениями

Коммуникативные УУД:

умение слушать  ответы других детей

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Общеучебные  УУД ( умение работать с текстом)

 Историческая справка

Подготовленный ребёнок ведёт рассказ

Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
 
– Что чувствуют дети?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями

Коммуникативные УУД

Общеучебные УУД (работа со словарем)

Первичное закрепление

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты:

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

Дети работают в группе

Выписывают  на планшет задание

Коммуникативные УУД

Рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

- Понять, замысел произведения

- Да.

Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

- Почему произведение называется «Встреча зимы?

- Каков же замысел И..С. Никитина?

- - Описывая природу. Поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку

- любовь к родной природе.

Коммуникативные УУД

Домашнее задание

С71 №7, произведение выраз. читать

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...