Буква Р, р. Звуки [р], [р`].
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бакаева Ирина Юрьевна

Урок обучения грамоте в 1 классе, программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og_1.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока  по  «Обучению грамоте»,   проведенного   в  1 классе «Б» (VII вида)  2013-2014  учебный  год,

автор  учебника  Горецкий В.Г.

Тема урока: Буква Р, р. Звуки [р],[р']. Упражнение в чтении слов и предложений с данными буквами.

Тип  урока: комбинированный.

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Планируемые результаты (предметные): овладеют учащимися навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтение предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты: проявляют понимание и уважение к ценностям  культуры.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

     регулятивные: удерживать цель до получения её результата;

     познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки.

     коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке.

Оборудование: презентация, учебник «Азбука», карточки с корабликами, карточки для составления схемы слова.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организацион-ный.

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв.  Проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Азбука были с нами.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивацион-ный.

Всегда перед путешествием команда собирается вместе, чтоб настроится на работу.

Вспомним с вами наши стихотворения-помощники.

- Молодцы!

Проговаривают вместе с учителем:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

На уроках мы сидим.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

3. Актуализация  ранее полученных знаний.

Цель:  выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков

- Люди живут в домах, а где живут буквы?

- Верно, буквы складываются в слоги, слоги в слова, слова – в предложения, а предложения, например, в сказки. Одна из таких сказок пришла к нам сегодня в гости. Её автор А.С. Пушкин (слайд 1). Послушайте её фрагмент   и вспомните название.

- Вспомните, что произошло дальше. Чем занимался старик и кого он встретил?

(Повторение изученных звуков и букв, их акустических  характеристик)

- И вот по такому синему морю плыл корабль с волшебными пассажирами.

- Помогите мне их расселить по каютам.

(слайд 2)

-буквы живут в книгах, Алфавите, Азбуке.

- Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ответы детей.

Ученики выходят к доске и располагают буквы в соответствии с классификацией: гласный (1 или 2 ряда) – согласный (звонкий или глухой).

Коллективная работа у интерактивной доски.

Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ ситуации;

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

4. Формулиров-ка темы урока.

 

5. Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для час-тично-поисково-го метода.

Определение темы урока учащимися.

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Верно, сегодня мы  продолжим  знакомство со звуком (р) и буквой (эр)».

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1) Продолжим знакомство с  буквой (эр).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении  слогов  и слов  с новой буквой.

4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.

5) Составление схем предложений

Попытки назвать тему урока

Определение целей урока

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

6. Работа над новым материалом.

Цель: дальнейшее знакомство со звуком [р] и [р'], буквой  эр, закрепление ра-нее полученных по теме знаний.

-Молодцы, ребята, раз мы сегодня говорим на морскую тематику, давайте решим: какая буква встречается в словах: рыбак, рыба, море? (слайд 3)

Давайте вспомним, что мы знаем про звук [р].

- На борту корабля много грузов. Посмотрите, что везет наш корабль, и определите: какой в этих словах встречается звук [р] или [р'], назовите его место в слове. (слайд 4)

- Умницы, но ведь на корабле могут перевозить и животных, например, для зоопарка.  Определите тех зверей, в названиях детенышей которых есть звук [р']. (слайд 5)

- буква эр.

- Звук [р] – согласный, звонкий, может быть тв. [р] и мягким [р'].

Ребята выходят к доске, определяют место звука в слове и его акустические характеристики (коллективная работа).

Ребята выходят к доске, определяют наличие звука в слове (коллективная работа).

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

7. Физминутка.

Учитель показывает и проговаривает вместе с детьми, затем выбирается самый активный моряк и физминутка проводится ещё раз.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму

8. Первичное закрепление.

Цель: организовать овладение учениками навыка выделения звука на фоне речи, чтения слогов, слов, отрабатывать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

-Чайки принесли для нас слоги с буквой эр. Попробуем их прочитать. (слайд 6)

-Соотнесите слоги и предложенные вам слова. (слайд 7)

(Работа по карточкам)

- Любят парусники  плавать по морю. Много слов они слышат от ветра. Прочитайте слова, которые они услышали.

- Составьте по одному  предложе-нию с этими слова-ми.

- А зачем человеку нужны руки?

(Звуко-буквенный синтез и анализ в парах)

Выложите из букв слово «руки» и составьте схему этого слова.

- Какая гласная живет в 1 слоге?

Замените её на [а]. какое слово получится? (слайд 8, 9)

Дети по цепочке читают предложенные слоги, придумы-вают  и называют слова с такими слогами.

Выполняют задание по инструкции.

 

Дети читают слова, написанные на парусниках: кот, нос, рак, руки.

Зачитывают свои предложения.

Ответы детей.

Выполняют работу в парах.

- [у]

- Раки – это морские жители.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

-хоровое произношение

-работа в парах

- творческая работа

9. Закрепление изученного.

Цели:

- отрабатывать навык осмысленного чтения, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

- В мире есть много профессий. И практический у каждого рабочего есть профессиональный праздник. Так моряки Черноморского флота отмечают его – 13 мая. Девочки-дочки решили поздравить своих пап с праздником. Давайте прочитаем как. (слайд 10, 11)

Работа по заданию учебника: какие подарки сделали девочки для своих пап-моряков? Кто что нарисовал?

Чтение текста на стр.

Ответы учеников.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

-хоровое произношение

- творческая работа

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Посмотрите на наш корабль. Если вам сегодня было интересно и легко работать, то выберите себе каюту на верхней палубе. Если были затруднения, то на средней, а если вам было тяжело работать на уроке– на нижней. Какую каюту выберите вы?

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Все были настоящими моряками. Наш урок окончен.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке.

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...