конспект
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект занятия по литературному чтению о фольклоре и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_i_literatura_2.odt20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор и литература.

Цели: 1. Создать условия для усвоения материала о жанрах фольклора.

2. Способствовать развитию внимания.

3. Содействовать воспитанию интереса к истории родного края.

Оборудование: записи на доске, карточки с отрывками из произведений фольклора и литературных произведений.

Ход урока:

  1. Орг момент
  2. Изучение нового материала.

Повторение определений: загадка, былина, быличка, легенда, сказка, миф, пословица, поговорка, присказки.

Происхождение пословиц.

Происхождение поговорок.

Фольклор — устное народное творчество.

Предшествовало развитию литературы, на ее основе формировались первые литературные жанры.

В фольклоре благодаря литературе также появились новые образы, темы, жанры.

  • Что такое культура?
  • Что влияет на развитие культуры?
  • На какие группы она делится?
  • К какой культуре относится духовная?

Фольклор основа национальной культуры.

  • Образ родной земли.
  • Названия.
  • Труд — земледелие.
  • Описание быта.

Художественные средства

  • зачин «жили-были»
  • символика девушки
  • синонимические тавтологии
  • ритмическая структура
  • народный язык

«Повести временных лет»

«Слово о полку Игореве»

«Повесть о Петре и Февронии»

А.С. Пушкин

В.А. Жуковский

М.Ю. Лермонтов «Повесть о Купце Калашникове»

Некрасов «Мороз  Красный Нос»

Твардовский «Василий Теркин»

Кольцов

Есенин

III. Закрепление.

1.Слово о полку Игореве

2. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

3.Народная песня

4. Кольцов

5. Былина «Садко»

6. Чуковский  «Путаница»

7. Потешка

IV. Домашняя работа

 1.  Не прилично ли будет нам, братия,

   Начать древним складом

   Печальную повесть о битвах Игоря,

   Игоря Святославича!

   Начаться же сей песни

   По былинам сего времени,

   А не по вымыслам Бояновым.

   Вещий Боян,

   Если песнь кому сотворить хотел,

   Растекался мыслию по древу.

   Серым волком по земле,

   Сизым орлом под облаками.

2.  Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одною рыбкой.

С непростою рыбкой, - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

3.Ой, да ты, калинушка,

Ты малинушка!

Ой, да ты не стой, не стой

На горе крутой.

Ой, да ты не стой, не стой

На горе крутой,

Ой, да не спущай листа

Во сине море.

Ой, да во синем-то море

Корабель плывет,

Ой, да корабель плывет,

Аж вода ревет.

4.Не шуми ты, рожь...

Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь!

Мне не для чего

Собирать добро,

Мне не для чего

Богатеть теперь!

5.В славном в Нове-граде

Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир,

По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садко перепался,

Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

6.Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

7.Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...