Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование по пронрамме "Школа России" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.zip107.18 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы

Содержания.

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля.

Оборудование

Летописи. Былины. Жития. (8 ч)

1.

Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий

Толковый словарь

2.

Особый язык летописей. Фрагмент летописи «И вспомнил Олег коня своего».

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

 Учить правильно читать и понимать исторические произведения.

Фронтальный опрос.

Пословицы.
Дополнительный материал
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

3.

Былины как жанр русского фольклора. «Ильины три поездочки».

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг

Текущий

Картина
В.М. Васнецова «Богатыри!

4.

Развитие сюжета в былине «Ильины три поездочки

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь мотивировать  поведение героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Текущий

Картина
В.М. Васнецова «Богатыри!

5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

Образные языковые средства Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать произведение «Житие Сергия  Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Текущий

Картина

 М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

6.

Внеклассное  чтение. Путешествие по земле русской, богатырской. Былинный сказ «Илья Муромец и Калина-царь».

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

 Учить правильно читать и понимать исторические произведения.

Фронтальный опрос.

Пословицы.

7

Характеристика главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского»

Понимание содержания литературного произведения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявление мотивов поведения.

Фронтальный опрос

Иллюстрация иконы «Сергий Радонежский»

8

Обобщение по теме: «Летописи. Былины. Жития». Составление рассказа о рукописных книгах.

Различение жанров

Произведений, накопление образных обобщений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль

Обобщение

Иллюстрации учебника, картины,

Чудесный мир классики (18 ч)

9

Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- Горбунок»  (отрывок)

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Выразитель

ное чтение

Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок», портрет П.Ершова.

10

Развитие сюжета в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок»

Герой произведения,

иллюстрация и ее роль

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию  прочитанного, отвечать на них

Знать творчество

П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Тематический.

Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок»

11

Характеры главных героев в сказке П.Ершова «Конёк Горбунок»

Поступки героев, их характеристика. Беглое, выразительное чтение.

Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

Фронтальный опрос

Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок», презентация

12

Реальные и фантастические события в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок»

Мотивы поведения героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

Тематичес

кий.

Иллюстрации к сказке П.П. Ершова «Конёк - Горбунок»

13

Внеклассное чтение Русские классики об осени.

Декламация произведений.

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Чтение

наизусть

Слайд-шоу «Времена года»

14.

  А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

Декламация произведений.

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Чтение

наизусть

Слайд-шоу «Времена года»
Портрет А.С. Пушкина.

15

. А. С. Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Герои произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Уметь анализировать

поведение героев

Выразительное

чтение.

Презентация к сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

16

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.  А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Чтение  наизусть.

Картинный план.

Презентация к сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

17

Народная мораль и нравственность в сказке.  А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

Умение различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Установление взаимосвязи смысловых частей текста.

Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

Выразитель

ное  чтение.

Презентация к сказке А.С. Пушкина

18

М. Ю. Лермонтов.

 «Дары Терека»

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Знать название и

основное содержание

изученного произведения, творчество  М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

Вырази-

тельное

чтение

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет М.Ю. Лермонтова.

19

Хорошие и плохие поступки людей в произведении М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Чтение по ролям. Понимание основного содержания произведения.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Выразительное

чтение
по ролям.

Иллюстрации к сказке.

20

Вн. чт.А. Яшин «Мамина сказка».  

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

(прочитанного) произведения.

Вырази-

тельное

чтение.

Иллюстрации к сказке.

21

Характеристика героев и отношение к ним в произведении  М. Лермонтова «Ашик-Кериб

. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Анализ поступков героев.

Уметь мотивировать  поведение героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Фронталь
ный.

Иллюстрации к сказке.

22

 Л. Н. Толстого «Детство»

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Тематиче-

ский.

Портрет   презентация о творчестве Л.Н.Толстого.

23

 Л. Толстой «Как мужик убрал  камень».

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Уметь высказывать

оценочные суждения

о прочитанном произведении.

Выразитель

ное

чтение.

Басня Л. Толстого «Два товарища»

24

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

Понимание основного

содержания услышанного.
Умение характеризовать героев произведения.

Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать

жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.

Пересказ
от лица героев.

Портрет
А.П. Чехова.

25

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова

«Мальчики».

Тема, главная мысль,

события, последовательность. Понимание основного

содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений  целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематиче-

ский.

Иллюстрации к рассказу.

26

Вн. чт.  И. Тургенев «Перепелка».  Обобщение по разделу.

Безошибочное чтение

незнакомого текста

с соблюдением норм

литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно,  выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения.

Диагности
ка

навыка

чтения.

Кроссворд, презентация.

Поэтическая тетрадь 1- 8ч.

27.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко…»

Различение жанров

произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы  с музыкой и живописью. Настроение лирического героя.

Уметь читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины.

наизусть.

презентация к стихотворению.
Портрет Ф. И. Тютчева.

28.

 Приёмы заучивания стихотворения с опорой на иллюстрацию.. А. Фет.  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

Образные языковые

средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь выразительно

читать, участвовать в обсуждении текста. Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукоподражанием..

наизусть

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет А.Фета.

29.

Сравнение состояния природы в разное время.  Е. А. Баратынский  «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать лирические произведения о весне. Развитие умения воссоздавать художественные образы.

наизусть

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет Е.А.Баратынского.

30

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Осознанность и выразительность чтения.

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. Развитие творческих способностей.

Тематиче

ский

Портрет А.Н. Плещеева.

31

Строфа: двустишие, трёхстишие, четверостишие.       И. С. Никитин  «В синем  небе плывут над  полями...»

Осознанность и выразительность чтения

Знать произведения

о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах.

Чтение

наизусть

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет И.С. Никитина.

32

 Главная мысль произведений. Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

Образные языковые

средства.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства.

Чтение

наизусть

Портрет Н.А. Некрасова

33

Пейзажные описания. Сравнения. И. А. Бунин «Листопад»

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Выразительное чтение

Иллюстрации к стихотворению на тему «Осень»
Портрет И.А Бунина.

34

Вн. чт. М. Пришвин «Этажи леса». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Осознанность и выразительность чтения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь:  читать выразительно осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль текста

Тематиче-

ский

Выставка рисунков.

Литературные сказки (13 ч)

35

 Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать названия, основное содержание изученных произведении.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
В.Ф.Одоевского.

36

Особенности поведения, внешнего

облика, речи

героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь делить текст

на смысловые части,

составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя.

Творческий

пересказ

37

 Отражение  реальной жизни в сказке   В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Пересказ

Портрет В.М.Гаршина

38

Роль описания в раскрытии  характеров главных героев в сказке  В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Формирование эмоционально - оценочных суждений.

Уметь чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям.

Творческий

Пересказ.

Рисование сюжетов из сказки.

39

Главная мысль произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Анализ поступков и характеров героев, навык правильного выразительного чтения.

Уметь сопоставлять особенности художественных образов, эмоционально- эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном)

Вырази-

тельное

чтение.

Ответы на

вопросы.

Выставка письменных работ учащихся.

40

Вн. чт.  В.Г. Сутеев «Волшебный магазин».  

Участие в диалоге при

обсуждении произведения.

Знать творчество В. Г. Сутеева

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведении.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
В. Г. Сутеева презентация

41

Отражение  реальной жизни в сказке П. П. Бажова  «Серебряное копытце»

Участие в диалоге при

обсуждении произведения.

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведении.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
П.П.Бажова, презентация

42

Особенности речи героев сказа  П. П. Бажова  «Серебряное  копытце»

Оценка иллюстрации

к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения.

Чтение по

ролям

Выставка рисунков.

43

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Народная сказка, литературная. Работа с иллюстрацией.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Вырази-

тельное

чтение.

Портрет
С.Т. Аксакова

44

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький  цветочек

Герои произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь анализировать характер, мотивы  поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

Чтение по

ролям.

Презентация сказки.

45

 Борьба добра и зла, торжество

справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Герои произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь анализировать характер, мотивы  поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

пересказ

Иллюстрации художников к сказке.

46

Обобщение по разделу:

«Литературные сказки»

Участие в диалоге при

обсуждении произведения.

Уметь делить текст произведения на части, составлять план,

пересказывать произведение, работать  с иллюстрациями.

Фронталь-

ный опрос

Выставка на тему «Литературные сказки»

47

Внеклассное чтение. Сказы П.Бажова. Анализ произведения «Голубая змейка»

Выражение личного

отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Пересказ

Выставка на тему

Делу время – потехе час  (7 ч)

48

 Характеристика главных героев в сказке Е.Л.Шварца

«Сказка о потерянном времени»

Литературная сказка.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Текущий

Портрет
Е.Л.Шварца

49.

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

Инсценирование отрывка.

50

В. Ю. Драгунский

«Главные реки».

Рассказ. Осознанность

и выразительность

чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Чтение по

ролям

Портрет
В.Ю.Драгунского, презентация

51

. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Создание  небольших

письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному  произведе-нию.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства.

Чтение по

ролям

Выставка произведений В.Ю.Драгунского.

52

Авторское отношение к герою в рассказе  В. В. Галявкина «Никакой я горчицы  не ел»

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды,

выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию  прочитанного, отвечать на них.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному,  работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения.

Вырази-

тельное

чтение.

Портрет
В.В.Галявкина

53

Вн.чтение. Рассказы В.Драгунского. Юмор и сатира в произведениях для детей.

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды,

выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного  произведения. Умение ставить вопросы по содержанию  прочитанного, отвечать на них.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства.

Чтение по

ролям

Выставка произведений В.Ю.Драгунского.

54

Обобщение по

разделу «Делу

время - потехе

час»

Умение составлять

простейшие задания

для викторины.

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Тест

(10 мин)

Кроссворды.

Страна детства (7 ч)

55

Б. С. Житков  «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.

Понимание содержания литературного

произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
Б.С.Житкова

56

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных

произведений, отвечать на вопросы

Пересказ

57

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
К.Г.Паустовского

58

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Творческий

пересказ

Презентация «Жизнь и творчество Паустовского»

59

Вн. чт. М. М. Зощенко «Елка».

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

Портрет
М.М.Зощенко

60

Вн.чтение. К Паустовский «Похождение жука-носорога». Моделирование обложки произведения.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Выставка книг

61

Обобщение по разделу «Страна детства»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический

Викторина, ребусы, кроссворды.

Поэтическая тетрадь №2  (6 ч)

62

 Жанры литературных произведений.  В. Я. Брюсов «Опять сон»,

Жизнь и творчество В.Я. Брюсова. Правильное, выразительное чтение стихов.

Уметь читать стихотворные произведения, развитие поэтического слуха.

наизусть

 Портрет

 В. Я. Брюсова

63

Жанры литературных произведений. В. Я. Брюсов «Детская»

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы.


64

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

наизусть

Портрет

 С. А. Есенина

65

  М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

наизусть

66

Внеклассное чтение.  «Волшебница – Зима». Стихи русских поэтов о зиме.  

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Чтение наизусть

Выставка по теме

67

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Природа и мы (12 ч)

68

  Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Звать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Портрет
Д.Н.Мамина – Сибирика.

69

Роль рассуждений и диалогов в рассказе  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении  прочитанного  произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ.

70

Характеристики и портреты животных в рассказе  А. И. Куприн

«Барбос и Жулька».

Понимание содержания литературного произведения.

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
А.И. Куприна

71

Тема  самопожертвования в рассказе А. И. Куприна

«Барбос и Жулька»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Творческий

пересказ

72

Внеклассное  чтение. В. В. Бианки «Лесная газета».

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Творческий

пересказ

Выставка книг

73

Характеристика главных героев рассказа
 М. М. Пришвина «Выскочка»

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
М.М. Пришвина

74

Поведение и повадки героев рассказа М. М. Пришвин «Выскочка»

Тема, главная мысль,

события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.

Творческий

пересказ

75

Е. И. Чарушин «Кабан».

Участие в диалоге при обсуждении  прочитанного  произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий

пересказ

Портрет
Е.И.Чарушина

76

Тема природы в рассказе  В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
В.П.Астафьева

77

Развитие сюжета в произведении  В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.

Фронталь-

ный опрос

Презентация.

78

Внеклассное чтение. Рассказ  И.Тургенева «Собака». Размышления над главной мыслью произведения.

Тема, главная мысль,

события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.

Фронталь-

ный опрос

Презентация.

Выставка книг

79

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Тематиче-

ский.

Тест «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь №3 (4 ч)

80

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Связь произведений

литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства.

Чтение

наизусть

Портрет
Б.Л.Пастернака слайд-шоу «Осень»

81

Многообразие форм и «настроений» природы в поэзии.  

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
С.А. Клычкова

82

Приёмы заучивания стихотворений с опорой на воображаемую картину. Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Декламация произведений,
понимание основного содержания услышанного.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

Чтение

наизусть

Портрет
Д.Б.Кедрина

83

Средства художественной выразительности в стихотворении С. А. Есенин «Лебедушка»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства.

наизусть

Портрет
С.А.Есенина

Родина (4 ч)

84

Внеклассное  чтение. Творчество С. Алексеева. Тема любви к Родине и ее
героическому прошлому.  

Передача при помощи

интонации своего отношения к персонажам и событиям

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Вырази-

тельное

чтение

85

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому.    И. С. Никитин «Русь»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
И.С.Никитина

86

Ритм и рифма в стихотворной речи. С. Д. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства

Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать  с иллюстрациями; отвечать на вопросы.

наизусть

Портреты
А, В.Жигулина,

С. Д. Дрожжина

87

 Ритм и рифма в стихотворной речи. Б. А. Слуцкий  «Лошади в океане» Обобщение по разделу «Родина»

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

наизусть

Портрет
Б.А.Слуцкого,

презентация

Страна Фантазия (5 ч)

88

Внеклассное  чтение. В мире фантастики.

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.

пересказ

Выставка книг

89

90

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»  Анализ поступков героев

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.

Выразительное чтение

Портрет
Е.С.Велтистова

91

 Сравнение сказки и фантастического рассказа. Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Портрет
Кира Булычёва

92

Обобщающий урок по теме «Страна фантазия»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Выразительное чтение

Презентация.

Зарубежная литература (10 ч)

93

Фантастические события, персонажи в произведении  Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Портрет
Д.Свифта

94

 Развитие сюжета в произведении  Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Иллюстрации к произведению.

95

Внеклассное  чтение. Творчество Г. Х. Андерсена.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Творческий

пересказ

Выставка книг Портрет
Г.Х.Андерсена

96

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Герои произведения -

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Вырази-

тельное

чтение

презентация

97.

  Народная мораль в характере главных героев в сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка»

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события,

героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

98

Герои произведения
М. Твена «Приключения

Тома Сойера»

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию, отвечать на них

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения  героев, отвечать на вопросы

Пересказ

Портрет
М.Твена презентация

99

Сравнение героев и их поступков М. Твен  «Приключения Тома Сойера»

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

100

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать  с иллюстрациями

Вырази-

тельное

чтение

Портрет

С  Лагерлефа презентация

101

Внеклассное  чтение.  Самые интересные книги - КВН.

Тема, главная мысль, события, последовательность Понимание основного

содержания прочитанного. Участие в диалоге при обсуждении  прочитанного произведения.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Выставка книг

102

Обобщающий урок

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Фронталь-

ный опрос.

Презентация, книжная выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....